Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Реклама

Счетчики

Опросы

Оцените наш сайт?

No Image

Приморский край

Приморский край

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

Факультет: «Экологический туризм»

Реферат по социально-экономической географии

на тему: ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

                                                   Сдал: Гареев В. Т.

                                     Принял:

МОСКВА 1996

Географическое положение, границы, территория

 


ПРИМОРСКИИ край расположен на юго-восточной окраине России. На запа­де он граничит с Китайской Народной Республикой, на юго-западе - с Корей­ской Народно-Демократической Респуб­ликой, а на севере - с Хабаровским кра­ем. Восточной и южной границами края является берег Японского моря.

Протяженность государственной грани­цы между Россией и Кореей невелика. Она проходит по реке Тумыньцзян от ее устья до района озера Хасан. А отсюда уже на­чинается граница между Россией и Китаем. Она пролегает по водо­разделу Черных гор - отрогов хребта Чан-бо-шань, затем по реке Ушагоу - притоку реки Суйфуна, и по водоразделу хребта Пограничного до устья реки Тур. Здесь государственный рубеж по прямой линии пересекает озеро Хамка, достигает истоков вытекающей из этого озера реки Сунгачи, следует по ней до впадения в реку Уссури и, придерживаясь русла по­следней, достигает границы между Приморским и Хабаровским краями.

Административная граница между При­морским и Хабаровским краями проходит в основном по водоразделу бассейнов рек Бикина и Хора (правых притоков реки Уссури), а затем - по водоразделу бас­сейнов рек Хора и Самарги, впадающей в Японское море. Северо-восточная часть этой границы проходит по водоразделам бассейнов Самарги и более мелких рек восточных склонов Сяхотэ-Алиня: Копни, Ботчи и Нельмы.

В состав Приморского края входят так­же небольшие острова, расположенные в заливе Петра Великого: Русский, Попо­ва, Рейнеке, Рикорда, Римского-Корсакова, Аскольд, Путятина и другие.

Крайней северной точкой края являет­ся исток речки Дагды (приток Самарги) - 48°23’ с. ш., крайней южной-устье ре­ки Тумыньцзян - 42°16’ с. ш., крайней восточной-берег Японского моря у мы­са Туманного - 139° 2’ в. д., крайней за­падной - исток реки Черухе (в Хасанском районе) - 130° 24’ в. д. Расстояние между крайними северной и южной точ­ками, расположенными на границе края, равно 900 км. Наибольшая протяженность края с запада на восток по широте 44°45’ составляет 430 км.

Общая протяженность границ края бо­лее 3000 км, из них на государственный рубеж между РОССИЯ, Корейской Народно- Демократической Республикой и Китай­ской Народной Республикой приходится около 700 км и на морскую границу - 1350 км.

Территория края равна 167.8 тыс. кв. км, что составляет 0,730/0 площади РОССИЯ. Для сравнения отметим, что площадь Бельгии, Голландии, Дании и Швейцарии, вместе взятых, меньше площади Приморского края. Побережье Японского моря в пределах

Приморского края по типу берегов раз­деляется на две не похожие друг на дру­га части.

К северу от мыса Поворотного тип бе­рега продольный: он проходит па­раллельно прибрежным хребтам. Береговая линия здесь изрезана очень слабо. Она не имеет ни далеко выдающихся в морс мысов, ни глубоко врезанных в бе­рег бухт. Исключение составляют лишь два небольших закрытых со стороны моря залива - Владимира и Ольги. Берега се­верного Приморья круто обрываются в море, обнажая базальтовые, гранитные и порфировые скалы.

От мыса Поворотного до устья реки Тумыньцзян тип берега поперечный: береговая линия проходит главным обра­зом под углом к простиранию горных хребтов, сильно изрезана; здесь много да­леко вдающихся в материк бухт и за­ливов.

Вся часть Японского моря севернее пря­мой линии, проходящей между мысом По­воротным и устьем ремню Тумыньцзян, на­зывается заливом Петра Великого. Этот залив является частью внутренних вод России. С севера в него на 30 км вдается гористый п-ов Муравьева-Амурского. К востоку от последнего располо­жен Уссурийский залив, к западу - Амурский. На южной оконечности полу­острова расположена лучшая на всем советском побережье Дальнего Востока бухта Золотой Рог. Вход с моря в бух­ту прикрывает остров Русский. На бере­гах Золотого Рога и смежных бухт (Диомид, Улисс и Патрокл), а также на восточном берегу Амурского залива рас­положен портовый город Владивосток- административный, экономический и культурный центр Приморского края.

В восточной части залива Петра Вели­кого у мыса Поворотного лежит залив Америка, который заканчивается удобной, хорошо защищенной с моря бухтой На­ходка; на берегах ее в последние годы построен новый порт и город того же на­звания.

