Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Реклама

Счетчики

Опросы

Оцените наш сайт?

No Image

Особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств и формирование элементов учетной политики для учета заработной платы

Особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств и формирование элементов учетной политики для учета заработной платы

Содержание


Введение

Глава 1 Особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств

1.1   Сущность и нормативная база учетной политики для целей бухгалтерского учета

1.2 Элементы учетной политики для целей учета основных средств

Глава 2 Особенности формирования элементов учетной политики для учета заработной платы

2.1 Сущность учетной политики для целей налогообложения

2.2 Элементы учетной политики для целей учета заработной платы

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1 Приказ об учетной политики организации



Введение

Актуальность работы. Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика определяет содержание и оценку записей на счетах и получение в системе финансового учета существенной, понятной и надежной информации для составления финансовой отчетности со всеми примечаниями и раскрытиями, которые требуются согласно МСФО.

Учетная политика, если она выбрана правильно и обоснованно, охватывает все составляющие бухгалтерского учета: и организационную, и методическую, и техническую. Поэтому диапазон применения учетной политики на практике достаточно широк, тем более если речь идет о раскрытии данных бухгалтерского учета для внешних пользователей.

На сегодняшний момент существует ощутимый разрыв между системой бухгалтерского учета и системой налогообложения, применяемой на предприятии с целью исчисления налогов и сборов. Несомненным остается тот факт, что при определении налоговой базы практически всех налогов могут использоваться те или иные данные, отражаемые в бухгалтерском учете. Однако для того, чтобы фактически исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (возврату из бюджета), предприятию, как правило, приходится существенно изменять группировку, размер и классификацию указанных показателей бухгалтерского учета. Поэтому важно отражать в учетной политике удобную для предприятия структуру документооборота и движения информационных потоков в рамках системы налогового учета.

Анализ теоретических подходов к разработке учетной политики на предприятии позволил выделить две проблемы работы: каковы особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств и каковы особенности формирования элементов учетной политики для учета заработной платы.

Проблема исследования в ее целостности и взаимосвязи, определила выбор темы работы: «Учетная политика (о/с). Заработная плата».

Объект работы: Учетная политика

Предмет работы: Формирование элементов учетной политики для учета основных средств и формирование элементов учетной политики для учета заработной платы.

Цель работы: Определить особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств и формирование элементов учетной политики для учета заработной платы.

Задачи работы:

1. Рассмотреть сущность и нормативную базу учетной политики для целей бухгалтерского учета

2. Определить особенности формирования элементов учетной политики для учета заработной платы.

3. Рассмотреть сущность учетной политики для целей налогообложения

4. Определить особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (25 источников) и 1 приложения.



Глава 1 Особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств

1.1 Сущность и нормативная база учетной политики для целей бухгалтерского учета


Впервые в практику отечественного бухгалтерского учета термин "учетная политика предприятия" был официально введен Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. № 10. Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с Положением ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н, и Международной системы финансовой отчетности (МСФО) 1 "Предоставление финансовой отчетности" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [6, c. 2].

Учетная политика разрабатывается на основании следующих законодательных и нормативных документов: Гражданского кодекса Российской Федерации (части 1 и 2); Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ; Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н); Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкции по его применению (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н); действующих Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденных Министерством финансов РФ; действующих Методических указаний по бухгалтерскому учету, утвержденных приказами Министерства финансов РФ.

Принятие новых законодательных и нормативных актов, регулирующих способы и методы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, дополняет список нормативных документов, указанных выше, и требует разработки дополнительных стандартов по ведению бухгалтерского учета в организации.

Учетная политика определяет содержание и оценку записей на счетах и получение в системе финансового учета существенной, понятной и надежной информации для составления финансовой отчетности со всеми примечаниями и раскрытиями, которые требуются согласно МСФО. Учетная политика должна предусматривать содержание и структуру форм отчетности, а также перечень проектируемых показателей и других данных, подлежащих раскрытию в приложениях к финансовым отчетам.

