Особенности стилистической окраски, ошибок и синонимов
Особенности стилистической окраски, ошибок и синонимов
1.
Установите,
какую эмоционально-экспрессивную и функционально-стилевую окраску имеют приведенные
ниже слова. Подберите к ним нейтральные синонимы
Агитация, подземка,
дефилировать, мантия, мудак, собачиться, кадриться, дифирамба, гнусный,
космополит, пацан, чуточку, шибко, неотвратимый, негожий.
Понятие-Эмоц-экспрес
окраска-Функ-стил окраска-Нейтральные синонимы
Агитация-нейтральная-книжная-влияние,
толчок
Подземка-нейтральная-разговорная-метрополитен,
метро
Дефилировать-нейтральная-книжная-расхаживать,
шествовать
Мантия-положительная-публицистическая-длинная
одежда
Мудак-отрицательная-разговорная-идиот,
простак
Собачиться-отрицательная-разговорная-спорить,
ругаться
Кадриться-нейтральная-разговорная-знакомиться
с девушкой
Дифирамба-положительная-художественная-хвала
кому-либо
Гнусный-отрицательная-художественная-низкий,
гадкий
космополит-нейтральная-публицистическая-нации,-раст.-и-жив.,встречающиеся
по всему миру
Пацан-отрицательная-разговорная-мальчик
Чуточку-нейтральная-разговорная-немного,
чуть-чуть
Шибко-нейтральная-разговорная-сильно,
очень
Неотвратимый-нейтральная-книжная-худ-неизбежный
Негожий-нейтральная-художественная-плохой,
негодный
2.
Подберите
стилистические синонимы (не менее трех) к словам
Мир, думать, дорогой.
Мир - вселенная, земной
шар, земля, космос, поднебесная, белый свет.
Думать – размышлять, рассуждать,
вникать, раздумывать, рассуждать, пораскинуть мозгами
Дорогой – драгоценный,
любимый, ненаглядный, милый, желанный, ценный, яхонтовый.
3.
Найдите в
приведенных предложениях стилистические ошибки. Исправьте их
1.Многим в деревне были
известны его ночные вояжи в лес за грибами.(употребление слова в неуместной
стилевой окраске)
Многим в деревне были
известны его ночные походы в лес за грибами.
2.
В ней нет ни
великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни закидонов
монакской династии. (смешение стилей)
В ней нет ни
великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни
претенциозностей (странностей) монакской династии.
3.Певец, видимо, решил
покончить с блатным прошлым и перейти на обычную попсятину. (неверная
стилевая окраска слова )
Певец, видимо, решил
покончить с блатным прошлым и перейти к другому более непринуждённому жанру
популярной музыки.
4. Менты захлопнули
камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной цевницей. (употребление
неверного по смыслу, стилю и значению слова, архаизм) Если честно, то не пойму,
при чем тут цевница…В интернете нашла вот такое определение данного слова: Цевница
- русский многоствольный духовой музыкальный инструмент типа флейты Пана. С 19
в. называется кувичками, кугиклами, кувиклами. Не вижу связи с текстом.
Менты
захлопнули камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной тряпкой.
5. Восемь школ, которые дислоцируются
в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить за тридевять
земель. (употребление слова в несвойственном ему значении)
Восемь школ, которые
расположены в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить на
другой конец города.
4.
Составьте собственную картотеку стилистических ошибок (5-7 примеров). В
качестве источников используйте тексты различных жанров, примеры из разговорной
речи и пр. Укажите, в чем именно заключается ошибка; исправьте ее.
·
Вы с сестрой так
похожи! Я порой не различаю вас друг от друга.
Ошибка: неразличение паронимов.
Вы с сестрой так похожи! Я порой не отличаю вас друг от друга.
·
Когда моя мама
узнала, что я не сдала экзамен по математике, она негодовала от возмущения.
Ошибка: плеоназм, речевая избыточность.
Моя мама негодовала/была возмущена, когда узнала, что я не сдала экзамен
по математике.
·
В рассказе “Моя
любовь” писатель рассказывает нам о своей жизни.
Ошибка: тавтология.
В рассказе “Моя любовь” писатель повествует нам о своей жизни.
·
Когда она
приезжала в наш дом, всем было очень весело. Сразу начинались игры,
веселье и баловство. Она никому не давала скучать в нашем доме.
Ошибка: стилистические повторы в тексте.
Когда она приезжала в наш дом, всем было очень весело. Сразу начинались
игры, веселье и баловство. Она никому не давала скучать.
·
Директор школы был
в ауте, когда узнал, что они выиграли грант в размере 1 млн. рублей.
Ошибка: употребление слова неуместной стилевой окраски
Директор школы был потрясен, когда узнал, что они выиграли грант в
размере 1 млн. рублей.
·
Есть немало
произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
Ошибка: неудачный порядок слов
В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве
автора.
·
Как только с
трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель.
