Нормативное регулирование бухгалтерского учета России
Нормативное регулирование бухгалтерского учета России
Нормативное
регулирование бухгалтерского учета России
План
Введение
1. Система нормативного регулирования
бухгалтерского учета в РФ
2. Законодательные акты,
регламентирующие организацию учета
3. Стандарты и инструктивные документы,
регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в
организациях
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В настоящее время,
каждый, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью, должен
знать необходимые ему основы права. Деятельность организации в хозяйственном
обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил.
В современных условиях
именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние
организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа
знаний, которыми он располагает.
Для того чтобы
продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией,
знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом
хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что
такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые
отношения в организации и многое другое.
Финансовый (бухгалтерский)
учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом
обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
Ø звено
управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его
трудовым коллективом;
Ø специальный
финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие
хозяйственной деятельности.
Финансовый
(бухгалтерский ) учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной
деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и
совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и
принципы финансового учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и
новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад
в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне
от этой деятельности.
Любое коммерческое
предприятие функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и
как элемент общей экономической системы государства.
В этом смысле можно
говорить о внутренней и внешней среде предпринимательства. Рассмотрим внешнюю
предпринимательскую среду. Она характеризуется следующими элементами,
существенно влияющими на деятельность предприятия:
Ø экономическое
состояние и обстановка в обществе;
Ø политическая
ситуация;
Ø правовая
система государства;
Ø социально-культурная
среда;
Ø технологическая
сфера;
Ø физическая
и географическая среда;
Ø партнерская
финансово-техническая сфера.
Правовая система
государства теснейшим образом связана с двумя вышеназванными сферами
воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой
деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во
многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему
экономическому подъему государства. Именно поэтому считается данная тема
актуальной.
Предметом
исследования в данной работе является система нормативного регулирования такого
объекта, как финансовый учет.
Цель
данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного
регулирования – приведение правовой системы финансового учета в соответствии с
требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой
отчетности.
Для достижения данной
цели поставлены задачи, такие как:
• определение основных
аспектов нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета России.
• изучение
теоретических предпосылок совершенствования нормативного регулирования
бухгалтерского учета.
• предложения возможных
альтернатив нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета в РФ.
В настоящее время
складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского
учета и отчетности в Российской Федерации.
Введены в действие
нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов финансового (бухгалтерского)
учета и отчетности.
В профессиональном
сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и
отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости
повышения темпов перехода к использованию МСФО.
Общее методологическое
руководство осуществляется правительством РФ.
Кроме того, существуют
органы, которым федеральным законом предоставлено право разрабатывать, и
утверждать определенные документы.
Данный вопрос
прорабатывался коллективом авторов и специалистов в области финансового учета,
среди которых: А.С.Бакаев, В.Ю. Бакшинскас, Н.Г. Волков, В.И. Мещеряков, В.А..
Кашин, Н.П.. Кондраков, И.Н. Ложников, Е.В.Орлова и другие.
Для выполнения курсовой
работы были изучены и использованы нормативные акты, Постановления
Правительства РФ ит.д. использованы материалы экономических Интернет – форумов,
статистика.
Практическая значимость
данной работы заключается в том, что ее можно использовать не только с
теоретической но и практической стороны, как студентами ВУЗа, так и
предпринимателями.
Для реализации
поставленных в данной работе задач были использованы следующие методы:
- монографический,
статистический, аналитический (анализ документов).
1. Система
нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
В связи с
осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования
произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, функциях
управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния
на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский
учет. Он впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения
учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход
на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных
документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета
в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании. Нынешняя
система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из
документов четырех уровней.
Первую группу
документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента,
постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета
в организации. Особое место в этом уровне системы должен занять Федеральный
закон "О бухгалтерском учете". Очень важным документом первого уровня
системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно
закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного
баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения
годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения;
понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядок
реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица. [1]
К этой же группе
документов можно отнести Федеральный закон от 14.06.95 88-ФЗ "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации", Федеральный закон от 26.12.95 208-ФЗ "Об акционерных
обществах"
В настоящее время
разработан Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены особые
правила организации налогового учета, принципы которого резко отличаются от
традиционных принципов бухгалтерского учета. [2]
Второй уровень системы
нормативного регулирования составят положения по бухгалтерскому учёту. В этих
документах будут обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета,
изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные
бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к
определенному виду деятельности.