Согласно Положению ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденному Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н, основы формирования, а также выбора и обоснования учетной политики, равно как и придание ей гласности, являются едиными и обязательными для всех. Это касается формирования учетной политики для всех организаций независимо от формы собственности, особенно в части раскрытия учетной политики для тех организаций, которые публикуют полностью или частично свою бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами либо по собственной инициативе [6, c. 3]. С момента вступления в силу указанного Положения любой хозяйствующий субъект должен выбрать и претворить в жизнь свою учетную политику. Однако, как показывает практика аудиторских проверок, многие предприятия до сих пор не выбрали учетную политику и не обосновали ее для работы своей бухгалтерии. Поэтому зачастую в этих организациях допускаются ошибки и путаница в бухгалтерском учете имущества, обязательств и хозяйственных операций из-за необоснованного применения отдельных общепринятых правил.

Учетная политика, если она выбрана правильно и обоснованно, охватывает все составляющие бухгалтерского учета: и организационную, и методическую, и техническую. Поэтому диапазон применения учетной политики на практике достаточно широк, тем более если речь идет о раскрытии данных бухгалтерского учета для внешних пользователей.

Учетная политика имеет огромное значение в работе организации, это не просто формальный документ, который должен быть утвержден приказом за подписью директора, это план работы на год, он может помочь организации оптимизировать налогообложение и зачастую выиграть спор в суде.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При этом утверждается: 1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; 2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; 4) методы оценки активов и обязательств; 5) правила документооборота и технология обработки учетной информации; 6) порядок осуществления контроля, за хозяйственными операциями; 7) а так же принимаются другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [12, c. 56].

Положение об учетной политике предприятия можно оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый документ посвящен учетной политике предприятия в области бухгалтерского учета. Второй документ - учетной политике в области налогообложения.

Любые изменения в учетной политике должны быть обоснованы и утверждены руководителем организации. Это объясняется целым рядом причин, таких как: 1) новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года; 2) с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия; 3) элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов.

Согласно ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях, если: 1) изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету; 2) организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета; 3) существенно изменились условия деятельности организации [6, c. 4].

В последнем случае изменения в учетной политике могут быть связаны с реорганизацией предприятия - слиянием, разделением, присоединением. Исходя из положений пп. 20 и 21 ПБУ 1/98, для сопоставимости информации, данные за предыдущий год, которые переносятся в отчетность текущего года, надо представить так, будто бы новая учетная политика применялась и в прошлом году. Другими словами, необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо провести количественную оценку изменений в отчетности. При этом в учете никакие записи не делаются, а корректировки отражаются только в бухгалтерской отчетности.

Изменения в учетную политику тоже оформляются приказом или распоряжением руководителя до 31 декабря текущего года и вводятся только с начала нового отчетного года. Кроме этого их нужно отразить и в пояснительной записке.

При появлении новых участков бухгалтерского учета можно вносить дополнения в учетную политику в любой момент отчетного года. Потому, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций, которые возникли в деятельности фирмы впервые, не является изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"). При этом никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику организации нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлено.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что учетная политика - это внутренний документ организации, не подлежащий обязательному представлению в налоговые органы. Никаким законом и никакими нормативными актами никогда не было предусмотрено, что организация до начала нового финансового года обязана представлять учетную политику в налоговые или другие органы.

Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации, да и то только в том случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности.

1.2 Элементы учетной политики для целей учета основных средств

Рассмотрим порядок формирования некоторых элементов учетной политики, касающихся учета основных средств. Напомним, что в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н [7], которое регулирует их учет, приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н были внесены значительные изменения. Главная поправка - объекты, которые подпадают под определение основных средств, но с первоначальной стоимостью не более 20 000 рублей за единицу, могут быть учтены как материально-производственные запасы [8, c. 1]. Конкретную величину лимита в пределах данной суммы фирма должна определить в учетной политике. При этом необходимо помнить, что в налоговом учете не признается амортизируемым то имущество, стоимость которого не превышает 10 000 рублей. Для того чтобы сблизить два учета, можно установить в бухгалтерской учетной политике такой же пониженный лимит.