В западной части залива Петра Великого, близ устья пограничной реки Тумыньцзян, аз берег глубоко врезается, об­разуя несколько удобных бухт, залив Посьета.


Климат



Хотя Приморский край расположен на одних широтах с черноморским побе­режьем Кавказа и Крыма, климат его зиачителано суровее, чем в этих благо­датных уголках нашей страны. Объяс­няется это особенностью географического положения края. Приморье находится на стыке величайшего азиатского материка и крупнейшего водного пространства на земном шаре - Тихого океана, которые обладают резко выраженным сезонным чередованием областей высокого и низ­кого атмосферного давления. Такое по­ложение Приморского края является при­чиной развития над его территорией порою сильных муссонных ветров; зи­мой они дуют с суши на море, а ле­том - с океана на материк.

Зимой на севере Азии, вследствие силь­ного охлаждения материка, устанавливается область высокого давления, назы­ваемая азиатским максимумом, или ази­атским антициклоном. Центр антицикло­на захватывает Монголию и юг Восточ­ной Сибири. В этот же период над Ти­хим океаном образуется область очень низкого давления, занимающая районы Полинезии и Филиппин, которая назы­вается экваториальным, или австралий­ским, минимумом. Большая разница в ат­мосферном давлении приводит к тому, что из области азиатского антициклона через территорию Приморского края устремляется мощный северо-западный поток холодного и сухого континенталь­ного воздуха - зимний муссон. Он силь­но охлаждает и высушивает территорию края. Вот почему зима в Приморье ха­рактерна обилием ясных дней, незначи­тельной высотой снежного покрова и до­вольно крепкими для южного положе­ния края морозами.

В летний период распределение атмос­ферного давления и воздушных течений резко меняется. Азиатский материк силь­но прогревается, над ним устанавливает­ся область низкого давления. В свою оче­редь, над Тихим океаном образуется об­ласть высокого атмосферного давления, и с юго-востока на материк устремляют­ся увлажненные океаном воздушные по­токи, называемые летним муссоном. Поскольку океан прогревается медленнее суши, в начале лета на территорию края поступают довольно прохладные морские воздушные массы, во второй половине ле­та к муссонным ветрам присоединяются хорошо прогретые и еще более увлаж­ненные субтропические, а иногда и тро­пические циклоны (тайфуны). Поэтому лето в Приморском крае отличается боль­шой облачностью и влажностью воздуха. Для первой половины его характерны час­тые длительные туманы и моросящие осадки в прибрежной зоне, а для второй половины - значительные обложные дож­ди и ливни.




Взаимодействие воздушных масс раз­личного направления, давления, влажно­сти и температуры создает в Приморье такое многообразие климатических осо­бенностей, каких нет ни в какой другой климатической зоне России и Европы в целом.

Сложный рельеф края создает большое разнообразие и в климате его отдельных зон и районов. Даже в пределах одного и того же физико-географического рай­она можно заметить разницу в погодных условиях. Они зависят от многих причин: высоты местности, ее удаленности от моря, защищенности от господствующих ветров, направления горных склонов, долин и т. д.


Рельеф


По характеру рельефа Приморский край - в основном горная страна. Лишь около одной пятой его территории приходится на низменные межгорные впадины и долины рек. Самая большая низмен­ность - Уссурийско-Ханкайская. Она по­лукольцом охватывает с юга озеро Ханку и длинным языком уходит на север по долине реки Уссури.

Почти воя остальная территория При­морья занята хребтами горной страны Сихотэ-Алинь, северные отроил которых ухо­дят далеко на территорию Хабаровского края, к устью Амура. Общее простирание хребтов совпадает с направлением бере­говой линии Японского моря.

Сихотэ-Алинь состоит из целой систе­мы горных цепей, вытянутых в направлении с северо-востока на юго-запад и разделенных между собой речными дож­динами. Отдельные вершины, главным об­разом на восточных водораздельных хреб­тах, в пределах Приморского края дости­гают высоты 1200-1500 м. Наивысшая из них - гора Облачная (на водоразделе рек Сыдагоу и Янмутьхоуза). Она подни­мается над уровнем моря на 1856 м. Сред­няя же высота Сихотэ-Алиня около 500 метров.

В Сихотэ-Алине насчитывают до вось­ми параллельных гарных цепей, но ни од­на из них не имеет отчетливых контуров; каждая цепь многократно прорезается глубокими долинами рек, принадлежащих бассейнам Уссури шли Японского моря. Наиболее высокими из этих горных цепей являются обычно вторая или третья по счету гряда от побережья Японского мо­ря. Они являются главным водоразделом Сюхотэ-Алиня.

