Аудит операций банка с ценными бумагами
Аудит операций банка с ценными бумагами
Содержание
Введение
1. Проведение аудиторской
проверки кредитной организации
1.1 Порядок проведения
аудиторской проверки
1.2 Функции и обязанности
сторон при проведении аудиторской проверки кредитной организации
1.3 Виды, источники,
методы получения аудиторских доказательств
1.4 Использование
результатов аудиторской проверки
2. Аудит операций с
ценными бумагами
2.1 Нормативная база,
регламентирующая виды операций банка с ценными бумагами
2.2 Объекты аудита, цели,
задачи, источники информации
2.3 Методика проведения
аудита дилерских операций
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Необходимым
элементом инфраструктуры банковского рынка являются аудиторские фирмы, которые
наряду с надзорными органами способствуют своей деятельностью устойчивому
функционированию банковской системы Российской Федерации, ее постоянному
совершенствованию и интеграции в мировое банковское сообщество. Несмотря на
относительно короткую историю развития, банковский аудит в России прошел за
последнее десятилетие большой и сложный путь от обычной ревизорской работы,
основанной на приемах, используемых в централизованной банковской системы, до
независимой экспертизы финансовой отчетности кредитных организаций,
соответствующей международным требованиям и стандартам. Аудит банков имеет
определенную специфику, которая отражает как специфику деятельности самих
банков, так и особую систему их регулирования со стороны Центрального банка
Российской Федерации. Для кредитных организаций разработаны специальный план
счетов, формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и т.п.
Аудиторские фирмы, работающие в сфере банковского аудита, являются объектов
регулирования и контроля со стороны ЦБ РФ как надзорного органа, они получают в
нем лицензии, регулярно отчитываются перед ним, соблюдают его требования в
своей деятельности.
Целью данной
работы является изучение проведения аудиторской проверки в кредитной
организации, а также аудита операций банка с ценными бумагами. Задачами работы
являются изучение стандартов аудита, рассмотрение порядка проведения
аудиторской проверки, выделение ее основных этапов и направлений проверки;
изучение функций и обязанностей сторон. Дается пояснение использования
результатов внутреннего контроля, работы экспертов, ассистентов, составления
рабочей документации аудитора. Рассмотрена нормативная база, регламентирующая
различные виды операций банка с ценными бумагами, основные направления операций
с ценными бумагами.
1. Проведение аудиторской проверки кредитной организации
1.1 Порядок
проведения аудиторской проверки
В
соответствии с утвержденными отечественными правилами (стандартами) аудиторской
деятельности аудиторская проверка включает следующие основные этапы:
- оценка
возможности принятия заказа на проведение аудита (предварительное
планирование);
- разработка
общего плана и программы аудита;
- проведение
проверки;
- подготовка
отчета по результатам аудита.
Проведению
аудиторской проверки предшествует "обмен письмами между кредитной
организацией и аудиторской фирмой (аудитором), основной целью которого является
достижение взаимопонимания между сторонами путем определения обязательств
сторон, а также условий аудиторской проверки.
Аудиторская
фирма (аудитор), получив официальное предложение кредитной организации с
просьбой о проведении проверки, приступает к планированию аудита.
Планирование,
являясь начальным этапом проведения аудита, включает следующие основные стадии:
предварительное планирование; подготовка общего плана аудита; составление
программы аудита.
На этапе
предварительного планирования аудиторская организация должна определить для
себя возможность проведения аудита данной кредитной организации, его
обоснованность, а также согласовать с руководством кредитной организации
основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
На основе
анализа представленной информации аудиторская организация оценивает возможность
проведения аудита. В случае положительного решения вопроса о проведении аудита
аудиторская организация до заключения договора на проведение аудита во
избежание неправильного понимания клиентом условий предстоящего договора
направляет ему письмо-обязательство о согласии на проведение.
Далее
аудиторская организация переходит к формированию штата для проведения аудита и
заключает договор с кредитной организацией.
Кредитные
организации приурочивают сроки проведения обязательного ежегодного аудита и
получения официального аудиторского заключения о достоверности годовой
отчетности к периоду ранее или накануне проведения годового общего собрания
акционеров (участников. В связи с этим период проведения аудиторских проверок
объективно должен сокращаться при необходимости одновременного выполнения
требования качественного проведения аудита.