Необходимо учитывать особенности ввода в эксплуатацию специфических объектов. Так, в некоторых случаях ввод в эксплуатацию (право на эксплуатацию) имущества напрямую зависит от наличия документа, подтверждающего регистрацию права собственности на это имущество. Например, согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов РФ. Право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге. Только после регистрации судна оно получает право плавания под флагом Российской Федерации. Таким образом, для учета судов в составе основных средств необходим факт регистрации права собственности в Государственном судовом реестре.

Согласно нормам главы 30 НК РФ в качестве объекта налогообложения должно признаваться следующее имущество, не учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств: 1) основные средства, переданные в доверительное управление; 2) основные средства, переданные по договору совместной деятельности; 3) основные средства, приобретенные и созданные в процессе совместной деятельности.

Необходимо отметить, что по правилам бухгалтерского учета такие объекты на счете 01 "Основные средства" в балансе организации не отражаются.

Поэтому, при перечислении в приказе об учетной политике балансовых счетов, которые должны быть подвергнуты анализу с целью определения налоговой базы по налогу на имущество, необходимо отразить и эти счета (например, забалансовые счета или счет 58 "Финансовые вложения" или счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом", др.).

Кроме того, нужно определить, на каком счете будет учитываться купленная недвижимость, документы по которой переданы на госрегистрацию: 01 "Основные средства" или 08 "Вложения во внеоборотные активы". Однако при любом варианте учета, если здание эксплуатируется фирмой, его стоимость облагают налогом на имущество Если организация в нарушение порядка ведения бухгалтерского учета будет учитывать объекты основных средств на иных счетах (т.е. не на счете 01 или счете 03), то указанные объекты также должны признаваться в качестве объектов налогообложения налогом на имущество. Например, в практике хозяйственной деятельности организаций встречаются случаи учета объектов основных средств: 1) на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (введенные в эксплуатацию и оформленные актами приемки-передачи объекты на отчетную дату еще не переведены на счет 01 "Основные средства"), 2) на счете 10 "Материалы" (особенно в части имущества, ранее учитывавшегося в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также в части специнструмента, спецприспособлений и спецоборудования согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. N 135н.

Этот момент можно также уточнить в приказе об учетной политике.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Поэтому нужно закрепить в учетной политике способ начисления амортизации основных средств. Следует отметить, что при разработке учетной политики организации метод оценки активов и начисления амортизации выбирается из вариантов, предусмотренных действующим законодательством. Выбор способа начисления амортизации осуществляется организацией самостоятельно и утверждается приказом по учетной политике. Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств, производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Согласно п. 18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию [7, c. 5]. Данное положение фактически означает, что при расчете налоговой базы стоимость указанных основных средств будет равна нулю.

Например, учетной политикой организации установлен стоимостной лимит отнесения имущества к основным средствам - 8000 руб.

1. Основные средства стоимостью не более 8000 руб. подлежат списанию на расходы в момент их выбытия (срок их службы более 12 месяцев), а не в момент их передачи в эксплуатацию?

2. Как правильно отразить эти основные средства в бухгалтерском учете?

1. Методы оценки активов организации отражаются в учетной политике и утверждаются руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").

По общему правилу стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации. Согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств" объекты ОС стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного учетной политикой организации, разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01) [7, c.5].

Добавим, что упомянутым выше приказом был изменен порядок расчета амортизации при использовании способа уменьшаемого остатка. Как и прежде, ее определяют, исходя из остаточной стоимости основного средства на начало отчетного года и нормы амортизации, рассчитанной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения. С 2006 года данный коэффициент фирма вправе установить самостоятельно. Причем он не должен превышать трех.

