Продюсирование как форма управления персоналом в музыкальной индустрии
Продюсирование как форма управления персоналом в музыкальной индустрии
Институт профессиональной оценки
Кафедра фундаментальных и общепрофессиональных дисциплин
Реферат
По курсу: «Управление
персоналом»
Тема: «Продюсирование
как форма управления персоналом в музыкальной индустрии»
Выполнила
студентка группы ФЗ-2102 Мухина
К.А.
Научный руководитель Бакулина
Н.В.
МОСКВА 2004
Введение.
Процесс перехода страны к
рыночной экономике затронул все сферы хозяйственной и культурной деятельности,
в том числе и музыкальную индустрию. В этой области культуры произошли коренные
изменения. Самым главным изменением является выделение экономического блока
отношений в музыкальной индустрии. Таким образом, экономика музыкального
проекта, наряду с творчеством, стала неотъемлемой частью музыкального проекта.
Взаимодействие этих двух составляющих обеспечивает конкурентоспособность и
оригинальность того или иного музыкального проекта.
Деятельность в сфере
шоу-бизнеса имеет свои особенности но, несмотря на это, она также подчиняется
законам характерным и для других видом общественной деятельности. Эта
деятельность включает в себя множество процессов, таких как, финансовые,
кадровые, социальные и многие другие (рис. 1).
Рисунок 1 Основные компоненты общественной
деятельности.
Музыкальная индустрия состоит
из следующих элементов:
1. Экономика;
1.2.
Творчество;
1.3.
Право;
1.4.
Менеджмент;
Рассмотрим более подробно
взаимодействие этих компонентов в музыкальной индустрии. Необходимость
творческой и экономической составляющей очевидна и так. Организацию любого
проекта обеспечивают управленческие отношения, которые опираются на личностной
фактор. Но музыкальный проект не может существовать без артистов и других
участников, ответственных за различные процессы. Таким образом становиться,
необходим профессиональный менеджмент. Все отношения с участниками проекта
регулируются правовыми принципами, отраженными в законодательстве и договорном
регулирование отношений.
Музыкальный бизнес включает в
себя организацию большого числа разноуровневых событий, людей и процессов. Все
процессы, так или иначе, связаны с генерированием идей, созданием проектов,
продвижением его на рынок, удержанием творческого и коммерческого потенциала на
определенном уровне. Для финансовой стабильности продюсеру необходимо учитывать
ее творческую, экономическую, управленческую и правовую специфику.
Понятие продюсера как
человека, ответственного за финансирование, производство и распространение
продуктов культуры, в частности культуры на практике возникло уже давно, но
получает свое признание на официальном уровне постепенно.
Музыкальное Продюсирование –
это сложный и многоуровневый процесс, который требует от продюсера как
творческо-управленческой фигуры большой отдачи сил, времени и нервов.
Роль продюсера в музыкальной индустрии.
На сегодняшний день всем известны основные
функции менеджмента, их всего семь:
- Организация;
1.2.
Контроль;
1.3.
Координация;
1.4.
Регулирование;
1.5.
Предвидение;
1.6.
Активизация;
1.7.
Исследование;
Исторически
сложилось, что менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, то
есть понятие главным образом связанное с изменением форм собственности и
увеличением роли человеческого фактора.
Основными признаками
менеджмента как своеобразного типа управления являются:
Ø
Организационные формы
управления (гибкие и адаптированные к процессам рыночного поведения компании)
Ø
Профессионализм
персонала
Ø
Организационные
приоритеты (человеческий фактор)
Ø
Мотивирование
эффективной деятельности
Ø
Личностной фактор
(творчество и искусство менеджера, выделение креативного компонента)
Роль продюсера тесно связана с
понятием менеджмента, но, так же как и в любой сфере деятельности имеет
определенную специфику. Само по себе понятие продюсер в России радикально
отличается от понятия этой профессии на Западе. На Западе продюсер – это
человек, который делает музыку. Но в России дела обстоят по-другому, продюсер –
это человек, который находит спонсорские, инвестиционные средства для
продвижения проекта, также является организатором разноуровневых творческих,
управленческих, правовых и экономических событий, процессов и явлений.
