Отечественная история
Отечественная история
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ II КУРС
1995/1996
Вариант 2.
I
ИСТОЧНИКИ
Задание: 1)
определите источники, фрагменты которых приведены ниже; 2) дайте
развернутую характеристику источнику. В чем важность, значимость этого
документа ?
"Центральным
фактом переживаемого нами периода мировой истории является соперничество Англии
и это соперничество неминуемо должно привести к вооруженной борьбе между ними,
исход которой, по всей вероятности, будет смертелен для побежденной стороны.
Слишком уж не совместимы интересы этих двух государств и одновременное
великодержавное их существование рано или поздно окажется невозможным.
Англо-русское сближение ничего реально полезного для нас до сего времени не
принесло."
За полгода до начала I мировой войны Николай II
получил памятную записку с анализом возможного развития и последствий
общеевропейского военного конфликта. Ее автор - член Государственного совета
П.Н. Дурново, министр внутренних дел в кабинете С.Ю.
Витте.
Анализируя современное ему внутреннее и внешнее
положение России, автор дает прогноз о развитии событий в случае союза Англии,
России и Франции и объявления ими войны Германии. Он приходит к выводу о том,
что «жизненные интересы России и Германии нигде не сталкиваются и дают полное
основание для мирного сожительства этих двух государств». Сближение с Англией
и, как следствие этого, война с Германией для России чрезвычайно не выгодны с
любой точки зрения и грозят для нее страшными потрясениями. При любом исходе
войны в побежденной стране разразится «социальная революция», которая с большой
долей вероятности перекинется на страну - победителя.
П.Н. Дурново точно оценил ход событий ближайших лет, и
его прогноз полностью оправдался.
"...4)
Еще же и ее важное есть, что в единоличном правлении часто бывает дел
продолжение и остановка за случающимися правителю необходимыми нуждами, и за
недугом и болезнию. А когда в живых не станет его, то и паче пресекаются дела.
Инако в правлении Соборном: не присутствующу единому аще и первейшему лицу,
действуют другие, и дело идет непресекаемым течением."
"...Глубоко
искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности
тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него Провидением, можно
сказать, что Николай 1 был Дон-Кихотом самодержавия, Дон-Кихотом страшным и
зловредными потому, что обладал всемогуществом, позволявшим ему подчинять все
своей фантастической и устарелой теории и попирать ногами самые законные
стремления и права своего века. Вот почему этот человека соединявший с душою
великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце
горячее и нежное и ум возвышенный и просвещенный, хотя и лишенный широты, вот
почему этот человек мог быть для России в течение своего 30 -летнего
царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им
стране всякое проявление инициативы и жизни."
II.
ВОПРОСЫ К ИСТОЧНИКАМ
1.
Какие
государственные дела, в соответствии с основными государственными законами,
оставались исключительно в ведении императора ?
-
Решение о пересмотре
Основных Государственных Законов.
-
Утверждение
государственных законов.
-
Верховное руководство
внешними сношениями (объявление войны, мира, заключение договоров
и др.).
-
Верховное руководство
вооруженными силами.
-
Назначение Председателя
Совета Министров и других высших должностных лиц.
-
Пожалование титулов,
орденов и других государственных отличий.
-
Помилование, смягчение
наказания, амнистирование.
-
Созыв, роспуск и
регламентирование работы Государственного Совета и Думы.
2. Чинам какого класса соответствовали (по
петровской Табели о рангах) должности а) шаутбенахта, б) генерал-аудиторам в)
генерала рекетен-мейстера ? Объясните чем занимались лица, занимавшие эти должности?
-
Шаутбенахт - 4-ый класс -
первый адмиральский чин, соответствовавший контр-адмиралу, в русских ВМФ был
введен с 1699 г. до 40-ых годов XVIII в. В походе находился на головном корабле,
следил за обстановкой, командовал ариергардией (ариергардром) флота.
Этот чин был присвоен Петру I.
