Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля)
Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля)
Государственная
академия управления
им.
С. Орджоникидзе
доклад на тему:
“Физиогномика (отрывок из работ
Аристотеля)”
выполнила студентка: Пименова О.В.,
ПМ в энерго 2-2
Москва,
1997 г.
Лицо отражает личность. Это отражение называется физиогномией.
В.О. Ключевский.
“Афоризмы”.
Лицо - ворота души.
Цицерон.
Если душа не сияет в чертах лица, самое красивое лицо перестает
доставлять удовольствие.
С. Смайль. “Ум и энергия”.
Краткие сведения об
Аристотеле.
Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и ученый
энциклопедист, основатель перипатетической школы, создатель психологической
системы, интегрировавшей достижения античной мысли. Принципы и главные понятия
этой системы изложены в трактате “О душе”, а аткже в сочинениях “Этика”,
“Метафизика”, “История животных”.
Объясняя процессы
памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по сходству, смежности
и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций.
Движущей силой
поведения признавал стремление, выражающее внутреннюю активность организма и
сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия.
Аристотелю
принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического и практического.
Стимулировал
развитие философской мысли последующих эпох.
Физиогномика.
Термин “физиогномика” происходит от греческих
слов physis - природа и gnomon -
знающий.
Физиогномика -
учение о якобы однозначной связи между внешним обликом человека и его
принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним
признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.
Это учение возникло в древности на основе
представления о предопределенности психического (нравственного) в человеке и
телесного тем, что ему изначально предписано природой.
Физиогномика служила предпосылкой многих
типологий характеров, однако не имела научных оснований.
Отрывок из работ
Аристотеля.
(о ногах)
У кого хорошие и большие ноги, хорошо
расчлененные и мускулистые, те сильны душой; это соотносится с мужественным
типом. У кого ноги маленькие, слабые плохо расчлененные (с плохо выраженной
мускулатурой), более приятные на вид, чем крепкие, - слабы душой; это
соотносится с женственным типом. У кого на ногах кривые пальцы - бестыжи, также
- у кого кривые ногти. Это соотносится с птицами, у которых кривые когти. У
кого на ногах пальцы тесно сдвинуты - трусливы; соотносится с озерным
перепелом, у которого узкие лапки. У кого лодыжки мускулистые и хорошо
расчлененные - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого
лодыжки мясистые и плохо расчлененные - слабы душой; это соотносится с
женственным типом. У кого расчлененные, жилистые и крепкие голени - сильны
душой; это соотносится с мужественным типом. У кого голени худые, жилистые -
похотливы; это соотносится с птицами. У кого голени слишком полные и как бы
немного расколотые - пакостники и бестыжие; это восходит к соответствующей (то
есть непосредственно соотносимой) черте. У кого бедра ширококостные и
мускулистые - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого бедра
ширококостные и полные - мягкие; соотносится с женственным типом. Те, кто имеет
худые и костлявые ягодицы, - сильные. У кого ягодицы мясистые и жирные -
слабые. Те, у кого в этом месте мякоти мало и она как бы стерта, - злы; это
соотносится с обезьянами.