Многогранность продюсерской
деятельности в музыкальной индустрии связана с мощной раскруткой проекта,
которая включает в себя не только традиционные методы продвижения, такие как
концертная, гастрольная деятельность, но и специфические – мерчандайзинг,
участие в престижных музыкальных фестивалях, PR, создание
промо-компаний в Интернете. Таким образом, появляются проекты, основанные на
одном из нескольких шаблонов продвижения проекта:
1. Оригинальная идея проекта;
1.2. Вокальные данные исполнителей;
1.3. Мастерство композиторов;
Задача продюсера сводиться к
созданию продукта, который будет иметь коммерческий потенциал. Помимо
организационной деятельности. Решения текущих вопросов и координации, перед
продюсером стоит еще такая важная задача, как вдохновение всего коллектива на
максимально эффективное выполнение всей работы по проекту.
Продюсер – это, прежде
всего, организатор за которым стоит целая команда, которая и делает проект.
Продюсерская команда.
В зависимости от продюсерской
команды, объема выполняемых задач и системы управления продюсеры могут быть
квалифицированны как генеральный, исполнительный, линейный, проектный,
креативный и другие. Вне зависимости работает ли продюсер над конкретным
участком проекта или координирует весь проект, он должен быть профессионалом и
обладать достаточным количеством знаний и информации. Но к какой бы категории
не относился продюсер, он должен понимать утверждение: «Артиста делает хит». Когда
известность приходит к артисту, то сразу же она приходит и к продюсеру проекта.
Поэтому вся деятельность продюсерской команды направлена на запись хитовых
песен.
Продюсеру, как управленцу
приходиться координировать очень большое количество людей, направлять их,
отвечать за их действия и судьбу проекта. Далее будут рассмотрены участники и
партнеры продюсерского проекта (рис.3), их роль и взаимодействие с продюсером
(руководителем проекта). (рис.2)
Все участники и партнеры
продюсерского проекта разделены на блоки, которые отвечают за выполнение тех
или иных обязанностей:
1. Финансовый;
1.2.
Организационно-правовой;
1.3.
Творческо-управленческий;
1.4.
PR;
Финансовый блок.
Инвесторы и спонсоры. К ним относятся партнеры продюсера. Это
могут быть разные люди, обычный предприниматель, генеральный директор издания
или продюсер радиостанции. В зависимости от условий контракта, они могут
вмешиваться в творческую часть проекта, или оставить все на усмотрение
продюсера.
Финансовый директор. Это эксперт, который не помогает
зарабатывать деньги, но помогает их сохранить и если потребуется правильно
потратить.
Финансовый менеджер. В его обязанности входит оптимизация
условий по вопросу продюсерской ставки. Он может серьезно сократить затраты
продюсера.
Организационно правовой
блок.
Исполнительный продюсер. Является правой рукой генерального
продюсера. Он решает вопросы управленческого, творческого и финансового
характера, но окончательное решение принимает генеральный продюсер.
Директор группы. Принимает участие во всех делах группы, выезжает
вместе с ними на гастроли, решает организационные вопросы, урегулирует все
отношения с представителями партнерских компаний. Данное административное звено
играет важную роль, а также является связующим между творческим составом и продюсером.
Менеджер. Ведет переговоры, связанные с работой группы,
координирует процессы. выбирая наиболее эффективное решение проблемы.
Юрист. Принимает непосредственное участие в решение
правовых вопросов, возникающих при создании и продвижении проекта.
Концертный директор. Составляет гастрольный и концертный график
выступлений группы.
Творческо-управленческий
блок.
Авторы и артисты-исполнители. В понятие артисты-исполнители, помимо
самих артистов входят еще люди причастные к созданию их образа, т.е.
хореографы, постановщики шоу, сессионные музыканты, имиджмейкеры и др.
Музыкальные издательства. Это организации управляющие правами
авторов музыкального материала – композиторов и поэтов-песенников. С ними
продюсер ведет переговоры об использовании того или иного музыкального
материала. Продюсер вступает с музыкальным издательством в финансово-правовые
отношения.
Саундпродюсер. Контролирует все этапы записи песен в студии,
проводит мастеринг песен, отвечает за качество звучание конечного продукта.
Рекорд-лейбл. Компании, занимающиеся записью и выпуском альбома
исполнителя. рекорд-лейбл берет на себя права издания и продвижения на рынок
музыкального материала. Название лейбла, обычно находится на обложке любого
фирменного носителя. С другой стороны это выпускающая компания, которая занимается
тиражированием готового музыкального носителя и его дистрибуцией.