Исходя из приведенных норм законодательства по бухгалтерскому учету организация имеет право выбора и отражения в учетной политике одного из двух способов учета указанных объектов ОС: сразу списать их стоимость на затраты в момент ввода в эксплуатацию или начислять амортизацию по ним в общем порядке в течение срока их эксплуатации. Поэтому списывать на расходы объекты ОС стоимостью не более 8000 руб. в момент их выбытия (по окончании срока их службы) организация неправомочна.

2. Согласно нормам действующего законодательства единовременное списание на затраты производства полной стоимости объектов ОС происходит путем начисления амортизации. Соответственно начисление амортизации по объектам ОС стоимостью не более 8000 руб. отражается в бухгалтерском учете организации следующей проводкой: Дебет 20 (26, 44 и т.д.) - Кредит 02. Следует отметить, что независимо от принятого в организации порядка учета объектов ОС стоимостью не более 10 000 руб. операции по таким объектам оформляются документально в общеустановленном порядке. Ввод в эксплуатацию таких объектов оформляется актом приема-передачи по форме N ОС-1 ((ОС-1б), на них заводятся инвентарные карточки по форме N ОС-6), им присваиваются инвентарные номера и т.д.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения налогом на имущество определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В частности, амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.

По объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по объектам основных средств учитывается на отдельном забалансовом счете 010 "Износ основных средств".

Известно, что первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете складывается из фактических затрат на их приобретение за минусом НДС и иных возмещаемых налогов. Тем не менее, некоторые из потраченных сумм по правилам бухучета включаются в первоначальную стоимость объекта, и согласно главе 25 Налогового кодекса РФ, относятся на прочие расходы, связанные с производством и реализацией такие как: 1) госпошлины, уплачиваемые при регистрации права собственности на недвижимость, транспортное средство, программу для ЭВМ; 2) о таможенные пошлины при импорте имущества; 3) командировочные, которые выданы работнику, направленному для покупки основного средства или нематериального актива [3, c. 265].

Соответственно первоначальная стоимость имущества в бухгалтерском и налоговом учете будет разной. И бухгалтеру придется вести учет разницы согласно требованиям ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Но есть способ этого избежать. В учетной политике надо прописать: "В бухгалтерском учете несущественные затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов учитываются в текущих расходах". При этом надо указать, какие расходы считаются существенными. Например, это суммы, не превышающие 5 процентов от первоначальной стоимости объекта. Тем самым организация не только избежит учета разницы по ПБУ 18/02, но и сэкономит на налоге на имущество.



Глава 2 Особенности формирования элементов учетной политики для учета заработной платы

2.1 Сущность учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения. Кроме того, это понятие включает в себя учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Чтобы рассчитать налоги, подлежащие уплате в бюджет, налогоплательщик должен определить налоговую базу за соответствующий отчетный (налоговый) период. По некоторым налогам в Налоговом кодексе РФ предусмотрено несколько способов формирования налоговой базы.

Право выбора того или иного способа принадлежит налогоплательщику.

Правда, есть случаи, для которых Налоговый кодекс РФ устанавливает конкретные обязанности, но не разъясняет, как их выполнить. В частности, речь идет об обязанности вести раздельный учет при наличии оборотов, облагаемых и не облагаемых соответствующим налогом. Как вести такой учет, решает налогоплательщик. Главное, определить и утвердить выбранные правила расчетов налогов. Это и есть учетная политика для целей налогообложения. Ее положениями бухгалтер будет руководствоваться при исчислении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Налогоплательщик должен принять учетную политику для целей налогообложения. Эта обязанность закреплена в следующих главах Налогового кодекса РФ: 1) в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» (ст. 167); 2) в главе 25 «Налог на прибыль организаций» (ст. 313); 3) в главе 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» (п. 2 ст. 339); 4) в главе 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» (п. 16 ст. 346.38)

Четкого алгоритма составления учетной политики для целей налогообложения в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. Единый подход к решению данного вопроса на законодательном уровне не выработан. Как следствие, в главе 21 НК РФ содержатся одни указания по утверждению учетной политики, а в главе 25 - другие.