(о торсе)
У кого тонкая талия - любят охоту, это
соотносится со львами и собаками. Можно видеть, что и у собак, которые любят
охоту, тонкая талия. У кого живот плоский - сильны душой; это соотносится с
мужественным типом. У кого он не плоский - слабые; это восходит к
соответствующей черте. Те, у кого большая и крепкая спина, - сильны душой; это
соотносится с мужественным типом. У кого спина узкая и слабая - слабы душой;
соотносится с женственным типом. У кого широкие бока - сильны душой,
соотносится с мужественным типом. У кого впалые бока - слабы душой; это
соотносится с женственным типом. У кого бока крутые, как бы раздутые, - болтуны
и пустословы; это соотносится с волами и лягушками. Имеющие расстояние от пупа
до груди большее, чем от края груди до шеи, - прожорливы и тупы: прожорливы,
потому что имеют большое вместилище для пищи, тупы, потому что их чувства имеют
тесное вместилище и соединенное с вместилищем для пищи, так что чувства
тяжелеют из-за избытка или недостатка пищи. Имеющие широкую и хорошо
расчлененную (мускулистую) грудь - сильны душой; это соотносится с мужественным
типом. У кого широкая, мясистая и хорошо расчлененная верхняя часть спины, те
сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого она слабая, худая и
плохо расчлененная - слабы душой; соотносится с женственным типом. У кого
верхняя часть спины слишком сутулая и плечи сведены к груди - злонравные
(скрытные и коварные); это восходит к соответствующей черте, потому что то, что
должно было быть видным спереди, исчезает. У кого верхняя часть спины вогнута,
те податливы характером (“рохли”) и бестолковы; это соотносится с лошадьми.
Для благороднорожденного надлежит иметь и не
слишком сутулую и не (слишком) вогнутую верхнюю часть спины, но - среднее
состояние.
(о плечах и шее)
У кого область возле плеч и сами плечи хорошо
расчленены - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. Те, кто имеет
слабые, плохо расчлененные плечи, - слабы душой; соотносится с женственным
типом. У кого развернутые плечи - благородны душой; это восходит к
наблюдаемому, потому что этой наблюдаемой форме соответствует благородство. У
кого плечи связанные и сведенные, те неблагородны; это восходит к
соответствующей черте. У кого подвижная область у ключиц - восприимчивы: когда
эта область подвижна, она легче вмещает движение чувств. У кого части тела в
области ключиц сдавлены, те тупы: при плохом развитии этих частей движение
чувств затруднено.
У кого плотная и полная шея - бесстрашны; это
соотносится с бесстрашными быками. У кого шея большая, не слишком толстая -
велики душой; это соотносится со львами. У кого она худая, длинная, те -
робкие; это соотносится с оленями. У кого шея слишком короткая - коварны; это
соотносится с волками. У кого на шее и висках раздутые вены - очень гневливы;
это восходит к соответствующему состоянию, так как подобное происходит у
раздраженных.
(о губах)
У кого губы тонкие и уголки губ дряблые, так
что у верхней губы образуется складка и наступает на нижнюю когда губы
сдвинуты, - такие велики душой; это соотносится со львами. То же самое можно
видеть и у больших и крепких собак. У кого губы тонкие, твердые, у клыков
вздернуты кверху - те не благородны; это соотносится со свиньями. У кого губы
толстые и верхняя губа выступает над нижней - тупые; это соотносится с ослами и
обезьянами. У кого верхняя губа и десна выдаются - бранчливые; это соотносится
с собаками.
(о носе)
У кого края ноздрей толстые - добродушны; это
соотносится с волом. У кого края ноздрей тонкие - очень горячи по характеру; это
соотносится с собаками. У кого края ноздрей круглые и тупые - велики душой; это
можно сравнивать со львами. У кого конец носа худой (у востроносых), те подобны
птицам. У кого конец носа толстый - те тупые; это соотносится со свиньей. У
кого горбатый нос начинается сразу от лба - те бестыжи; это соотносится с
воронами. У кого орлиный нос, четко отделяющийся от лба, - велики душой; это
соотносится с орлами. Те, у кого в том месте, где нос соединяется со лбом,
круглое углубление, а изгиб носа обращен кверху, - похотливы; это соотносится с
петухами. Имеющие (плоский и) курносый нос - похотливы; это соотносится с
оленями. У кого ноздри раздутые - гневливы; это восходит к состоянию,
вызываемому гневом.