Названные
условия реализуются аудиторской организацией на следующем этапе аудита, который
состоит в подготовке общего плана и программы аудита.
Общий план
аудита должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе
аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего
плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует
подробно документировать.
В общем плане
аудиторская организация должна предусмотреть сроки и составить график
проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству
кредитной органиэации) и аудиторского заключения.
Развитием
общего плана аудита является программа аудита, которая представляет собой
детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для
практической реализации плана аудита.
Программа
служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для
руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля
качества работы.
После
завершения процесса планирования аудиторская организация приступает к
непосредственному проведению проверки (следующему этапу аудита).
Объектом
обязательной аудиторской проверки является годовой отчет кредитной организации,
а также отчетность, подлежащая опубликованию в открытой печати (публикуемая
отчетность), порядок составления которых устанавливается Банком России.
В ходе
аудиторской проверки аудитор осуществляет различные процедуры, которые
оформляются соответствующей документацией. Документация аудитора - совокупность
материальных носителей информации, которая составляется самим аудитором,
сотрудниками кредитной организации и третьими лицами по запросу аудитора и
содержит сведения, необходимые для подготовки достоверного отчета и заключения
аудитора, а также для возможности текущего и последующего контроля качества
аудита.
В процессе
аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) в соответствии с нормативными
требованиями ЦБ РФ рассматривает: соблюдение действующего законодательства и
нормативных актов Банка России по совершаемым кредитной организацией операциям;
состояние бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым кредитной
организацией операциям; выполнение обязательных экономических нормативов,
установленных Банком России; качество управления кредитной организацией, в том
числе состояние внутреннего контроля; адекватность структуры управления видам и
объемам выполняемых кредитной организацией операций; оценка кредитной политики
и качества управления кредитными рисками (наличие кредитного комитета;
процедура рассмотрения кредитной заявки; наличие необходимой и достаточной
информации о заемщике; обеспеченность ссуд, правильность оформления залоговых
обязательств; контроль за своевременностью возврата кредитов, в том числе
инсайдерами и работниками кредитной организации; обоснованность пролонгирования
ссуд; постановка и проведение исковой работы; полнота сформированного резерва
на возможные потери по ссудам); состояние внутреннего учета и отчетности по
видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; управление рисками
при осуществлении кредитной организацией операций на рынке ценных бумаг,
полнота сформированного резерва под обесценение вложений в ценные бумаги; организация
контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой
достоверной отчетности; организация работы по проведению проверок и ревизий;
организация контроля за деятельностью филиалов; выполнение рекомендаций
предыдущей аудиторской проверки.
По
результатам обязательной аудиторской проверки деятельности кредитной
организации за год аудиторами готовится официальное аудиторское заключение
(завершающий этап аудиторской проверки).
Аудиторское
заключение о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации
выражает оценку аудиторской фирмой (аудитором) соответствия во всех
существенных аспектах бухгалтерской отчетности законодательству и нормативным
актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций в
Российской Федерации. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита
годовой сводной бухгалтерской отчетности кредитной организации включающей
отчетность всех филиалов и подразделений независимо от их географического
расположения.
1.2 Функции и обязанности сторон при проведении аудиторской
проверки кредитной организации
Договоры на
аудиторские услуги регулируются ст. 779 — 783 ГК РФ (гл. 39 «Возмездное
оказание услуг»), а также в соответствии со ст. 783, ст. 702 — 729 ГК РФ (гл.
37, §1 «Общие положения о подряде»), если они не противоречат ст. 779 — 782 ГК
РФ и особенностям предмета договора.
В части
установления прав и обязанностей аудиторской фирмы договор может содержать
положения о необходимости или возможности следующих действий:
-
неукоснительного соблюдения при оказании аудиторских услуг требований
законодательных актов Российской Федерации и других нормативных документов;
-
самостоятельного определения форм и методов аудиторской проверки исходя из
требований нормативных актов Российской федерации, а также конкретных условий
договора с кредитной организацией;
- проверки
любой документации кредитной организации, необходимой для проведения аудита, а
также для получения разъяснений и дополнительных сведений по возникшим в ходе
аудита вопросам;
- доступа в
систему компьютерной обработки данных проверяемой кредитной организации;
- получения
по письменному запросу необходимой для осуществления аудиторской проверки
информации от третьих лиц;
- отказа от
проведения аудиторской проверки или отказа от выражения мнения о достоверности
проверяемой отчетности в аудиторском заключении в случае непредставления
проверяемой кредитной организацией необходимой документации;
- обращения к
стороннему консультанту или эксперту в случае появления такой необходимости;
- привлечения
к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со
значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими
после заключения договора;
-
квалифицированного проведения аудиторских проверок и оказания иных аудиторских
услуг, соблюдения конфиденциальности полученной информации и коммерческой
тайны;
- обеспечения
сохранности документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки,
и неразглашения их содержания без согласия собственника (руководителя) кредитной
организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами
Российской Федерации.