Между тем, исходя из существующих норм, можно составить такой алгоритм формирования налоговой учетной политики. Политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Форма приказа произвольная. При этом положения учетной политики могут содержаться как в тексте приказа, так и в приложении к приказу.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. То есть, как указано в статье 313 Налогового кодекса РФ, последовательно от одного налогового периода к другому. Изменить выбранную учетную политику по налогу на прибыль можно только в двух случаях: 1) при изменении применяемых методов учета; 2) при изменении законодательства о налогах и сборах. В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае, не ранее момента вступления в силу указанных изменений. Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Иными словами, один раз в год. Других вариантов главой 21 Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

Поскольку в налоговом учете, впрочем, как и в бухгалтерском, применяется принцип последовательности учетной политики, принимать новую учетную политику каждый год не нужно. Налоговая политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. Проще говоря, утвердить учетную политику для целей налогообложения можно раз и навсегда, а при необходимости - вносить в нее поправки. Однако налоговое законодательство постоянно меняется и внесения поправок в прежнюю учетную политику бывает недостаточно. Может возникнуть необходимость в принятии новой учетной политики. Поэтому нужно отслеживать изменения, происходящие в налоговом законодательстве, и корректировать учетную политику для целей налогообложения.

Вновь созданные организации применяют учетную политику с момента создания. Срок для утверждения учетной политики такой категорией налогоплательщиков прямо установлен только для целей исчисления НДС - не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Впрочем, глава 25 Налогового кодекса РФ содержит обязанность налогоплательщика определять и закреплять в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения новых видов деятельности. Понятно, что для вновь созданной организации любые виды деятельности будут новыми. Кстати, если в учетной политике не предусмотрены необходимые элементы, в качестве дополнения к ней должны быть приняты принципы и порядок отражения новых видов деятельности.

Учетная политика организации едина и распространяется на все ее обособленные подразделения, как уже существующие, так и вновь созданные. Это общий принцип. В отношении НДС он закреплен в п. 12 ст. 167 НК РФ.

Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит, как правило, из трех разделов.

Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение, и т. д. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.

Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.

Третий раздел содержит описание регистров налогового учета.

Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 Налогового кодекса РФ. В других главах Налогового кодекса РФ подобных норм намного меньше.

Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы: 1) основную- элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует НК РФ, либо на которые в нем есть прямые ссылки; 2) дополнительную - элементы учетной политики, которые не являются обязательными, либо которые прямо не отнесены НК РФ к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов.

Заметим, что не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс РФ не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются. Если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые этим налогом, то следует определить порядок их раздельного учета.

В учетной политике для целей налогообложения обязательно следует раскрыть вопросы, вариантность которых предусмотрена НК РФ. Кроме того, в учетной политике для целей налогообложения следует отразить применяемый налогоплательщиком порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.

2.2 Элементы учетной политики для целей учета заработной платы

Заработная плата на предприятиях начисляется исходя из: cистемы оплаты труда, применяемой на предприятии; cведений об установленных тарифах, окладах, сдельных расценках; cведений о фактически отработанном времени сотрудниками или об объеме произведенной продукции.

Согласно трудовому законодательству начисление и выплата заработной платы производится не менее 2-х раз в месяц. Начисленные суммы фиксируются в Расчетной ведомости (унифицированная форма № Т-51) или в Расчетно-платежной ведомости (унифицированная форма № Т-49).

Начисление заработной платы отражается по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции со счетами для учета затрат в зависимости от характера работы того или иного сотрудника. Например,

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислена зарплата сотрудникам, занятым строительством основных средств;

Дебет 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислена зарплата сотрудникам, занятым снабжением организации материалами.

Как известно, в учетной политике отражаются только те моменты, которые не нашли отражение в нормативных актах, либо имеют несколько способов учета.