Такое раскрытие должно
осуществляться в документах третьего уровня - методических указаниях по ведению
бухгалтерского учета, в т. ч. в инструкциях, рекомендациях и т. п. К этой
группе документов относятся методические рекомендации по планированию, учету и
калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве,
сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по
заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов
этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его
применению. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства
финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной
деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя и
казначейские обязательства); а также методические указаний по бухгалтерскому
учету, которые разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного
хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука,
торговля, туризм, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.).
2. Законодательные
акты, регламентирующие организацию учета
Нормативный акт - это
акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и
содержащий нормы права. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для
регулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и
обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный акт
отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной
ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие
нормы права. Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего
акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется
его юридическая сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы:
законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных
органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской
Федерации.
Закон - нормативный
акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской
Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы,
федеральные законы, законы субъектов Федерации. К актам федеральных органов
государственного управления относятся указы Президента и постановления
Правительства.
Указы Президента
Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных
законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить
Конституции РФ и федеральным законам. В случае такого противоречия должны
действовать нормы Конституции РФ и федеральных законов. По текущим вопросам
оперативного характера Президент имеет право принимать распоряжения, не
являющиеся нормативными актами. Постановления Правительства Российской
Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов
Президента Российской Федерации и являются нормативными актами, так как
содержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные
предписания и являются индивидуальными, а не нормативными актами. Акты
федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые
министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и
гражданами. Наиболее значительна функция принятия нормативных актов лишь у
некоторых министерств и ведомств, к которым относятся Министерство финансов РФ,
Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, а
также Центральный Банк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения
вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных
федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Различные
виды нормативных актов получили разные наименования в правовой литературе и
текстах нормативных актов. Термин "законодательство" применяется, как
правило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином "правовой
акт" принято обозначать федеральные законы, указы Президента и
постановления Правительства. Термин "подзаконный акт" ("акт
законодательства") применяется к указам Президента, постановлениям
Правительства и ведомственным актам.
Основными целями
законодательства о бухгалтерском учете являются:
Ø
-
обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и
хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
Ø
-
составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об
имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой
пользователям бухгалтерской отчетности.
Второй уровень системы
представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положение по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н,[15 ]
определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и
представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим
вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской
информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского
учета и отчетности. В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского
учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ),
регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и
отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы
бухгалтерского учета и т.п. Необходимость существования Положений заключается в
детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных
понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях
(стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без
раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности
или организационно-правовой форме.
Такое раскрытие
осуществляется в документах третьего уровня системы
– методических
указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. В качестве примера можно
назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49,[ 15
] типовые формы бухгалтерской отчетности. Методические указания зачастую
принимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет
материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г.
№ 149н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету
материально-производственных запасов.[3] Методическими
указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского
учета организациями отдельных видов деятельности. В качестве примера приведем
Приказ Минфина РФ от 12 января 2001 г. № 2н «О методических рекомендациях о
порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых
организаций».[4]
Один из важнейших
документов этого уровня – План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его
применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. [18
].К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства
финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности
организаций. Так, Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены
вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности
садоводческими товариществами. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5
Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским
учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской
Федерации. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов
РФ. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методические
указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными
законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны
противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов
РФ. В настоящее время федеральными законами право регулирования бухгалтерского
учета предоставлено Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг. В качестве примера такого регулирования можно назвать
Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,
расположенных на территории РФ.