При
определении прав и обязанностей проверяемой организации в договоре
рекомендуется отразить положения о необходимости или возможности следующих действий:
- создания
аудиторским организациям условий для своевременного и полного проведения
проверок и оказания услуг, предоставления им всей необходимой документации,
обеспечения доступа в систему компьютерной обработки информации, а также выдачи
по запросу аудиторов разъяснений и объяснений в устной и письменной форме;
- получения
от аудиторских организаций информации о требованиях законодательства,
касающихся проведения аудита, в том числе являющихся основаниями для
аудиторских замечаний в выводов;
- обращения в
орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, с
заявлением о проверке качества аудиторского заключения;
-
оперативного устранения выявленных аудиторской проверкой нарушений порядка
ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
- воздержания
от любых действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при
проведении аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг;
- исключения
давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о
достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации.
В разделе об
ответственности сторон и порядке решения споров рекомендуется предусмотреть:
- виды и меру
ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;
-
обстоятельства, исключающие ответственность за частичное яды полное
неисполнение обязательств по договору;
- возможность
и необходимость разрешения возникших споров и разногласий путем переговоров
между сторонами договора либо в судебном порядке.
1.3 Виды,
источники, методы получения аудиторских доказательств
Для
обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности
проверяемой организации аудиторская фирма должна осуществить ряд аудиторских
процедур с целью получения достаточных аудиторских доказательств. Стандартом
«Аудиторские доказательства» выделены три группы доказательств.
1. Внутренние
аудиторские доказательства — информация, полученная от кредитной организации в
письменной и устной форме.
2. Внешние
аудиторские доказательства — информация, полученная от третьей стороны в
письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).
3. Смешанные
аудиторские доказательства — информация, полученная от кредитной организации в
письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.
Ценность и
достоверность полученных доказательств зависит от многих условий, в том числе
от источника и способа получения и формы представления информации.
Полученные
аудиторские доказательства должны быть достаточными и качественными. Качество
доказательств определяется степенью их ценности и достоверности, а
достаточность зависит как от их качества, так и от степени аудиторского риска.
Источниками
получения аудиторских доказательств могут быть:
- первичные
документы кредитной организации и третьих лиц;
- регистры
бухгалтерского учета кредитной организации;
- результаты
анализа финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации;
- устные
высказывания сотрудников кредитной организация и третьих лиц;
- результаты
сопоставления одних документов кредитной организации с другими, а также
сопоставление документов кредитной организации с документами третьих лиц;
- результаты
инвентаризации имущества кредитной организации, проводимой сотрудниками кредитной
организации;
Среди методов
получения аудиторских доказательств необходимо выделить следующие:
1. Проверка
арифметических расчетов клиента.
2.
Инвентаризация. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за
процессом проведения инвентаризации: принять участие в проведении
инвентаризации с целью проверки надежности средств контроля; изучить реальность
активов и обязательств кредитной организации.
3. Проверка
соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.
4.
Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета
денежных средств, банковских счетах, счетах расчетов по отдельным операциям,
вложений и обязательств, счетов дебиторской и кредиторской задолженности
аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от
независимой (третьей) стороны.
Запросы на
подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства
кредитной организации в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно
содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно
аудиторской организации.
При
необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить
непосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой был
направлен запрос на подтверждение.
5. Устный
опрос персонала, руководства кредитной организации и независимой (третьей)
стороны.
6. Проверка
документов. Аудитор должен убедиться в реальном существовании конкретного
документа.
7.
Прослеживание. Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события,
отраженные в документах кредитной организации.
8.