Арт-менеджер. Является экспертом деятельности всех творческих
участников проекта, включая и артистов-исполнителей. Он тесно сотрудничает с
продюсером проекта, тщательно прорабатывая все детали.
Программные директора TV,FM. Это люди, которые решают, какие записи будут поставлены для
прослушивания в эфире.
PR-блок.
PR-директор. Отвечает за формирование общественного мнения и
создание репутации артиста. PR – призван обеспечить эффективный диалог с
обществом, формируя и поддерживая выбранный продюсером сценический образ
исполнителя, а так же репутацию продюсера.
Промоутер. Они работают на звукозаписывающие компании. Их
работа заключается в том, чтобы получить наибольшее количество времени в эфире
для демонстрации новый записи.
Пресс-атташе. Пресса имеет огромное влияние на формирование
имиджа артиста и его популярность. Пресс-атташе предоставляет прессе всю самую
новую и интересную информацию об исполнителе.
Продюсер и коллектив находятся в сложном
взаимодействии, итогами их совместной работы является популяризация проекта и
получение прибыли от его реализации.
Рисунок
2 Результаты взаимодействия
участников продюсерского проекта
Рисунок
3 Участники и партнеры продюсерского
проекта
Управленческие качества продюсера.
Как уже было сказано
продюсерская деятельность, является неким синтезом многих профессий, но, прежде
всего работа продюсера опирается на работу с людьми разных уровней и профессий.
Ведь в подчинении у продюсера находятся десятки сотрудников, для правильного
управления которыми ему необходимо иметь определенные личностные качества и
профессиональные навыки. Продюсеру в проекте необходимо и попеременно играть
различные роли, быть музыкальным критиком, бизнесменом, дипломатом и идейным
руководителем. В зависимости насколько гибко продюсер сможет перестраиваться, и
будет зависеть успех проекта. В идеальной модели продюсера можно выделить
четыре составляющих:
1. Личностные качества;
1.2.
Цели и
задачи;
1.3.
Тактика
(поведение продюсера);
1.4.
Стратегия
(философия продюсера);
В зависимости от них
складываются функции продюсера, как руководителя проекта. Из четырех
составляющих функций современного продюсера, можно выделить базовые
составляющие – личностные качества и комплекс ролей продюсера. Именно в
соответствии с этими составляющими продюсер выбирает и использует наиболее
подходящий стиль руководства, осуществляет свою деятельность, ставит перед
собой цели и задачи, вырабатывает, и применят стратегию и тактику (технологии),
которые позволяют повысить популярность проекта, а также мотивировать
подчиненных на достижение поставленных задач.
При совпадение реальных
характеристик продюсера с требуемыми управленческими качествами, и при их
рациональном использование, модель продюсера приобретает идеальную форму.
Рисунок
4 Модель продюсера
Личностные качества
продюсера.
Успех управленческой работы в
шоу-бизнесе во многом определяется именно личностными качествами характера
продюсера. Именно они помогают продюсеру добиваться своих целей при этом,
поддерживая в коллективе жесткую дисциплину, сохраняю творческую атмосферу.
Такая форма управления возможна благодаря наличию у руководителя гибкости в
отношениях с людьми, ответственности и предприимчивости.
К личностным качествам можно
отнести следующие:
Ø
благожелательное
отношение к людям и работе;
Ø
высокие моральные
стандарты; самообладание;
Ø
креативное мышление;
Ø
оптимизм;
Ø
уверенность в себе;
Ø
требовательность.
Однако это не единственные
качества, которые делают человека продюсером, еще очень большую роль играют
профессиональные и деловые качества. К профессиональным качествам отняться те
качества, которые характеризуют любого грамотного человека и являются общим
фоном для выполнения обязанностей руководителя, его компетентность.
Руководитель так же должен обладать креативностью, широтой взглядов
базирующихся как на общей эрудиции, так и на хорошем знании не только
собственной сферы деятельности, но и смежных с ней профессий. К деловым качествам
можно отнести, прежде всего, организаторские способности, предполагающие не
только создание организации, коллектива, но и их контроль. Руководитель не
сможет выполнять эти задачи, если он не сможет добиться лидерства в коллективе.
Лидером может быть человек, который честолюбив, властен, целеустремлен, стремиться
к личной независимости. Так же к качествам руководителя относится коммуникабельность
– это умение находить общий язык, идти на контакт с подчиненными, вовремя
улаживать конфликты. Тактика и стратегия продюсера определяются личностными
качествами.