Четвертый уровень в
системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и
формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном
аспектах. Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету,
принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не
были отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерского
учета. Регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точки
зрения мировых моделей учета: континентальная модель г регулирование учета и
его развитие регламентируется законодательными актами государства;
британо-американская модель г доминирующую роль в разработке и установлении
стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы
(профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов). До недавнего времени
Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного
регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели,
незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко
к континентальной модели). В последнее время ситуация изменилась, совершенствование
законодательной базы учета проводится с привлечением объединений
профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской
модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными
актами государства. [2] Какова иерархия нормативного законодательства,
регулирующего бухгалтерский учет?
I уровень:
Конституция Российской
Федерации.
II уровень:
Гражданский кодекс
Российской Федерации;
Налоговый кодекс
Российской Федерации. Части 1 и 2.
III уровень:
Федеральный закон “О
бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
IV уровень:
Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 34 н; [
4]
План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
инструкция по его применению утверждены приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н (вводится с 1 января 2001 г.
поэтапно по мере готовности предприятий в течение 2001 г.);
Положение по
бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), утвержденное
приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. № 60н; [5]
Положение по
бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство”
(ПБУ 2/94), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 20 декабря
1994 г. № 167;
Положение по
бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте” (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина Российской
Федерации от 10 января 2000 г. № 2н;
Положение по
бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организаций” (ПБУ 4/99),
утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н; [6].
Положение по
бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01),
утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001г. № 44н;
Положение по
бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01), утвержденное приказом
Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н;
Положение по
бухгалтерскому учету “События после отчетной даты” (ПБУ 7/98), утвержденное
приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 56н;
Положение по
бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности” (ПБУ 8/98),
утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 57н;
Положение по
бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ 9/99), утвержденное приказом
Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 32н с изменениями, внесенными
приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 27н;
Положение по
бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99), утвержденное приказом
Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н с изменениями, внесенными
приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 27н;
Положение по
бухгалтерскому учету “Информация об аффилированных лицах” (ПБУ 11/99),
утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 5н. [8].
Положение по
бухгалтерскому учету “Информация по сегментам” (ПБУ 12/2000), утвержденное
приказом Минфина Российской Федерации от 27 января 2000 г. № 11н. [9].
Положение по
бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” (ПБУ 13/2000), утвержденное
приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 92н;
Положение по
бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/2000), утвержденное
приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 91н; [10].
Положение по
бухгалтерскому учету “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию” (ПБУ
15/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 2 августа 2001 г.
№ 60н.
3. Стандарты
и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация
бухгалтерского учёта в организациях
Организации в процессе
формирования учетной политики могут создавать документы, исходя из своей
структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В их состав входят:
o
рабочий
план счетов бухгалтерского учета;
o
формы
первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных
операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных
документов;
o
порядок
проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
o
правила
документооборота и технология обработки учетной информации;
o
порядок
контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для
организации бухгалтерского учета.
o
а
также изменения требований и допущений см приложение А.
Ответственность за
организацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства
при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители
организаций могут в зависимости от объема учётной работы:
а) учредить
бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным
бухгалтером;
б) ввести в штат
должность бухгалтера;
в) передать на
договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии,
специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский
учёт лично.
Принятая организацией
учётная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного
за организацию и состояние бухгалтерского учёта. При этом утверждаются:
- рабочий план счетов
бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета,
необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями
своевременности и полноты учёта и отчётности;
- формы первичных
учётных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по
которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также
формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности; (и изменения к ним см
приложение Б)
- порядок проведения
инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила
документооборота и технология обработки учётной информации;
- порядок контроля за
хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации
бухгалтерского учёта.
Принятая организацией
учётная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учётной
политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской
Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование
бухгалтерского учёта, разработки организацией новых способов ведения
бухгалтерского учёта или существенного изменения условий ее деятельности.
В целях обеспечения сопоставимости
данных бухгалтерского учёта изменения учётной политики должны вводиться с
начала финансового года. Бухгалтерский учёт ведется организацией непрерывно с
момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или
ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация
ведет бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций путем
двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включенных в
рабочий план счетов бухгалтерского учёта.
Данные аналитического
учёта должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта.
Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной
регистрации на счетах бухгалтерского учёта без каких-либо пропусков или
изъятий.
В бухгалтерском учёте
организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения
учитываются раздельно.
Рабочие документы,
регламентирующие учет в организациях
Ø
Методические
указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие
документы организаций
Ø
Методические
указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования
бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны
конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах
первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях
по бухгалтерскому учету.
Ø
Нормативные
документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и
ведомствами.
Данные документы
следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого
назначения, другая имеет отраслевую направленность.
Первая группа включает:
Ø
Порядок
ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета
директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г.
№18);
Ø
Методические
указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом
Минфина России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа Минфина России от 23
марта 2000г. №32н);
Ø
Методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные
приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;
Ø
Методические
рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию,
утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;
Ø
План
счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций
и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31
октября 2000г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. №38н);
Ø
Методические
указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений,
специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина
России от 26 декабря 2002г. № 135н.
Вторая группа
документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского
учета в отдельных отраслях, включающих инструкции по учету затрат и
калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных
отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях
непроизводственной сферы и др.
В системе нормативного
регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации
относят к четвертой группе, к ним можно отнести:
Ø
документ
по учетной политике предприятия;
Ø
утвержденные
руководителем формы первичных учетных документов;
Ø
графики
документооборота;
Ø
утвержденный
руководителем план счетов бухгалтерского учета;
Ø
утвержденные
руководителем формы внутренней отчетности.
Основы формирования
(выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики
организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная
политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9
декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным
бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том
случае, если они разработаны в самой организации.
В графике
документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов,
указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его
составления до сдачи в архив.
Рабочий план счетов,
утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией
синтетических счетов и субсчетов. Формы внутренней отчетности, утверждаемые
руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из
особенностей ее функционирования и требований управления производством и
реализацией продукции. В мировой практике сложилось два подхода к установлению
правил ведения бухгалтерского учета. В англо-американской системе регулирование
осуществляется через профессиональные неправительственные организации. В
континентально-европейской, к которой исторически относится и Россия,
нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственными
органами власти. Последние мировые тенденции развития системы бухгалтерского
законодательства отдают предпочтение профессиональному регулированию, итогом
которого в 1973 г. стало создание Комитета по международным стандартам
финансовой отчетности (КМСФО). Однако международные стандарты не имеют
официального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению в
конкретной стране, т.е. возможность их использования зависит от
законодательного закрепления такой обязанности для субъектов хозяйствования.[ 14]
В соответствии со ст.
71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации,[5]
поэтому был разработан и принят Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996г. «О
бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы
организации и ведения бухгалтерского учета в стране. Таким образом,
«официальный» бухгалтерский учет регулируется только актами федерального
уровня.[ 2].
Основными целями
законодательства о бухгалтерском учете являются:
• обеспечение единообразного
ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых
организациями;
• составление и
представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении
организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской
отчетности (ст. 3 Закона 1996 г.).[ 2]
Формулировка первой
цели нормативного регулирования, которую ставит перед собой законодатель,
подчеркивает значимость информации, обобщаемой в системе бухгалтерского учета
на макроэкономическом уровне. Единообразное ведение учета в данном контексте
следует понимать, как обязанность субъектов по итогам отчетного периода
формировать единые показатели. При этом обеспечение единообразия не означает
унификацию и не предполагает каких-либо препятствий для совершенствования
правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Более того, диспозитивный
характер норм Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 13)
позволяет организациям отступать от обязательных предписаний в случаях «когда
они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые
результаты деятельности организации». Данная норма является следствием прямого
заимствования основного постулата англо-американского подхода к бухгалтерскому
законодательству – «истинного и справедливого представления» информации («true
and fair»).[14 ].
Вторая цель
ориентирована, в основном, на удовлетворение интересов внешних пользователей,
для которых бухгалтерский учет формирует информацию о финансовом положении,
финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении
организации. Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно
различаются, бухгалтерский учет не может разрешить все их информационные
запросы в полном объеме и ориентируется на удовлетворение потребностей,
являющихся общими для всех групп пользователей.