Местами от главного водораздела от­ветвляются высокие хребты, подходящие вплотную к берегу моря. Так, от горы Лючихеза (1598 м) к югу отклоняется хребет Хунтами, заканчивающийся близ мыса Благодатного горой Верблюд (1168 м). Хребет Сихотэ-Алинь имеет асимметричное и ступенчатое строение. Северо-за­падные склоны его пологие, с плавными очертаниями; они постепенно переходят в Уссурийско-Ханкайскую низменность. Юго-восточные же склоны круто спуска­ются к марю и носят местами резко вы­раженный альпийский характер.

Склоны Сихотэ-Алиня имеют выпуклую форму. Особенно четко выражена выпук­лость южных склонов, которые, как правило, круче северных. Это можно объ­яснить влиянием морозного выветривания, особенно сильно протекающего в нижних частях южных склонов. Во время холод­ной, но солнечной зимы здесь происходят резкие смены температур, разрушающие горные породы.

В южной части Сихотэ-Алиня (ниже широты 44° 30’) от главного водораздела хребта отходит к западу гарная гряда, носящая название Синанчинский хребет. Часть главного водораздела, простираю­щаяся к заливу Петра Великого, назы­вается Тачин (Тачин-Гуан), а параллель­ная ему цепь прибрежных гор - хребтом Пидан.

Для южной части Сихотэ-Алиня харак­терно широкое развитие столовых возвы­шенностей, обязанных своим происхожде­нием излияниям андезитобазальтовых лав. Группа таких плато расположена в юго-западной части Сихотэ-Алиня, называемой хребтом Дадян-Шань. Отдельные из них достигают здесь площади до 1000 кв. км (например, Майхе-Даубихинское пла­то). Часто встречаются плато также в Тернейском районе края.

К западу от горной страны Сихотэ-Алиня раскинулась Уссурийско-Ханкайская равнина. С севера она ограни­чена небольшим Самурским хребтом, под­ходящим вплотную к пойме реки Уссури близ границы Приморского и Хабаровско­го краев. С востока и юго-востока равни­на окаймляется многочисленными отро­гами хребтов Сихотэ-Алиня. Эти отроги расчленяют равнину на ряд низмен­ных участков по притокам Уссури и вдоль русла последней. На юге равнина соеди­няется с долинной реки Суйфуна и протягивается к заливу Петра Великого. С запада ее ограничивают отроги Восточно-Маньчжурской горной страны.

Равнина состоит из приозерной впади­ны и низменных частей речных бассейнов, примыкающих к озеру Ханке. Эти бассей­ны окаймляются низкогорьями и возвы­шенностями, редко превышающими 200-300 м. Наибольшим из них являет­ся Хорольское низкогорье (высота от 240 до 370 м), проходящее в широтном направлении через всю равнину между бассейнами озера Ханки и реки Суйфуна. Низкогорье разделяет равнину на две не­равные части: северную - Приханкайско- Уссурийскую и южную - Присуйфунскую. Последняя во много раз мень­ше северной.

Геологическое строение тер­ритории Приморского края, в том числе горной страны Сихотэ-Алиня, весьма сложное. Здесь распространены массив­но-кристаллические, метаморфические, эффузивные и осадочные горные поро­ды, образовавшиеся в различные перио­ды жизни Земли, а также лавовые пото­ки, изливавшиеся на поверхность не бо­лее миллиона лет назад.

На территории края неоднократно про­исходили процессы складкообразования. Они сопровождались значительными раз­ломами и смещениями в земной коре. Все это, как и протекавшие непрерывно процессы разрушения, размывания, переноса и переотложения горных пород, оставило на территории края отчетливые или замаскированные следы.

Историю развития рельефа края можно разбить на три периода -древний, сред­ний и новейший.

В древний период, который продолжал­ся от архейской эры до конца мезозой­ской, происходило формирование пород и структур, на которых впоследствии разви­вался современный рельеф. Следов древ­него рельефа на поверхности края не со­хранилось.

В средний период, а он начался более 60 миллионов лет назад, территория При­морья была приподнята, освобождена от моря, покрывавшего ее в конце мезозойской эры, и вступила в длительную фазу континентальнсто развития. В этот пе­риод оформились основные очертания су­ши, наметились области накопления разрушенных горных пород и области раз­мывания. Процесс размывания, происхо­дивший на территории края, неоднократ­но приводил к выравниванию поверхности и полному уничтожению форм древнего рельефа.

Наконец, третий - новейший период развития территории Приморья начался вслед за эпохой континентального вырав­нивания и продолжается до сих пор. В этот период поднятия и сдвиги земной коры окончательно оформили современ­ный гористый рельеф Сихотэ-Алиня. Од­новременно происходила бурная вулкани­ческая деятельность, которая вызвала из­лияния на поверхность земли больших масс лавы.