Ошибка: двусмысленность, амфиболия
Как только доярка сошла с трибуны, председатель занял ее место.
·
Впереди
лидировал
по-прежнему Миронов. Миронов по-прежнему лидировал.
Ошибка:
тавтология
·
Проливной
ливень заставил нас
спрятаться под навес. Проливной дождь заставил нас спрятаться под навес.
Ошибка: тавтология
·
Борщ из свежей
капусты, вегетарианский, с мясом и сметаной. Борщ из свежей капусты,
вегетарианский, без мяса.
Ошибка: нарушение
логичности
·
Учитель обязан содействовать
исправлению допущенных родителями ошибок. Учитель обязан способствовать исправлению
допущенных родителями ошибок.
Ошибка: неправильное
употребление синонима
·
На новогоднем
вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
На новогоднем вечере было
немало шуток, розыгрышей и забавных моментов.
Ошибка: неправильное
употребление неологизма
·
Получив с ворот
поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. Получив с ворот поворот, фирмач
обратился к другим поставщикам.
Ошибка: неправильное употребление
фразеологизма
5. Определите,
к какому функциональному стилю принадлежит этот текст. Докажите его принадлежность
к данному стилю, указав основные лексические, морфологические и синтаксические
черты
Какая
дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля - национальная
катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла
гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и
спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был
объявлен. Почему? Если его нет - тогда это авантюра, если он есть - тогда
почему его скрывают? Мы все знаем: цены освобождены в угоду монополистам, ни по
какому ваучеру ни один гражданин не получили отдаленно своей доли в
национальном достоянии. Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят
скандальные случаи приватизации за бесценок, Кто-то взял почти бесплатно, а
государство не получило ничего. Государство ограбило 70 миллионов вкладчиков,
самых добросовестных, самых лояльных, самых доверчивых своих граждан. Дало
жестокий урок никогда не верь государству и никогда не работай честно. И мы
знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает
наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и
куда-то увозятся из страны и как по стране свободно шествует преступность.
Третий год мы слышим и от правительства, и от президентской команды, и от так
называемой непримиримой оппозиции одно и то же: борьба с преступностью.
Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали
вы их? И нет уголовных законов, соответствующих невиданной криминальной ситуации,
которая сегодня пугает уже и Америку, и Германию - она уже и туда плеснула. Нет
нового уголовного кодекса, нет уголовно-процессуального кодекса, может быть,
потому, что у Государственной Думы нет времени.
Анализ:
1.
Публицистический
стиль
2.
Аналитическая
статья (возможно обзор)
3.
Информационная
цель, воздействие на массового адресата
4.
Тема: экономика,
политика, проблема – беспредел в стране.
5.
Стилевые черты и
языковые особенности текста:
·
Понятность
текста: употребление общеизвестной лексики, отсутствие узкоспециальной
терминологии
·
Актуальность
текста: “падение рубля”, “борьба с преступностью” и т.д.
·
Объективность
изложения: в тексте приведены конкретные цифры “70 миллионов вкладчиков ”
·
Выраженность
точки зрения, отношения автора: используется оценочная лексика (Какая дикость,
разграбляются, спохватываться, бесценок), повествование ведется от первого лица
( мы знаем, мы слышим)
·
Призывность,
агитационность текста: присутствует скрытая агитация, основная цель данного
текста – проинформировать и взбудоражить аудиторию. (“скажите?...можете
назвать?...почему?....где открытые суды?..где грозные приговоры?”)
·
Эмоциональность,
выразительность изложения: множество вопросительных предложений, антитез. Автор
хочет показать, что ему не безразлична проблема, освещенная в тексте и у него
это получается, текст довольно-таки эмоционален. В основном, благодаря
синтаксическим средствам выразительности – вопросительным предложениям,
инверсиям (“Можете вы назвать, слышали вы их?”)
·
Точка зрения
выражается не от первого лица, а через множественное местоимение “мы”.
·
Незначительная
грамматическая усложненность текста: преобладание глаголов в личной форме,
небольшое число причастных и деепричастных оборотов, не очень длинные цепочки
однородных членов, преобладание недлинных предложений с небольшим количеством
осложняющих конструкций.
6.
Самостоятельно
подберите текст (не более 1000 знаков) научного стиля, используя в качестве
источников тексты СМИ, Интернет и др. Докажите его стилевую принадлежность (см.
задание 5)
Л.Ф.Курило
Телегония – мифы и реальность
Медико-генетический научный центр
РАМН
отрывок из статьи.
“Профессора М.М. Асланян и А.С.
Спирин приводят в своей публикации схему и результаты экспериментов,
посвященных реципрокному переносу чистопородных доимплантационных эмбрионов
кроликов от самки одного окраса (черного), самке другого окраса (белой) и
наоборот. Во всех экспериментах окрас рожденного крольчонка оставался
генетически исходным - т.е. сохранялся генотип и фенотип крольчих - доноров
эмбрионов. Специалисты справедливо заключают о том, что и теоретические основы
генетики (ее законы) и результаты генетически корректных экспериментов
полностью отвергают явление телегонии. Встречающиеся же случаи рождения
потомства с признаками, отсутствующими у их родителей, имеют иное объяснение с
позиций современной генетики и биологии развития”
Анализ:
1.