Статья 4 Закона 1996 г.
определяет, что законодательство о бухгалтерском учете распространяется на все
организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы
и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено
международными договорами. Отсюда любая организация, занятая
предпринимательской деятельностью и зарегистрированная в установленном порядке
в качестве юридического лица, подпадает под обязательное ведение бухгалтерского
учета.[6]
В соответствии со ст. 4
Закона 1996г. граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, выведены из-под действия законодательства о
бухгалтерском учете и обязаны вести учет доходов и расходов в порядке,
установленном налоговым законодательством России. Организации, перешедшие на
упрощенную систему налогообложения, также освобождаются от обязанности ведения
бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных
активов.
Общее методологическое
руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ (ст.
5 Закона 1996 г.).[7]
В соответствии с
действующим законодательством (ст. 3 Закона 1996г.) правовую основу
бухгалтерского учета составляет многозвенная, иерархически выстроенная исходя
из юридической силы и внутренней соподчиненности система источников,
распространяющая свое действие на все организации, находящиеся на территории
России. На данный момент действует четырех уровневая система нормативного
регулирования бухгалтерского учета.[8]
Заключение
При написании данной
курсовой работы была поставлена цель исследования, а именно: раскрыть
содержание нормативного регулирования – приведение национальной системы
бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и
международными стандартами финансовой отчетности.
Были решены
поставленные задачи, такие как:
- изучены теоретические
предпосылки совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета в
России.
Этими предпосылками
являются:
. неприемлемость
существовавшей ранее системы бухгалтерского учета в новых условиях
хозяйствования;
. выход предприятий на
международные рынки;
. несовершенство налогового
законодательства;
. резкое расширение
функций, выполняемых бухгалтерским учетом;
. несовершенство
балансовой информации;
. отсутствие системы
управления и регулирования бухгалтерского учета.
- определены основные
аспекты нормативного регулирования бухгалтерского учета России.
. формирование
нормативной базы (стандартов);
. методического
обеспечения (инструкций, методических указаний, комментариев);
- исследованы
существующие международные стандарты бухгалтерского учета и возможности их
применения при реформировании бухгалтерского учета.
Были проанализированы
континентальное и англо-американо- голландская модели бухгалтерского учета и
выявлена, наиболее приемлемая к российской практике бухгалтерского учета,
германская модель.
- проведено исследование
методом сравнительного анализа способов перенесения стоимости основных средств
нематериальных активов на себестоимость продукции.
Обобщая все выше
сказанное, можно сделать следующий вывод:
К нормативной базе
бухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных
документов; на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление в
фонды, отчисление налогов и выполняются другие расчеты. К ним относятся
правовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы отчислений в
фонды и налоги.
В России продолжается
работа по совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности
во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.
Цель преобразований
системы отечественного бухгалтерского учета - привести ее в соответствие с
требованиями рыночной экономики, а информации, содержащейся в бухгалтерской
отчетности, - с требованиями, установленными международными стандартами
финансовой отчетности. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета,
которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех
уровней.
1 уровень - законодательные
акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо
или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2 уровень - стандарты
(положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3 уровень - методические
рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов
РФ и других ведомств;
4 уровень - рабочие
документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Основы построения
системы бухгалтерского учета определяются Концепцией бухгалтерского учета в
рыночной экономике России, которая одобрена Методологическим советом по
бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и
Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.[13
].
Список литературы
1. Конституция РФ, 12.12.1993г.
2. Закон РФ «О бухгалтерском учете» №
129-ФЗ от 21 ноября 1996г. (с изменениями от 30.06.2003г.).
3. Положения по бухгалтерскому учету
"Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94)
(утв. приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167)
4. Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина
РФ от 29 июля 1998 г. N 34н с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000
г.).
5. Положение по бухгалтерскому учету
"Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от
9 декабря 1998 г. N 60н с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.).
6. Положение по бухгалтерскому учету
"Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. приказом
Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ
4/99").
7. Положение по бухгалтерскому учету
"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной
валюте" ПБУ 3/2000" (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. N
2н).