Аналитические процедуры. Анализ и оценка полученной аудитором информации,
исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемой
кредитной организации с целью выявления необычных и неверно отраженных в
бухгалтерском учете фактов финансовой и хозяйственной деятельности, а также
выяснение причин таких ошибок и искажений. Среди типичных аналитических
процедур можно назвать, например, сопоставление показателей бухгалтерской
отчетности с плановыми и прогнозными показателями или сопоставление финансовой
информации и нефинансовой т.е. сведений о деятельности кредитной организации,
не отражаемой напрямую в системе его бухгалтерского учета.
9. Подготовка
альтернативного баланса.
Аудиторская
фирма самостоятельно определяет, какие способы сбора аудиторских доказательств
применять при проведении проверки в отношении различных операций.
1.4
Использование результатов аудиторской проверки
По
результатам обязательной аудиторской проверки деятельности кредитной
организации за год аудиторами готовится официальное аудиторское заключение
(завершающий этап аудиторской проверки).
Аудиторское
заключение о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации
выражает оценку аудиторской фирмой (аудитором) соответствия во всех
существенных аспектах бухгалтерской отчетности законодательству и нормативным
актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций в
Российской федерации. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита
годовой сводной бухгалтерской отчетности кредитной организации, включающей
отчетность всех филиалов и подразделений независимо от их географического
положения.
По завершении
аудиторской проверки аудиторское заключение в целом подписывается руководителем
фирмы или уполномоченным им лицом, заверяется печатью аудиторской фирмы и
датируется. Аудиторское заключение вместе с приложенными к нему балансом и
отчетом о прибылях и убытках, имеющими отметку о представлении им ранее
территориальному учреждению Банка России, публикуемыми формами отчетности в
обязательном порядке должно быть сброшюровано аудиторской фирмой (аудитором) и
представлено кредитной организации в сроки, определенные в договоре на
проведение аудиторская проверки.
Не позднее 1
июня года, следующего за отчетным, кредитная организация представляет
территориальному учреждению Банка России два экземпляра копии аудиторского
заключения, оформленного в соответствии с вышеназванным порядком, заверенных
кредитной организацией, и 2 экземпляра копии издания, в котором опубликован
годовой отчет. Один экземпляр указанных документов представляется
территориальным учреждением Банка России не позднее 1 сентября в Департамент
лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России.
Аудиторская
организация представляет клиенту помимо полной формы аудиторского заключения,
оформленного в названном порядке, краткую форму аудиторского заключения.
Аудиторская
Фирма (аудитор) должна также представить руководству кредитной организации
детализированный и отчет (отчет аудитора) по итогам проведенного аудита. В
детализированном отчете доли быть отражен вопрос о видах и параметрах,
применяемых на всех стадиях проведения проверки и должна содержаться
развернутая аргументация выводов, изложенных в аудиторском заключении.
2. Аудит
операций с ценными бумагами
2.1 Нормативная база, регламентирующая виды операций банка
с ценными бумагами
С момента
возрождения современной российской банковской системы (конец 80-х — начало 90-х
годов) законодательство России исходит из того, что деятельность банков
универсальна, т.е. они имеют право совмещать обычные банковские операции с
операциями на рынке ценных бумаг. Таким образом, российские банки осуществляют
операции с ценными бумагами как по общим правилам, действующим для
профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и в рамках дополнительных
правил, устанавливаемых ЦБ РФ.
Основные
законы по рынку ценных бумаг следующие:
1.
Гражданский кодекс РФ: часть первая от 30.11.94 №51-ФЗ; часть вторая от
26.01.96 №14-ФЗ;
2.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 №208-ФЗ;
3.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 №39-Ф3;
4.
Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11.03.97 №48-ФЗ;
5.
Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и
муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 №136-ФЗ;
6.
Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке
ценных бумаг» от 05.03.99 №46-ФЗ;
7.
Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.99
№117-ФЗ.
Эти общие
законодательные требования адаптированы к банковской деятельности следующими
нормативными документами ЦБ РФ:
1. Положением
ЦБ РФ «Об особенностях лицензирования профессиональной деятельности кредитных
организаций на рынке ценных бумаг Российской Федерации» от 23.10.97 №1-П (утв.
приказом ЦБ РФ от 23.10.97 №02-462);
2. Положением
ЦБ РФ «О раскрытии информации Банком России и кредитными организациями —
участниками финансовых рынков» от 02.07.98 №43-П;
3. Указанием
ЦБ РФ «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием
деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в
кредитных организациях» от 07.07.99 №603-У;
4.