Научный стиль
2.
Жанр – научная
статья
3. Тема - телегония
4. Информационная цель
5. Сфера коммуникации – наука
6. Текст относится к функционально-смысловому
типу речи «повествование», передается фактологическая информация.
7. Форма реализации научного стиля –
письменная.
8. Можно отметить такие стилевые
черты, присущие данному тексту, как: логичность, последовательность
повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения.
9. Стилистические средства,
используемые в данном тексте (языковая специфика текста).
·
Стилистические
средства фонетического уровня отсутствуют, т. к. текст письменный.
·
Стилистические
средства лексическо-фразеологического уровня.
Лексические средства
Употребление разговорной и
просторечной лексики отсутствует.
Употребление специальной лексики
(терминов). В тексте значительное количество узкоспециальной лексики
(реципрокному переносу чистопородных доимплантационных эмбрионов, генотип и
фенотип).
Употребление официальной лексики отсутствует
Употребление эмоционально окрашенной лексики
отсутствует
Отсутствие синонимов
·
Морфологические и
синтаксические средства:
Предложения усложнены причастными
оборотами, пояснениями.
Точность изложения достигается
использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной
лексико-семантической сочетаемостью.
7. Преобразуйте запись разговорной
речи в письменный рассказ о событии. Каковы особенности разговорной речи по
сравнению с письменной? На что необходимо обращать внимание при подобной
трансформации?
Раз мы зашли в такую
маленькую таверну / э-э… посмотреть / там же есть… были и рестораны такие / но
мы захотели посмотреть / и нам значит подали / там все сидели и ели макароны //
Макароны итальяни // Такая вроде пиалы знаете // такая круглая / подали нам …
миску // Макароны там плавают в томатном соусе // Мно-о-го томатного соуса // И
все они целиком / они не … не это / не ломаные // и мы значит посмотрели как
едят // Они замечательно умеют есть! Они эти макароны вот так берут
(показывает) тремя пальцами оттуда / и прямо в рот // И нигде не капнут // Я
говорю Лёля! Это сестра… (смеётся) // Я говорю давай уходить // Я говорю…
Понимаешь / мы не сумеем так / и мы все зальемся этим соусом.
Однажды мы с сестрой
зашли перекусить в таверну. Поблизости было много ресторанов, но ради интереса
мы решили посетить именно эту.
Оглядевшись, заметили,
что все посетители ели “Макароны Итальяни”. И нам, конечно же, захотелось отведать
столь популярное блюдо. Макароны подали в пиале, больше похожей на миску,
причем томатного соуса в ней было больше, чем самих макарон, они буквально
плавали в нем. Самое интересное - все посетители ели это блюдо руками, просто брали
тремя пальцами макаронину и в рот, да настолько умело, что ни одной капли мимо.
Посидели мы, подумали и решили покинуть это заведение, дабы не залиться соусом
и не быть опозоренными.
Разговорная речь, как
правило, не подготовлена и спонтанна, воспроизводится автоматически, грамматика
при этом в большинстве случаев страдает. Устная речь не нагружена сложными
словосочетаниями и предложениями, мы видим отсутствие причастных и
деепричастных оборотов. Предложения в разговорной речи короткие и часто не
связанные между собой лексически. Письменная речь в отличие от разговорной
строится логически, устная же ассоциативна и сбивчива.
8. Перечислите
особенности построения рекламных текстов. Подберите собственные примеры
рекламных текстов (или их фрагментов), иллюстрирующие данные особенности
Рекламные тексты, как правило,
краткие и запоминающиеся. Реклама включает в себя вступление, основную часть,
заключение и слоган. Для построения текстов применяется множество способов.
Вот, например, всем известная реклама стирального порошка Tide:
Чистота – чисто Tide.
Здесь используется приёма каламбура, а также приём синтаксического
параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи, что делает
слоган кратким и запоминающимся.
Также очень часто используется антитеза, как, например, в рекламе Mastercard
Есть вещи, которые
нельзя купить.
Для всего остального
есть Mastercard.
В основе слогана –
антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются
ценности не материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет
Mastercard.
Квасу – Да!
Химии – Нет!
Zanussi
Вода замерзает при 0° С.
Доказано Цельсием. Надежная бытовая техника существует. Доказано Zanussi.
Слоган состоит из двух
частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма.
Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово
доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы,
достойной доверия.
Так же в рекламе могут
быть использованы:
·
принцип
синтаксического параллелизма
·
использование
приема каламбура
·
использование
многозначности слова, как основы слогана
·
обыгрывание
оттенков лексического значения слов
|