8. Положение по бухгалтерскому учету
"Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000 (утв. приказом
Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 5н с изм. и доп. от 30 марта 2001 г).
9. Положение по бухгалтерскому учету
"Информация по сегментам" ПБУ 12/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 27
января 2000 г. N 11н).
10. Положение по бухгалтерскому учету
"Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ
от 16 октября 2000 г. N 92н)
11. План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от
31 октября 2000 г. N 94н, с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.).
12. Решение Методологического совета
бухгалтерского при Минфине РФ от 15 мая 2003г. «О концепции развития
бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2004-2010г).
13. План мероприятий Министерства
финансов Российской Федерации на 2004 - 2007 годы по реализации Концепции
развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (утв. приказом Минфина России от 16 сентября 2004 г.
№ 263).
14. Терехова В.А. Международные и
национальные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. – СПБ.:
Питер, 2003.
15. «Нормативная база бухгалтерского
учета: Сборник официальных материалов», / Предисл. И сост. А. С. Бакаев, М.,
«Бухгалтерский учет», 2003 г.
16. Стуков Л. С. «Реформирование системы
бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности», «Аудиторские
ведомости», № 3, 2003 г.
17. Правовые основы бухгалтерского и
налогового учета, аудита в Российской Федерации / Отв. ред. Е.М. Ашмарина. –
М.: Юристъ, 2005.
18. Организация бухгалтерского учета на
предприятии / Под ред. Спирина В. С.- М.: Финансы, 1997.- 309
Приложение А
Глоссарий
Финансовый учет
|
Процесс генерации бухгалтерской
информации, пользователи которой (акционеры, кредиторы, партнеры, клиенты,
банки, государственные органы) непосредственно не относятся к данной
организации; эта информация результируется в финансовой отчетности
организации; для финансового учета характерны использование системы двойной
бухгалтерии, соблюдение общепринятых принципов, применение денежных единиц
измерения, периодичность, объективность и выделение в качестве главного
объекта анализа деятельности организации в целом.
|
План счетов
|
Счётный план, система бухгалтерских
счетов, предусматривающая их количество, группировку и цифровое обозначение в
зависимости от объектов и целей учёта.
|
Учетная политика
|
Выбранная предприятием совокупность
способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной
(уставной и иной) деятельности) в соответствии с особенностями его
хозяйственной деятельности и применяемая им на постоянной основе в течение
отчетного периода.
|
Нормативный акт
|
Письменный официальный документ,
принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах
его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых
норм.
|
Налог
|
Обязательный платеж, взимаемый
государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые,
которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные (например акциз),
увеличивающие цену товара.
|
Постановление
|
В конституционном праве один из видов
нормативных актов, принимаемых высшими органами государственной власти.
|
Стандарт
|
Нормативно-технический документ по
стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту
стандартизации
|
Организация
|
Разновидность социальных систем,
объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (цель) и
действующих на основе определенных принципов и правил;
|
Хозяйственная деятельность
|
Деятельность граждан,
предусматривающая создание предприятий и организаций по производству,
реализации и приобретению товаров.
|
Аналитический учет
|
Система бухгалтерских записей, дающая
детальные сведения о движении хозяйственных средств; предназначается для
оперативного руководства хозяйством и составления отчётности; строится по
каждому синтетическому счёту в отдельности.
|
Приложение Б
Допущения и требования
в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»
Требования
|
Допущения
|
1. Полноту отражения в бухгалтерском
учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты).
|
1. Допущение имущественной
обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют
обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других
юридических лиц, находящегося у данной организации.
|
2. Своевременное отражение фактов
хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности
(требование своевременности).
|
2. Допущение непрерывности
деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность
в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или
существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у
организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике,
формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому
отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно
использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать
пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или
сокращении деятельности.
|
3. Большую готовность к признанию в
бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов,
не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).
|
3. Допущение последовательности
применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная
политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
Изменение учетной политики возможно в случаях изменения законодательства
Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету,
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и
существенного изменения условий деятельности.
|
4. Отражение, в бухгалтерском учете
факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы,
сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования
(требование приоритета содержания перед формой).
|
4. Допущение временной определенности
фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в
бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо
от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с
этими фактами.
|
5. Тождество данных аналитического
учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний
календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).
|
|
6. Рациональное ведение бухгалтерского
учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации
(требование рациональности).