-
Генерал-аудитор - 7-ой
класс - ведал всей судебной частью армии и являлся главным судьей в войсках;
его заместителем был генерал-аудитор-лейтенант
-
Генерал рекетен-мейстер -
5-ый класс - «правление дел челобитчиковых», принимал и рассматривал жалобы на
медленное или несправедливое решение их дел в коллегиях, следил за соблюдением
сроков рассмотрения дел и расследовал случаи пристрастного вынесения приговора.
3.
Как в Манифесте от
19 февраля 1861г. законодатель объясняет причины отмены крепостного права? Кто
явился инициатором реформы ?
Процесс законотворчества, проходивший в России, обошел
стороною «людей крепостных».«Права помещиков были ... обширны и не определены
законом», вместо которого помещики руководствовались «преданием, обычаем и
доброй волей».
В связи с
1) «уменьшением простоты
нравов»;
2) «умножением
разнообразия отношений»;
3) «злоупотреблениями со
стороны помещиков»
положение крепостных
стало очень тяжелым. Поэтому облегчение жизни крепостных стало насущной потребностью
государства.
Инициатором реформы можно считать Александра II. Всем
ходом истории он был подведен к необходимости проведения реформы. Еще в 1855 г.
в письме к императору Герцен призывал его дать землю крестьянам и предотвратить
неизбежные бунты. В речи к московским дворянам император сказал: «Лучше начать
уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно
начнет само собой уничтожаться снизу».
III. ЗАДАНИЕ ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
Задание: Используя
критерии, указанные в таблице, дайте характеристики всем войнам , которые вела
Россия в царствование Екатерины II.
Ответ приведен в Приложении 1.
IV.
ЗАДАНИЕ ПО ГЕНЕАЛОГИИ
Ответ приведен в Приложении 2.
V ВОПРОСЫ
1.
В чем Вы видите
основной смысл реформы П.А. Столыпина? Какие методы использовались для
достижения поставленной цели?
Реформа была обусловлена обострением аграрного вопроса
в начале ХХ века. В 1906-1907 гг. Были полностью отменены выкупные платежи и с
этого момента земля переходила в собственность крестьян. Началом реформ
считается указ 9 ноября 1906 г., согласно которому крестьяне могли покинуть
общину с закреплением в личную собственность причитающейся им части общинной
земли.
Указ преследовал решение двух задач:
1) Создание в деревне
крепких крестьянских хозяйств на собственной земле. Эти хозяйства служили бы
опорой правительства, гарантией спокойной социальной обстановки, исключающей
новые революционные взрывы.
2) Личная ответственность
за собственное имущество и материальное положение стимулировало бы развитие
сельского хозяйства.
Также вышел новый закон о переселении крестьян на
восточные окраины империи, целью которого было создание благоприятных условий
для развития земледелия на неосвоенных территориях и расселение густонаселенных
районов.
Для поощрения крестьян, решившихся последовать новым
указам, правительством было предусмотрено ряд льгот:
-
выделение угодий в хутор
или отруб;
-
получение земельных
излишков по пониженным ценам 1861г. или бесплатно;
-
приобретение земель в
рассрочку и предоставление кредитов через Крестьянский банк.
Не надеясь полностью на действие экономических
факторов, правительство принимало меры к насильственному разрушению общин. Весь
государственный аппарат приводился в движение изданием категоричных циркуляров
и проведением репрессий против чиновников, замедляющих ход реформы. Велась активная
пропаганда целей реформы.
Крестьянство в основной своей массе было настроено
против выдела из общины. В сложившейся обстановке для правительства
единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной
крестьянской массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от
запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отменны
решетили сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными
землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения
полицейской силы для получения «согласия» сходов до высылки противников выдела.
2. К какому политическому блоку в начале XX века
принадлежала партия С.-Р.? Каковы основные положения программы партии?
Из числа социалистов-народников наиболее радикальной
была партия социалистов-революционеров (ПСР, эсеры), принадлежащая к блоку крайне
левых. Эсеры, как и народники предшествовавших поколений, считали, что в
крестьянской России неприменимы европейские социалистические теории; марксизм
отвергался, как чужеродная доктрина, не учитывающая особенностей страны, в
которой ~ 80 % населения проживают в деревне. Многолетним лидером ПСР был В.М.