Функции продюсера.
Продюсер, по сути, является
лицом персонифицирующем функции управления. В зависимости от статуса продюсера,
в его обязанности входит огромное число функциональных задач, но обычно их
всего пять:
1. Стратегическая – заключается в проведении анализа
ситуации и разработке прогнозов, на основе которых ставятся цели, и
организовывается координация процесса.
1.2.
Административная – это контроль подчиненных, оценка
результатов, осуществление коррекционной деятельности.
1.3.
Экпертно-инновационная – постоянное ознакомление продюсера с
новинками рынка, их квалифицированная оценка и их внедрение в практику.
1.4.
Социално-психологическая – отвечает
за создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата,
создание и поддержание традиций, предотвращение или разрешение конфликтов,
формирование стандартов поведения.
1.5.
Лидирующая – продюсер следит за тем, чтобы действия
конкретных членов его команды не противоречили общим интересам и не подрывали
внутренние единство команды. Так же продюсер в определенных ситуациях должен
являться организатором защиты членов своей команды или всей группы сотрудников.
Продюсеру как руководителю будет трудно добиться
успеха в делах, если он не обладает пятой функцией в полной мере.
Этика продюсера-управленца.
Эффективное управление музыкальным
проектом определяется различными аспектами личности продюсера. Очень большое
значение имеют не только склад ума, характер, навыки и знания, но и умение
соблюдать этические нормы, которые играют немаловажную роль в деловой практике.
Участвуя в процессе создания и организации
музыкального проекта, продюсер контактирует с большим количеством людей. Поэтому
очень важно, чтобы продюсер – управленец каждый факт своего общения с людьми
рассматривал как реализованную или нереализованную возможность завоевания их
доверия. В связи с этим особое внимание уделяется технологии общения и
выполнению требований управленческого этикета. Управленческий этикет
заключается в следующем:
Ø
продюсер должен
выражать свои мысли четко и недвусмысленно;
Ø
придерживаться только
фактов;
Ø
сочетать экономические
интересы с нравственными принципами общества;
Работая над созданием проекта
деловые отношения, приобретают вид «руководитель-подчиненный» или
«продюсер-исполнитель». Отношения такого типа предполагают использование трех
форм управленческого общения:
1. субординационной;
2. служебно-товарищеской;
3. дружеской;
С этой точки зрения продюсер
должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них в первую очередь
личность достойную уважения. По роду своей деятельности управленцу приходиться
сталкиваться с ошибками и недочетами своих подчиненных, указывать на них,
помогать их исправлять. То есть манера общения управленца с подчиненными не
должна отторгать от него людей, а способствовать установлению в команде
естественных профессионально-равноправных отношений.
Участвуя в процессе
управления, продюсер исполняет предписанные ему функции и использует
соответствующие полномочия. Эти функции и полномочия предполагают наличие к
подчиненным требований различного рода. Продюсер имеет право и должен
требовать, но высокая требовательность должна гармонично сочетаться с уважением
к подчиненным.
У продюсера есть серьезные
преимущества как у управленца – это владение жизненно важной информацией для
проекта (творческой, финансовой и др.). Позиция продюсера в организации проекта
предполагает единство слов и действий, что значительно повышает ставки
ответственности и обязательности управленца.
Заключение.
Понятие продюсера как
творческо-управленческой фигуры достаточно новое в нашей стране и на данный
момент не получила полного признания официальных структур. Еще очень мал
процент учебных заведений, которые готовят высококлассных специалистов в данной
области.
Продюсер несет очень большую
моральную ответственность перед обществом, потому что именно он создает новых
«звезд», кумиров миллионов людей. От того какую музыку и образы исполнителей
будет пропагандировать продюсер, зависит, каким вырастет новое поколение. На
данный момент большинство проектов ориентированно на Западную эстраду, и несут
минимальную культурную ценность, или просто наносят вред несформировавшейся
психики подростков.
Список используемой литературы.
- «Как зажигают звезды» Корнеева С. – Питер,
2004
- «Public Relations» Игнатьев Д., Бекетова А.,
Сарокваша Ф. – Альпина Паблишер 2003
- «Основы продюсерства» аудиовизуальная сфера
Иванова. Г., Огурчикова П., Сидоренко В. – unity 2003
- Сайты всемирной информационной сети
|