приложения
|
|
Приложение В
Обзор изменений в
нормативном регулировании бухгалтерского учета, вступивших в силу с 1 января
2009 года
Дата создания:
12.01.2009
В течение прошедшего
2008 года Минфином России были утверждены несколько новых Положений по
бухгалтерскому учету, большинство которых являются новыми редакциями ранее
действовавших Положений, а некоторые ПБУ - регулятивы совершенно новые.
Предлагаем вашему вниманию табличный обзор изменений в нормативном
регулировании бухгалтерского учета, вступивших в силу с 1 января 2009 года.
Содержание статьи:
ПБУ 11/2008
"Информация о связанных сторонах" »»
ПБУ 1/2008
"Учетная политика организаций" »»
ПБУ 21/2008
"Изменения оценочных значений" »»
ПБУ 15/2008 "Учет
расходов по займам и кредитам" »»
ПБУ 2/2008 "Учет
договоров строительного подряда"
ПБУ 2/2008 "Учет
договоров строительного подряда"
(утв. приказом Минфина
России 24.10.2008 № 116н)
Кто применяет:
юридические лица (за
исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) -
подрядчики/субподрядчики по договорам строительного подряда: долгосрочным (с
длительностью выполнения более 1 отчетного года), а также договорам, срок
начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (п. 1 ПБУ
2/2008);
стороны договоров
оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в
строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на
выполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных
средств, по ликвидации (разборке) их, включая связанное с ней восстановление
окружающей среды: долгосрочных (с длительностью выполнения более 1 отчетного
года), а также договоров, срок начала и окончания которых приходятся на разные
отчетные годы (п. 2 ПБУ 2/2008).
Применяется, начиная с
бухгалтерской отчетности 2009 года (п. 2 приказа Минфина России 24.10.2008 №
116н).
Что меняется
|
Новый порядок
|
Ссылка на нормативный документ
|
Предмет регулирования
|
Установлено, что предметом
регулирования ПБУ 2/2008 является порядок формирования и раскрытия в
бухгалтерском учете организаций-подрядчиков (субподрядчиков) информации о
доходах, расходах и финансовых результатах, связанных с исполнением договоров
строительного подряда.
|
п. 1, 2 ПБУ 2/2008
|
Объект бухгалтерского учета
|
Изменено содержание термина
"отдельный договор" как объекта учета.
Под отдельным договором понимается:
строительство отдельного объекта (в
рамках строительства комплекса объектов по одному договору и по единому
проекту для одного или нескольких заказчиков) - при условии, что на
строительство каждого объекта имеется техническая документация и по каждому
объекту могут быть достоверно определены доходы и расходы;
договоры (два и более), заключенные
организацией с одним или несколькими заказчиками - при условии, что эти
договоры фактически относятся к единому проекту с нормой прибыли,
определенной в целом по договорам, и они исполняются одновременно или
последовательно (непрерывно следуя один за другим);
дополнительный объект строительства
(дополнительные работы), внесенные в техническую документацию по уже
исполняемому договору - если такой объект по конструкционным, технологическим
или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов,
предусмотренных договором и/или цена его строительства определена в
дополнительной смете.
|
п. 4-6 ПБУ 2/2008
|
Группировка и признание расходов по
договору
|
Изменена группировка расходов
подрядных организаций. Они подразделяются на прямые, косвенные и не
относящиеся к строительной деятельности.