(о лице)
У кого лицо мясистое - добродушны; это
соотносится с волом. У кого лицо сухое - осторожны, у кого мясистое - робки;
это соотносится с ослами и оленями. У кого маленькое лицо - малодушны; это
соотносится с кошкой и обезьяной. У кого лицо широкое - ленивы; это соотносится
с ослами и волами. Поэтому лицо должно быть и не маленьким и не большим;
прилично, когда оно среднее. У кого лицо ничтожное - неблагородны; это восходит
к соответствующей черте. Имеющие нахмуренное лицо - угрюмы; это восходит к
соответствующему состоянию, так как угрюмые морщат лоб. У кого румянец на лице
- стыдливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у пристыженных
розовеет лицо. У кого розовеют щеки - пьяницы; это восходит к соответствующему
состоянию, так как у опьяненных краснеют щеки.
(о глазах)
Кто имеет под глазами как бы свисающие мешки -
пьяницы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у много выпивших
под глазами как бы мешки. У кого эта часть припухлая, те любят спать; этот
признак восходит к соответствующему состоянию, так как у проснувшихся вокруг глаз
как бы припухлость. У кого глаза маленькие - малодушны; это восходит к
соответствующей черте и к обезьянам. Большеглазые ленивы; это соотносится с
волами. Поэтому благороднорожденному прилично иметь глаза и не очень большие и
не очень маленькие. Те, у кого глаза впалые, - злы; это соотносится с
обезьянами. У кого глаза выпученные - глупы; это восходит к соответствующей
черте и к ослам. Поэтому глаза должны быть и не выпученные и не впалые, но
самое лучшее - среднее состояние. У кого глаза слегка впалые, те великодушны;
это соотносится со львами; если сильно впалые - смирны; это соотносится с
волами. У кого потупленные глаза - печальны; это восходит к соответствующему
состоянию, так как печальные потупляют глаза.
(о лбе)
У кого лоб маленький - глупые; это соотносится
со свиньями. У кого лоб слишком большой - вялые; это соотносится с волами.
Круглолобые тупы; это соотносится с ослами. Имеющие большую поверхность лба -
чуткие, проницательные, понятливые; это соотносится с собаками. Имеющие
соразмерный квадрат во лбу - велики душой; это соотносится со львами. Имеющие
нахмуренный лоб - гордые; это соотносится с быком и львом. Имеющие разглаженный
лоб - льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. И у собак можно
видеть когда собаки ластятся, у них гладкий лоб. Поскольку нахмуренное
состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное - лесть, то подходящим
будет среднее состояние.
(о голове)
Имеющие большую голову - чувствительны; это
соотносится с собаками. У кого маленькая голова - те бесчувственны; это
соотносится со свиньями. У кого голова сужается кверху - бестыжие; это
соотносится с птицами, имеющими кривые когти. Имеющие маленькие уши подобны
обезьянам, большие - ослам; можно видеть, что у собак наиболее соразмерные уши.
(о цвете кожи)
Слишком смуглые робки; это соотносится с
египтянами, эфиопами. Слишком белолицые (буквально “белые”) тоже робки; это
соотносится с женщинами. Следовательно, цвет, который свидетельствует о
мужестве, должен быть средним.
(о цвете волос)
Желтоволосые (буквально “желтые”) смелы; это
соотносится со львами. Слишком рыжие хитры; это соотносится с лисами. Бледные и
имеющие неравномерную окраску - робкие; это восходит к состоянию, вызываемому
страхом. Те, у кого медово-желтый цвет, - холодны, а холодное замедлено в
движениях; те же, у кого телесные движения замедлены, - вялые. Красные быстры,
потому что тело, разогретое движением, краснеет. Пламенно-рыжие склонны
бешенству, так как элементы тела, слишком разогретые, приобретают пламенный
цвет, а крайне разгоряченные склонны к сумасшествию. У кого на груди проступает
цвет, те очень гневливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у
гневливых воспламеняется область груди.