При формировании учетной политики в целях отразить элементы учета заработной платы, можно отразить следующие моменты:

- в учетной политике для целей бухгалтерского учета: создание резервов за счет себестоимости: на предстоящую оплату отпусков; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящих затрат по ремонту предметов проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; на выплату вознаграждений по итогам работы за год в соответствии с п.72 “Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ” (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.) и Отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

- в учетной политике для целей налогового учета: а) состав расходов на оплату труда; б) определение группы расходов, к которым будут относиться затраты на оплату труда. Согласно п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.

Момент признания расходов организации закрепляется в учетной политике, исходя из принципа начисления: доходы отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы получены. Отсюда возникает необходимость рассмотреть, как списываются затраты, вложенные в активы, на финансовые результаты каждого отчетного периода. В связи с этим расходом может быть признана не выплата денег, а возникновение или осуществление прав на эти выплаты (метод «по отгрузке»).

Данный метод требует значительных трудозатрат. Одно из возможных решений по их минимизации при ведении учета, например в торговых компаниях, сводится к разделению всех затрат на разные группы и установлению для каждой из них порядка списания на расходы. Рассмотрим этот момент подробнее.

Все текущие операционные издержки в компании делятся на три группы: прямые текущие, косвенные и управленческие. К прямым текущим издержкам относят только те переменные расходы по приобретению, доставке и продаже товаров, которые безусловно связаны с учитываемым объектом по каждому из видов доходов. Прямые текущие издержки капитализируются и списываются как расходы на уменьшение финансового результата в том же периоде, что и выручка, для получения которой они были произведены.

Косвенными являются затраты, которые можно безусловно (прямо) отнести на тот или иной центр прибыли (например, розничный магазин № 1) и лишь условно (принятым в компании способом) – на учитываемый объект по каждому из видов доходов (например, заработная плата продавцов магазина №1 и пр). Косвенные затраты не капитализируются, они списываются на уменьшение финансового результата по факту их возникновения в соответствии с принципом начисления. Несущественные или непредвиденные косвенные расходы списываются на уменьшение финансового результата кассовым методом, то есть по факту их оплаты. При отражении косвенных расходов в отчетности финансовый директор компании может использовать принцип существенности и списывать часть таких расходов самым простым методом, установив, например, 5%-й барьер. Управленческие затраты связаны с деятельностью компании в целом, их нельзя безусловно отнести на центр прибыли (расходы по аренде центрального офиса, заработная плата управленческого персонала и т.д.). Порядок списания управленческих расходов аналогичен принятому для списания косвенных.

Отметим, что, когда оплата производится в валюте, отличной от валюты учета, величина всех указанных расходов определяется с учетом возможных суммовых разниц.



Заключение


Учетная политика имеет огромное значение в работе организации, это не просто формальный документ, который должен быть утвержден приказом за подписью директора, это план работы на год, он может помочь организации оптимизировать налогообложение и зачастую выиграть спор в суде.

Исходя из этого, нами была определена следующая тема работы: «Учетная политика (о/с). Заработная плата».

Цель работы заключалась в том, чтобы определить особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств и формирование элементов учетной политики для учета заработной платы.

В соответствии с целью были определены и решены следующие задачи курсовой работы:

При решении первой задачи - определить сущность и нормативная база учетной политики для целей бухгалтерского учета – нами было определено, что под учетной политикой понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика разрабатывается на основании ГК РФ, Федерального закона "О бухгалтерском учете", ПБУ, Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкции по его применению, Методических указаний по бухгалтерскому учету. Далее в курсовой работе рассматривались основные моменты формирования учетной политики в соответствии с вышеназванными законодательными актами.

Вторая задача включала в себя выявление особенностей формирования элементов учетной политики для учета заработной платы. На основании анализа законодательных актов мы определили, что касается заработной платы, то в учетной политике рассматривается два момента: создание резервов за счет себестоимости на расходы по оплате труда и других денежных вознаграждений; определение состава расходов на оплату труда и определение группы расходов, к которым будут относиться затраты на оплату труда.