|
п. 11, 16 ПБУ 2/2008
|
Состав и принятие к учету прямых
расходов
|
Уточнен и расширен состав прямых
расходов. В него включаются расходы, связанные непосредственно с исполнением
договора, в том числе:
фактически понесенные расходы;
предвиденные (ожидаемые неизбежные)
расходы, возмещаемые заказчиком по условиям договора. При этом:
расходы по устранению недоделок в
проектах и строительно-монтажных работах, по разборке оборудования из-за
дефектов антикоррозийной защиты и т.п. - могут приниматься к учету по мере их
возникновения;
расходы на гарантийное обслуживание и
гарантийный ремонт созданного объекта и т.п., которые могут быть достоверно
определены - могут приниматься к учету путем образования резерва на покрытие
предвиденных расходов;
расходы, связанные непосредственно с
подготовкой и подписанием договора, понесенные до даты его подписания (на
разработку технико-экономического обоснования, подготовку договора страхования
рисков строительных работ и т.п.) - если они могут быть достоверно определены
и в отчетном периоде их возникновения существует вероятность подписания
договора.
Прямые расходы по договору могут быть
уменьшены на величину доходов, полученных при исполнении других видов
договоров и не связанные непосредственно с исполнением договора. Такими
доходами могут быть: доходы от продажи излишков строительных материалов и
конструкций, приобретенных для исполнения договора;
доходы в виде арендной платы за
сданные в аренду другим лицам временно не используемые для исполнения
договора строительные машины и оборудование.
|
п. 12, 15 ПБУ 2/2008
|
Состав и принятие к учету косвенных
расходов
|
Установлено, что в состав косвенных
расходов включается часть общих расходов организации на исполнение договоров,
приходящаяся на данный договор.
Способы распределения косвенных
расходов между договорами (например, путем расчетов с использованием сметных
норм и расценок) определяются организацией самостоятельно, закрепляются в
учетной политике и применяются систематически и последовательно.
|
п. 13 ПБУ 2/2008
|
Состав и принятие к учету прочих
расходов
|
В состав прочих расходов включаются:
расходы, не относящиеся к строительной
деятельности, но возмещаемые заказчиком по условиям договора (расходы на
НИОКР, расходы на общее управление организацией и пр.);
расходы, связанные непосредственно с
подготовкой и подписанием договора (на разработку технико-экономического
обоснования, подготовку договора страхования рисков строительных работ и
т.п.) - если не выполнены условия, необходимые для включения таких расходов в
состав прямых. Принимаются к учету в периоде возникновения.
|
п. 14, 15 ПБУ 2/2008
|
Способы признания финансового
результата
|
Установлено, что основным способом
признания финансового результата является способ "по мере
готовности". При этом финансовый результат (прибыль и убыток) по
договору определяется организацией самостоятельно согласно установленным ПБУ
2/2008 критериям и зависит от степени достоверности определения финансового
результата:
если финансовый результат может быть
достоверно определен на отчетную дату - он признается способом "по мере
готовности". При его применении выручка и расходы по договору
определяются в зависимости от степени завершенности работ и признаются в отчете
о прибылях и убытках в тех отчетных периодах, в которых они были выполнены
независимо от предъявления их к оплате заказчику по графику, предусмотренному
договором строительного подряда;
если достоверное определение
финансового результата исполнения договора в отчетном периоде невозможно, но
есть вероятность возмещения расходов по договору - выручка признается в
отчете о прибылях и убытках в размере, равном сумме понесенных и возможных к
возмещению расходов. При этом расходы, вероятность возмещения которых
отсутствует, признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного
периода;
если существует неопределенность в
достоверном определении финансового результата (обусловленном, например,
неопределенностью в поступлении предполагавшихся по договору отклонений,
претензий, поощрительных платежей) - ожидаемый убыток признается расходами по
обычным видам деятельности отчетного периода без уменьшения суммы ранее
признанной выручки по договору. При устранении неопределенности в достоверном
определении финансового результата выручка по договору и расходы по договору
признаются методом "по мере готовности".
|
п. 17-19, 23 ПБУ 2/2008
|
[1] Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от
30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1
[2] Налоговый кодекс РФ (НК РФ)
часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ
[3] Приказ Минфина РФ от 28 декабря
2001 г. № 149н
[4] Приказ Минфина РФ от 12 января
2001 г. № 2н
[5] Конституция РФ принята
12.12.1993
[6] Федеральный
закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ
[7] Там же.
[8] Там же
|