Инструкцией ЦБ РФ «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными
организациями на территории Российской Федерации» от 17.09.96 №8 (в ред.
Указания ЦБ РФ от 20.08.99 №628-У);
5. «Правилами
ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на
территории Российской Федерации» от 18.06.97 №61 (утв. приказом Банка России от
18,06.97 №02-263);
6. Положением
об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных
облигаций, утвержденным приказом ЦБ РФ от 15.06.95 №02-125;
7. Временным
порядком бухгалтерского учета по операциям с государственными бескупонными облигациями
в коммерческих банках, утвержденным приказом ЦБ РФ от 06.05.93 №02-78;
8. Положением
об обращении облигаций федерального займа с переменным купонным доходом,
утвержденным приказом ЦБ РФ от 07.02.97 №02-34;
9. Правилами
бухгалтерского учета облигаций федеральных займов (ОФЗ), утвержденными приказом
ЦБ РФ от 13.06.95 №02-124;
10. Указанием
ЦБ РФ «О порядке бухгалтерского учета операций замены ГКО/ОФЗ при новации
государственных ценных бумаг» от 05.02. 99 №497-У;
11. Указанием
ЦБ РФ «О порядке переоценки кредитными организациями долговых обязательств
Российской Федерации, обращаемых на ОРЦБ» от 08.10.99 №659-У;
12. Письмом
ЦБ РФ «О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг» от 08.12.94
№127 (в ред. Указания ЦБ РФ от 29.12.98 №466-У);
13. Указанием
ЦБ РФ «О порядке переоценки кредитными организациями долговых обязательств
Российской Федерации, обращаемых на ОРЦБ» от 08.10.99 №659-У.
2.2 Объекты
аудита, цели, задачи, источники информации
Аудит деятельности
коммерческого банка на рынке ценных бумаг необходимо начинать с выяснения
следующих общих положений является ли кредитная организация эмитентом,
владельцем ценных бумаг или профессиональным участником рынка ценных бумаг;
имеется ли лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг, какие виды
деятельности разрешены лицензией.
При этом
аудитор должен учитывать, что государственное регулирование рынка ценных бумаг
осуществляется путем:
-
установления обязательных требований к деятельности эмитентов профессиональных
участников рынка ценных бумаг и ее стандарта.
- регистрации
выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за
соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
-
лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- создания
системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и
профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- запрещения
и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
на рынке ценных бумаг без соответствующих лицензий.
ЦБ РФ
осуществляет лицензирование следующих видов профессиональной деятельности
кредитных организаций на рынке ценных бумаг:
- брокерской
деятельности, за исключением операций с физическими лицами;
- брокерской
деятельности, включая операции с физическими лицами;
- дилерской
деятельности;
-
деятельности по доверительному управлению ценными бумагами;
-
депозитарной деятельности;
- клиринговой
деятельности.
Аудитор
должен проверить выполнение банком требований законодательства об
информационном обеспечении рынка ценных бумаг, владельцев ценных бумаг и
инвесторов и в связи с этим убедиться, что коммерческим банком представляется
требуемая отчетность и информация; внедрено соответствующее программное
обеспечение для представления требуемой информации; накапливаются сведения о
ценах и котировках ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в целях
представления информации инвесторам; обеспечено публичное информирование
инвесторов об их праве получить информацию о рынке ценных бумаг, а также о
порядке представления жалоб и заявлений инвесторов в соответствии с
требованиями закона.
Аудитор
должен внимательно ознакомиться с внутрибанковской нормативной документацией и
дать оценку ее качества с точки зрения соответствия действующему законодательству
и нормативным требованиям Банка России. При проведении аудиторских процедур все
эти документы должны использоваться аудитором как источники аудиторских
доказательств.
Учитывая
высокую зависимость риска и доходов по операциям с ценными бумагами от
квалификации сотрудников, аудитору необходимо детально ознакомиться и оценить
структуру внутренних opraнов, осуществляющих оперативную деятельность на рынке
ценных бумаг от имени банка, квалификацию сотрудников. Для этого необходимо
запросить в банке Положение о подразделениях банка, на которые возложены
функции по проведению операций с ценными бумагами, а также должностные
инструкции работников этих подразделений. При этом необходимо проанализировать
соответствие этих подразделений действующей структуре управления банком,
наличие в Положениях описания взаимодействия структурных подразделений банка
при проведении операций с ценными бумагами, а также квалификационных требований
к работникам, осуществляющим эти операции.