(о цвете глаз)
У кого краснеют глаза - вспыльчивы; это
восходит к соответствующему состоянию, так как у вышедших из себя в гневе
краснеют глаза. У кого глаза черные - робки; известно, что черный цвет
обозначает робость. У кого глаза не совсем черные, но ближе к карему цвету, те
имеют ровный характер. У кого глаза светло-голубые или белесые - робки; известно,
что белесый цвет обозначает робость. У кого глаза не голубые, но карие - смелы;
это соотносится со львом или орлом. У кого глаза темно-карие, те страстные;
сравнивать с козами. У кого огненные -бестыжи; сравнивать с собаками. У кого
глаза светлые, нечистого цвета - робкие; это восходит к соответствующему
состоянию, так как у испуганных глаза делаются светлыми, неравномерной окраски.
У кого глаза блестящие - похотливы; сравнивать с петухами и воронами.
(о волосяном покрове)
У кого волосатая голень - похотлив; это
соотносится с козами. У кого на груди и животе слишком большая волосатость, те
никогда не доводят дело до конца; это соотносится с птицами, так как у них
волосатые грудь и живот. У кого совершенно безволосая грудь - бестыжи; это
соотносится с женщинами. Поэтому она должна быть и не слишком волосата и не
слишком безволоса: среднее состояние самое лучшее. У кого волосатые плечи, те
(тоже) не доводят дело до конца; это соотносится с птицами. У кого сзади
волосатая шея - благородны; это соотносится со львами. У кого редкая борода -
имеют ровный характер; это соотносится с собаками. У кого сросшиеся брови -
угрюмы; это восходит к подобию соответствующего состояния. У кого брови опущены
книзу у носа и приподняты кверху и висков - простоваты; это соотносится со
свиньями.
(о волосах на голове)
У кого волосы на голове торчат - робкие; это
восходит к соответствующему состоянию, так как у испуганных волосы топорщатся.
У кого волосы слишком кудрявые - робки; это соотносится с эфиопами. Поскольку
же и стоящие торчком и слишком кудрявые волосы восходят к робости, то о
превосходных душевных качествах свидетельствуют слегка вьющиеся волосы; это
можно соотносить и со львом. Имеющие надо лбом волосы, обращенные вверх и
назад, благородны; это соотносится со львами. У кого против носа волосы головы
выходят на лоб - неблагородны; это восходит к соответствующему состоянию, так
как это явление свойственно рабам.
(о голосе)
Кто говорит низким голосом - нахальны; это
соотносится с ослами. Те, кто говорит, начиная с низких тонов, а заканчивает
высокими, - недовольные и жалобщики; это соотносится с быками и восходит к
тому, что соответствует такому голосу. Те, кто говорит высоким, слабым,
прерывающимся голосом, - извращенные; это соотносится с женщинами и это
восходит к соответствующей черте. Кто говорит громким, не надтреснутым голосом,
сравнивается с сильными собаками; это восходит к соответствующей черте. Кто
говорит слабым, не напряженным голосом - смирны; сравниваются с овцами. Кто
говорит высоким голосом и выкрикивает - страстен; сравнивать с козами.
(о ходьбе)
Кто ходит медленными большими шагами, тот
медлителен в начале дела, но исполнителен, так как широкий шаг обозначает
деловитость, а медленный - нерешительность. Ходящий медленным мелким шагом
медлителен в начале дела и неэнергичен, так как короткий медленный шаг
обозначает неисполнительность. Ходящий быстрым и широким шагом не предприимчив,
но деятелен, так как быстрое деятельно, а широта шага обозначает
неисполнительность. Ходящий быстрым мелким шагом предприимчив, но не деятелен.
(о телодвижениях)
Что касается движений кисти, локтя и руки, они
восходят к тому же самому. Кто сотрясает плечами прямым и напряженным
движением, у тех короткие локти; это соотносится с лошадьми. Кто сотрясает
плечами наклонным движением - велики душой; это сравнивать со львами. Кто
ходит, выворачивая ноги наружу и с голенями женского типа, это соотносится с
женщинами. Согбенные телом и поношенные по своей наружности - льстецы; это
восходит к соответствующему состоянию. Наклоняющиеся вправо во время ходьбы -
извращенные; это восходит к соответствующей черте.