Чернов (1873 - 1952). Принятая в 1905 г. программа содержала и требования
установления политической демократии, и чисто социалистические идеи. Эсеры
полагали необходимой «трудовую революцию» и допускали возможность «временной
революционной диктатуры». Программа эсеров предусматривала:
-
свержение самодержавия и
установление демократической республики;
-
автономию областей и общин
на федеративных началах;
-
широкое применение федеративных
отношений между отдельными национальностями и признание за ними безусловного
права на самоопределение, а также введение родного языка во все местные и
общественные государственные учреждения;
-
всеобщее избирательное
право без различия пола, вероисповедания и национальности;
-
бесплатное образование;
-
отделение церкви от
государства и свобода в выборе религиозной принадлежности;
-
свобода слова, печати,
собраний и стачек;
-
неприкосновенность
личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замена ее «народной
милицией»;
-
введение 8-ми часового
рабочего дня;
-
отмену всех налогов,
«посягающих на труд»,но установление прогрессивного налога на доходы
предпринимателей.
Центральное место в эсеровской программе занимал
аграрный вопрос. Эсеры выступали за отмену частной собственности на землю и за
ее «социализацию», т.е. передачу земли в общенародное достояние. Земля передавалась
общинам, которые распределяли ее в пользование по «трудовой» (потребительской)
норме, на которую мог претендовать любой гражданин. В перспективе
предусматривалось обобществление земледельческого производства в виде различных
форм кооперации.
Тактические средства борьбы эсеров предусматривали
пропаганду и агитацию, проведение стачек, бойкота, вооруженных демонстраций -
вплоть до вооруженных восстаний и террора (это «крайнее средство борьбы, при
этом оно не распространялось на особу императора).
3.
Кто из Великих
князей, родственников имп. Николая II занимался историческими исследованиями ?
Какие работы или сборники документов принадлежат его перу ?
Великий князь Николай Михайлович (14\4\1859 -
28\1\1919) - двоюродный дядя Николая II, внук Николая I, биограф Александра I.
Работы: «Генерал-адъютанты имп. Александра I»;
«Дипломатические сношения России и Франции по донесениям послов императоров
Александра и Наполеона 1808-1812 гг.»; «Император Александр I. Опыт исторического
исследования.»; «Легенда о кончине имп. Александра I в образе старца Федора
Кузьмича»; «Московский некрополь»; «Петербургский некрополь» и другие.
3.
Каковы причины
дворцового переворота 28 июня 1762 г.?
Немец по происхождению (герцог Шлезвиг-Голштинский
Карл-Петр-Ульрих), Петр III с детства усвоил неприязнь к «нецивилизованной
России». Он рано остановился в своем духовном развитии. И по уму, и по способностям,
и по своему отношению к государственным делам Петр совершенно не подходил на
место императора. Своими недалекими поступками царь привел в недовольство
большую часть российского общества. К таковым можно отнести переделку русских
войск на прусский лад, ряд вызывающих действий в сторону Церкви (указ 25 июня
1762 г.), невнимание к гвардии и положению крестьянства, шумная беспорядочная
личная жизнь Петра. Одним из самых оскорбительных для России поступков Петра
было заключение мира с Фридрихом с передачей завоеванных территорий и
совместные действия русских и прусских войск против недавнего союзника России -
против Австрии.
Поэтому императрица Екатерина, находившаяся в опале у
мужа и видя антиимператорские настроения общества, стала прислушиваться к предложениям
своих друзей о возглавлении заговора.
3.
В каких
произведениях искусства нашла свое отражение Крымская война 1853-1856 гг.?
Большое количество произведений И.К. Айвазовского
(1817-1900 гг.) посвящено отражению событий Крымской войны. Среди них можно
назвать такие полотна, как «Осада Севастополя»; «Взятие Севастополя»; «Адмирал
Нахимов на бастионе Малахова кургана, где он был поражен неприятельской пулей»;
два вида битвы «Первас-Бахри» с «Владимиром»; «Вход «Владимира» с
«Первас-Бахри» на буксире в Севастополь»; две картины, изображающих Синопский
бой. Крымской войне посвящены и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого
(1828-1910 гг.).
|