При решении третьей задачи – определить сущность учетной политики для целей налогообложения – нами было определено, что под учетной политикой для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения. Кроме того, это понятие включает в себя учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Далее в курсовой работе рассматривались основные аспекты формирования учетной политики для целей налогообложения исходя из требований НК РФ.

Четвертая задача включала в себя выявление особенностей формирования элементов учетной политики для учета основных средств. Нами было определено, что в учетной политике отражаются следующие моменты учета основных средств: стоимостной лимит основных средств, способ начисления амортизационных начислений, переоценка первоначальной стоимости основных средств, списание затрат по ремонту основных средств на себестоимость, порядок проведения инвентаризации. В работе были рассмотрены примеры формирования учетной политики по учету основных средств, изучены нововведения на основания анализа законодательных и нормативных актов.



Список использованных источников


1. Конституция РФ / [Электронный ресурс: система Консультант Плюс]. Режим доступа: http: / www.consultant.ru

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в редакции последующих законов). Часть первая и вторая. / [Электронный ресурс: система Консультант Плюс]. Режим доступа: http: / www.consultant.ru

3. Налоговый кодекс Российской Федерации.- М., «Статус Кво-97», 2003 г.

4. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ; Российская Федерация. Законы. Офиц. текст. – М.: Экзамен, 2004 г.

5. Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ //Экономика и жизнь. – 1996 г. №48

6. Положение ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. / [Электронный ресурс: система Консультант Плюс]. Режим доступа: http: / www.consultant.ru

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

8. Приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н «Об изменении норм некоторых положений по бухгалтерскому учету» / [Электронный ресурс: система Консультант Плюс]. Режим доступа: http: / www.consultant.ru

9. Постановление Правительства РФ от 18.07 № 841 (в ред. от 20.05.98) «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» / [Электронный ресурс: система Консультант Плюс]. Режим доступа: http: / www.consultant.ru

10. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» / [Электронный ресурс: система Консультант Плюс]. Режим доступа: http: / www.consultant.ru

11. План счетов бухгалтерского учета (с учетом дополнений и изменений), -М., ООО «НИТАР АЛЬЯНС», 2005 г.

12. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие. - М: «Издательство ПРИОР», 2006 г.

13. Богданова Т.В. Уплата налога на доходы физических лиц. //Бухгалтерский учёт. – № 21 – 2007 г.

14. Болотова Ю.В. Премирование работников: налоговые вопросы. //Бухгалтерский учёт. – № 20 – 2006 г.

15. Врублевский Н.Д., Гендуков И. М. Учет расчетов по оплате труда // Бухгалтерский учет. – №2 – 2007 г.

16. Гусаковская Е.Г. Расчет и учет оплаты отпусков. // Бухгалтерский учёт. – № 15 – 2006 г.

17. Кулемина М. С. Формы и системы оплаты труда, начисление заработной платы // Бухгалтерский учет и налоги. – 2005. № 5.

18. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра – М., 2006 г.

19. Карзаева Н.Н., Сысоева И.А. Новое в расчетах отпускных и среднего заработка. //Бухгалтерский учёт. – № 13 – 2007 г.

20. Луговой А.В. Натуральная оплата труда: учет и налогообложения. //Бухгалтерский учёт. – № 22 – 2005 г.

21. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Отражение в отчетности оплаты труда и связанных с ней налогов. //Бухгалтерский учёт. – № 24 – 2006 г.

22. Орловский Ю.П. Комментарий к Трудовому кодексу РФ.- М., 2004 г.

23. Ройбу А.В. Учет и расчеты пособия по временной нетрудоспособности. //Бухгалтерский учёт. – № 17 – 2007 г.

24. Сборник нормативно-правовых актов, регламентирующих учетную деятельность на предприятиях. / Сост. Л.А. Чайковская. – М., 2004 г.

25. Харитонов С.А. Настольная книга бухгалтера по учету и оплате труда: Практическое пособие / Издание пятое, переработанное и дополненное. — М.: КомпьютерПресс, 2007 г.