(о движениях глазами и взгляде)
У кого резкие движения глаз - вороваты; это
соотносится с ястребами. Мигающие робки, ибо начинают глазами обращаться в
бегство. У кого закатывающиеся глаза - изнеженны; также те, у кого одно веко
выступает до середины глаза, и те, кто поднимает глаза (зрачки) к верхним векам
и томно смотрит, и кто смотрит прищуриваясь, и вообще все, кто смотрит томно и
рассеянно; это восходит к соответствующей черте и к женщинам. Кто медленно
движет глазами, как бы затрудненным движением, причем наперед выступает белок,
те задумчивы. Если же душа при этом у них слишком погружается в какую-нибудь
мысль, то движение глаза прекращается.
(о росте)
Маленькие остры; поскольку движения крови
занимают небольшое место, то движения очень быстро достигают седалища ума.
Слишком крупные медлительны: поскольку движения крови распространяются на
большое пространство, движения медленно достигают седалища ума. Те из
малорослых, у кого сухое тело и цвет такой, какой бывает от теплоты в теле, -
ничего не доводят до конца: так как движения (в данном случае) завершаются на
малом пространстве и из-за теплоты они быстры, мысль не останавливается на
одном, но все время переходит с одного на другое, прежде чем достичь главного.
Те с крупным ростом, у кого сырое тело или такой цвет лица, какой бывает от
холода, ничего не доводят до конца: поскольку движения здесь совершаются на
большом пространстве, и они медленны из-за холода, они не могут достичь седалища
ума. Те из низкорослых, у кого сырое тело и цвет, какой бывает от холода,
доводят дело до конца: поскольку движение совершается на малом пространстве,
это уравновешивает затруднение движения от (низкой) температуры, позволяя
завершить начатое. Те, кто имеет при большом росте сухое тело и цвет тела,
какой бывает от теплоты завершают дело и восприимчивы, потому что величину тела
компенсирует также и теплота цвета, вследствие чего достигается соразмерность
для завершения дела.
Таким образом, о том, какие из чрезмерно
больших или низкорослых людей оказываются способными доводить дело до
завершения и какие - неспособны, об это сказано. (Человеческая) же природа,
которая стоит в среднем положении к ним, наиболее способна к восприятиям и к
довершению всего того, за что она берется. В самом деле, движения, не
расходящиеся на большое пространство, легче достигают ума; в то же время,
будучи такими, они нисколько не выходят из своих пределов; таким образом,
умеренному размеру надлежит быть совершеннейшим для завершения всего
постановленного и способнейшим для восприятия.
Несоразмерные способны на все (то есть злы,
коварны); это восходит к соответствующему состоянию и к женскому типу. Если же
несоразмерные коварны, то соразмерные будут прямы и мужественны. Отношение соразмерности
надо возводить к хорошему воспитанию тела и природным задаткам, а не к
мужественному типу, как мы его определили вначале.
Хорошо было бы все признаки, о которых мы
говорили, возводить к соответствующей черте и к мужскому и к женскому типу;
разделение между ними есть совершеннейшее, и показано, что мужчина прямее и
мужественнее женщины и, говоря вообще, лучше. При всяком отборе признаков одни
обнаруживают предмет более явно, чем другие. Наиболее явным образом
обнаруживают его те признаки, которые встречаются в главных частях (тела).
Главная часть (тела) - это область у глаз, лоб, голова и лицо, вторая - грудь и
плечи; затем голени ноги. Живот в этом смысле - слабейшее место. Вообще говоря,
главные признаки мы имеем в тех местах, в которых чаще всего наблюдаются
соответствия душевной деятельности.
|