Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Национальный
институт имени Екатерины Великой
Учебная
дисциплина:
«Бухгалтерский
учет»
Контрольная
работа
«Нормативное
регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации»
Выполнила: студентка IV курса, заочного отделения
Специальность: финансы и
кредит
Группа 43 СП
Лукьянова Ольга
Вячеславовна
г.
Балашов – 2008 г.
Содержание
Введение
1 Система нормативного
регулирования бухгалтерского учета в РФ
2 ПБУ имеющие право не
применять малые предприятия
3 Состав и порядок
представления бухгалтерской отчетности
Заключение
Список литературы
Введение
Настоящая
контрольная работа составлена на основании законодательных и нормативных
документов, регулирующих правила ведения и порядок составления и представления
бухгалтерской отчетности организаций.
Ведение
бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами,
имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О
бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят
рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Основным
документом по бухгалтерскому учету является ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ
от 21.11.96 г., который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его
содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности
и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести
бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.
Положение
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности разработано на
основании ФЗ «О бухгалтерском учете» и определяет порядок организации и ведения
бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности,
независимо от организационно- правовой формы, за исключением кредитных и
бюджетных организаций, а также взаимоотношения организации с внешними
потребителями.
Положение
по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)
устанавливает состав и методические основы формирования бухгалтерской
отчетности организаций, кроме кредитных и бюджетных организаций.
В
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» изложены основные принципы учета,
ориентированные на международные принципы (непрерывности деятельности
организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и
др.)
1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в
Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право
регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской
Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные
для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие
принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций,
составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам
бухгалтерского учета;
г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и
способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и
методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система
бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для
коллегий адвокатов и адвокатских бюро.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету,
издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право
регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и
методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
3. Организации, руководствуясь законодательством Российской
Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих
бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из
своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
2
ПБУ имеющие право не применять малые предприятия
Согласно п. 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29
июля 1998 г. N 34н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г., 18 сентября 2006 г.) малые предприятия самостоятельно определяют свою
учетную политику и план счетов бухгалтерского учета. Исходя из этого, можно
сделать вывод, что малые предприятия, по своему решению определяют перечень ПБУ
применяемых в учете.
3
Состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
Состав бухгалтерской отчетности
1. Все организации обязаны составлять на основе данных
синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
2. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности
бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их
структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и
не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ,
услуг), состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза
сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской
отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами
подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
д) пояснительной записки.
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется
Министерством финансов Российской Федерации.
Для общественных организаций (объединений) и их структурных
подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих
кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг),
устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в
соответствии со статьей 15
настоящего Федерального закона.
3. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции
о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской
Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета,
утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков,
страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не
противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
4. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна
содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении,
сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и
существенных статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения
правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно
отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности
организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение
правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и
признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском
учете.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация
объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
5. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным
бухгалтером (бухгалтером) организации.
Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет
ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или
бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации,
централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо
бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
6. Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и
представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на
бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия
пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона,
организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок
представления бухгалтерской отчетности
1. Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую
бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами
учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также
территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют
бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным
имуществом.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям
бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2. Организации, за исключением бюджетных и общественных
организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих
предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества
оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную
бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в
течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть
утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
3. Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и
годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.
4. Общественные организации (объединения) и их структурные
подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие
кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг),
представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного
года в упрощенном составе:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет о целевом использовании полученных средств.
5. Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю
организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в
виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным
каналам связи.
Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в
принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить
отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления.
При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи
пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о
приемке в электронном виде.
Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается
дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по
телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по
принадлежности.
Заключение
В заключении еще раз хотелось бы отметить, что бухгалтерский учет
ведется строго в соответствии с законодательными и нормативными документами,
имеющими разный статус. И хотя одни из них обязательны к применению (Закон «О
бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), а другие носят
рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии),
ведение бухгалтерского учета и составление отчетности может производиться
только на их основании, т.к. любые несоответствия или отступления будут оценены
контролирующими органами как нарушение законодательства.
Основным документом по бухгалтерскому учету является ФЗ «О
бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г., который определяет правовые
основы бухгалтерского учета, его содержание, объекты и основные задачи,
принципы, организацию; требования к главному бухгалтеру, организации и ведению
бухгалтерского учета. Он устанавливает требования к заполнению и хранению
первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, порядок и сроки
проведения инвентаризации имущества и обязательств; определяет состав
бухгалтерской отчетности и основные требования к ней.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности разработано на основании ФЗ «О бухгалтерском учете» и определяет
основные правила ведения бухгалтерского учета, документирования хозяйственных
операций, оценку и инвентаризацию имущества и обязательств, основные правила
составления и представления бухгалтерской отчетности, независимо от
организационно-правовой формы, за исключением кредитных и бюджетных
организаций, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями;
правила оценки статей бухгалтерской отчетности.
Список
литературы
1. Федеральный закон
«О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
2. Положение по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
(утв. приказом
Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г., 18 сентября 2006 г.)
3. Положение по
бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99
(утв. приказом
Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н) (с изменениями от 18 сентября 2006 г.)
4. 22 ПБУ:практический комментарий (6-е изд.,
перераб. и доп.). – М.: ИД «Аргумент», 2008. - 528 с.
|