Чтобы оценить
аудиторский риск, уровень существенности и объемы аудиторской выборки,
необходимо проанализировать структуру портфеля ценных бумаг в динамике за
проверяемый период и лишь после этого приступить к непосредственной проверке
правильности совершения этих операций банком и отражения их в учете.
2.3 Методика
проведения аудита дилерских операций
Операции по
купле-продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет отражаются банком на
балансовых счетах и на счетах раздела Г «Срочные операции».
В
соответствии с «Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных
организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 18.06. 97
№61 все вложения банков в ценные бума (кроме векселей) классифицируются
следующим образом:
- вложения
банков в долговые обязательства - счета 501 «Долговые обязательства Российской
Федерации», 502 «Долговые обязательства субъектов Российской федерации и
местных органов власти», 503 «Долговые обязательства банков», 504 «Прочие
долговые обязательства», 505 «Долговые обязательства иностранных государств»,
506 «Долговые обязательства банков-нерезидентов», 507 «Прочие долговые
обязательства нерезидентов»;
- вложения в
акции — счета 508 «Акции банков», 509 «Прочие акции», 510 «Акции
банков-нерезидентов», 511 «Прочие акции нерезидентов».
В качестве
долговых обязательств Российской Федерации на рынке ценных бумаг обращаются
государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации
федеральных займов с постоянным (ОФЗ) и переменным (ОФЗ — ПД) доходом (счет
501). На счета 503 «Долговые обязательства банков» учитываются облигации ЦБ РФ,
обращающиеся на рынке ценных бумаг, что регламентировано Указанием ЦБ РФ от
01.09.98 №337-У «О бухгалтерском учете кредитными организациями операций с
облигациями ЦБ РФ и осуществлении расчетов по ним». Для учета вложений в другие
ценные бумаги (кроме векселей), которые ГК РФ, законами о ценных бумагах
отнесены к числу ценных бумаг, используются счета 502-511. Например, облигации
местных органов власти должны быть учтены на счете 502; купленный облигации и
депозитные сертификаты банков — на счетах 503, 506; акции — на счетах 508 — 511
и т.д.
Вложения в
ценные бумаги, учтенные на счетах 501-511, в зависимости от цели приобретения
подразделяются натри категории и учитываются на соответствующих счетах второго
порядка:
- вложения в
ценные бумаги, приобретенные по операциям РЕПО, — счет 50101- 51101- ценные
бумаги, при покупке которых у кредитной организации возникает обязательство по
обратной последующей продаже ценных бумаг через определенный срок по заранее
фиксированной цене;
- вложения в
ценные бумаги, приобретенные для перепродажи, — счета 50102 — 51102 — ценные
бумаги, находящиеся в портфеле кредитной организации менее 6 месяцев;
- вложения в
ценные бумаги, приобретенные для инвестирования, — счета 50103 — 51103 — ценные
бумаги, которые хранятся в портфеле кредитной организации 6 месяцев и более.
Основными
документами, которые запрашивает аудитор для осуществления проверки законности,
обоснованности и правильности совершения инвестиционных операций банка с
государственными ценными бумагами, являются:
- баланс
банка на начало года и на проверяемую отчетную дату
- ежемесячные
оборотно-сальдовые ведомости;
- ведомость
остатков счетов второго порядка балансового счета 501;
- журналы
лицевого учета (по видам и выпускам государственных облигаций);
- журналы
оборотов по операциям с государственными облигациями;
- журнал
сводных итогов операций с облигациями;
- заявки
банка в торговую систему о купле-продаже ценных бумаг за проверяемый период;
- выписки из
реестров сделок с ценными бумагами на ММВБ за проверяемый период;
-
распоряжения отдела ценных бумаг бухгалтерии банка об отражении осуществленных
сделок с государственными ценными бумагами на счетах бухгалтерского учета;
- регистры
аналитического учета;
- документы
дня банка (на выборку).