Приложение 1


Приказ № 150

об учётной политике для целей бухгалтерского учёта и налогообложения

ООО "_________" на 2007 г.


Применять в 2003 году учётную политику, разработанную на основании требований Федерального закона "О бухгалтерском учёте" и Налогового кодекса России.


Приложение № 1

к приказу от 29 декабря 2006 г. № 150

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

1. Применять в 2003 году упрощённую систему бухгалтерского учёта и налогообложения (Глава 26.2 Налогового кодекса РФ).

2. Объектом налогообложения единым налогом признавать доходы (вариант: доходы, уменьшенные на величину расходов) ("Налоговый кодекс", статья 346.14, пункт 1). Датой получения доходов признается день поступления средств на счёта в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод) ("Налоговый кодекс", статья 346.17, пункт 1).

3. Бухгалтерский учёт в организации осуществляется должностным штатным бухгалтером (Закон РФ от 21.11.96 ˜ 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте", пункт 2 статьи 6).

4. Вести книгу учёта доходов и расходов по форме, утверждённой Приказом МНС России от 28.10.2002 ˜ БГ-3-22/606.

5. Установить компьютерную технологию обработки учётной информации с применением программы "X" ("Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности", утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 ˜ 34н, пункт 8).

6. Принимать к бухгалтерскому учёту первичные документы, составленные в соответствии с требованиями статьи 2 Закона РФ от 21.11.96 ˜ 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте".

7. Выдача наличных денежных средств под отчёт осуществляется на срок не более ___ дней при условии полного отчёта конкретного подотчётного лица по ранее выданному авансу ("Порядок ведения кассовых операций в РФ", утверждённый письмом ЦБ РФ от 22.09.93 ˜ 40, пункт 11).

8. Право подписи первичных учётных документов имеют должностные лица, утверждённые приказом руководителя (Закон РФ от 21.11.96 ˜129-ФЗ "О бухгалтерском учёте").

9. Все документы, имеющие отношение к бухгалтерскому учёту, формировать в дела с учётом сроков хранения документов (Закон РФ от 21.11.96 ˜129-ФЗ "О бухгалтерском учёте", статья 6, пункт 3).

10. Объекты основных средств, стоимость которых не превышает установленной нормативными документами по бухгалтерскому учёту основных средств, а также приобретённые книги, брошюры и т.п. издания, списывать на затраты по мере отпуска в производство и эксплуатацию (ПБУ 6/01 "Учёт основных средств", утв. приказом МФ РФ от 30.03.01 ˜ 26н, пункт 18).

11. Установить линейный способ начисления амортизации объектов основных средств для целей бухгалтерского учёта. Срок полезного использования объектов определять на основании классификации основных средств, определяемой Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 01.01.02 ˜ 1). Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливать в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей (ПБУ 6/01, пункт 18). По каждому приобретённому объекту конкретный срок устанавливается главным инженером и утверждается руководителем.

12. Установить линейный способ начисления амортизации объектов нематериальных активов (ПБУ 14/2000 "Учёт нематериальных активов", утв. приказом МФ РФ от 16.10.00 ˜ 91н, пункт 15).

13. [для организаций, в качестве объекта налогообложения выбравших доходы, уменьшенные на величину расходов] Сырьё и материалы при выбытии оценивать по себестоимости каждой единицы (варианты: по средней себестоимости; методом ФИФО; методом ЛИФО) ("Налоговый кодекс России", статья 254, пункт 6).

14. В случае перехода на общепринятую систему налогообложения, учёта и отчётности провести инвентаризацию объектов имущества и имеющихся обязательств (Закон РФ от 21.11.96 ˜129-ФЗ "О бухгалтерском учёте", статья 6 пункт 3; "Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утверждённые приказом Минфина РФ от 13.06.95 ˜49).

Подпись ген. Директора

Подпись главного бухгалтера



No Image
No Image No Image No Image


No Image
Все права защищены © 2010
No Image