Аудит
операций банка с государственными краткосрочными облигациями в качестве дилера
включает:
- проверку
наличия договоров с ЦБ РФ, ММВБ;
- проверку
полномочий трейдера;
-
подтверждение достоверности бухгалтерского учета по инвестиционным операциям;
- проверку
балансового учета расчетов на ОРЦБ по итогам операций на рынке облигаций;
-
подтверждение достоверности отнесения на счета доходов или расходов сальдо
накопленного процентного (купонного) дохода;
- проверку
наличия регистров аналитического учета;
- проверку
соответствия данных аналитического и синтетического учета, для чего сверяются
остатки по соответствующим счетам в сальдовой ведомости, по лицевым счетам и в
соответствующих журналах на проверяемую дату;
- оценку
качества сформированного портфеля ценных бумаг;
- проверку
наличия и соответствия учета на счетах ДЕПО приобретенных ценных бумаг;
- проверку
правильности и своевременности открытия счетов, включая инвестиционный и
торговый портфели банка.
Аудит
инвестиционных операций с ценными бумагами других эмитентов включает:
- проверку
соответствия договоров на куплю-продажу ценных бумаг юридическим нормам;
- проверку
правильности передачи ценных бумаг и соблюдения требований по хранению
сертификатов ценных бумаг, своевременности оформления прав собственности на
ценные бумаги;
- проверку
правильности осуществления бухгалтерских проводок и отражения ценных бумаг по
соответствующим счетам;
- оценку
качества сформированного портфеля ценных бумаг с точки зрения ликвидности и
риска вложений.
Заключение
Банковский
аудит является одним из видов аудита. Его основная цель — установление
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и
соответствия совершенных кредитными организациями операций действующему
законодательству Российской Федерации и нормативным актам ЦБ РФ.
Для кредитных
организаций банковский аудит также может выполнять следующие задачи:
- проведение
анализа финансово-хозяйственной деятельности, оценку активов и пассивов;
-
прогнозирование результатов финансово-хозяйственной деятельности и разработку
рекомендаций по повышению финансовой устойчивости, ликвидности;
- постановку,
восстановление и ведение бухгалтерского учета;
-
консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного
хозяйственного законодательства РФ;
- обучение
сотрудников;
-
подтверждение данных проспекта эмиссии ценных бумаг;
- оказание
иных услуг по профилю деятельности аудиторских фирм (аудиторов).
Все
вышеназванные задачи, в той или иной мере решаемые аудиторскими фирмами, имеют
одну общую направленность: они должны оказать помощь и содействие кредитным
организациям в улучшении результатов деятельности и обеспечении условий их
стабильной работы в долгосрочном периоде.
Список
использованной литературы
1.
Положение
об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от
10.09.97 №64.
2.
Указание
«О критериях определения финансового состояния предприятия» от 31.03.2000
№766-У.
3.
Федеральный
закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 №39-ФЗ.
4.
Федеральный
закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 №119-ФЗ.
5.
Федеральный
закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от
05.03.99 №46-ФЗ.
6.
Аудит
банков / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой, Е.А. Лебедева. – М.:
Финансы и статистика, 2003. – 352 с.
7.
Банковский
контроль и аудит / Под ред. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002.
– 496 с.
8.
Бухгалтерский
учет в кредитных организациях. – М.: Книга сервис, 2003. – 384 с.
9.
Голубев
С.А. Изменения банковского законодательства России: важный этап
совершенствования системы банковского надзора // Деньги и кредит. – 2001. – №
9. – с. 42 – 58.
10.
Деньги.
Кредит. Банки / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.:ЮНИТИ,2000. – 622 с.
11.
Деньги,
кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 620 с.
12.
Основы
банковской деятельности / Под ред. К.Р. Тагирбекова. – М.: Весь мир, 2001. –
716 с.
13.
Парфенов
К.Г. Банковский план счетов и Правила ведения бухгалтерского учета. – М.:
Гелиос АРВ, 2001. – 636 с.
14.
Симановский
А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в
России // Деньги и кредит. - 2001. - №3. - с. 19-24.
15.
Скурихин
М.Н., Фадейкина Н. В. Банковский надзор и инспектирование. – Новосибирск:
СИФБД, 2000. – 144 с.
16.
Смирнова
Л.Р. Банковский аудит. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 448 с.
17.
Челноков В.А. Банки и
банковские операции. - М.: Высш.шк., 1998. - 271с.
|