На севере и на юге края излияния мощ­ных лавовых потоков перекрыли древний рельеф, вызвали «перестройку» речной се­ти и создалм платообразные возвышен­ности.


Богатства недр



Многообразие слагающих недра края пород и сложность его геологической ис­тории обусловили накопление здесь самых разнообразных полезных ископаемых. В настоящее время на территории При­морья известны месторождения железа, свинца, цинка, олова, мышьяка, сурьмы, меди, алюминия, вольфрама, молибдена, ртути, золота, серебра, углей - от бурых до каменных, флюорита, бора, графита, разнообразных строительных материалов. Кроме того, в изобилии имеются мине­ральные источники.



Уголь

Угли в Приморье, главным образом на юге края, обнаружены в большом коли­честве и самых разнообразных видов - от молодых лигнитов до древних антра­цитов. Промышленное значение имеют по­ка угли, образовавшиеся в меловой и тре­тичный геологические периоды, т. е. 30-100 миллионов лет назад. Возможно, что будут разрабатываться также и угли более древнего, триасового периода, ме­сторождения которых до настоящего вре­мени почти не разведывались, так как это топливо в большинстве своем тощее - многозольные полуантрациты.

Каменные угли


К отложениям мело­вого возраста в южной части Приморья приурочен ряд месторождений каменных углей, в том числе два крупных - Верхнесуйфунское на за­паде и Сучанское на востоке.

Наибольшее промышленное значение имеет Сучанское месторождение, расположенное по реке Сучану вблизи города того же названия. Здесь сосредоточены шахты треста «Сучануголь» - второго в крае по размерам и важности угольного рудника. Это самый старый рудник Приморья. Добыча угля здесь была начата в последних годах про­шлого столетия.

При советской власти началась широ­кая реконструкция шахт Сучана. Одно­временно были организованы геологораз­ведочные работы, позволившие значитель­но расширить известные до тех пор гра­ницы распространения угленосных отло­жений и обнаружить новые участки с большими запасами топлива. Тем самым было опровергнуто мнение о якобы огра­ниченных возможностях Сучанского ме­сторождения.

Угленосная толща Сучанокого место­рождения содержит 32 угольных пласта. из них более половины - рабочие. Мощ­ность этих пластов - от 0,5 до 3,5 метра.

Верхнесуйфунское каменно­угольное месторождение рас­положено к северо-западу от города Уссурийска и занимает площадь около 4500 кв. км. Толща его содержит один, места­ми два пласта угля мощностью 3-5,5 м. Угли используются как энергетическое топливо, но по своему качеству могут слу­жить исходным материалом для получе­ния жидкого топлива. Добыча углей на этом месторождении начата при советской власти и осуществляется Липовецким и Уссурийским шахтоуправлениями комбината «Приморскуголь». Запасы Верхнесуйфунского угольного месторождения очень большие, но с достаточной полнотой пока еще не выявлены. Кроме этих основных месторождений каменного угля, в Приморском крае имеется еще ряд мелких. В геологическом отношении они изучены слабо, и выявлен­ные здесь запасы углей невелики. Из них эксплуатируется только Подгородненское месторождение, распо­ложенное вблизи станции Угольной, око­ло Владивостока.



Бурые угли


Гораздо крупнее в Приморье запасы более молодых бу­рых углей третичного возраста. Они обнаружены во многих местах края.

Из эксплуатируемых буроугольных ме­сторождений самое большое-Артемовское. Оно расположено в 40-50 км к северо-востоку от Владивостока и охватывает все основание п-ова Муравьева-Амурского -от устья реки Суйфуна до Уссурийского залива. Это месторож­дение было известно уже в 1912 году. Однако сильная заболоченность местности требовала больших водоотливных работ, а это было не под силу частным предпринимателям. Они ограничились хищнической разработкой небольших, наиболее доступных для добычи участков.

В пределах Артемовского месторожде­ния разведано 8 угольных пластов. Каж­дый пласт содержит одну-две, а иногда и до пяти угольных пачек, которые к вы­ходам сливаются в один мощный пласт. Запасы артемовских бурых углей, хотя они интенсивно эксплуатируются уже много лет, исчисляются сотнями миллионов тонн. Для добычи топлива здесь за годы совет­ской власти построены самые крупные на Дальнем Востоке, хорошо механизирован­ные шахты, объединенные а трест «Артемуголь».

Крупным по запасам бурого угля яв­ляется Супутинское месторождение. Оно расположено в 35 км от го­рода Уссурийска, в среднем течении реки Супутинки. В юго-западной части его раз­ведано несколько мощных пластов, зале­гающих почти у самой поверхности земли. Здесь можно органивовать добычу топ­лива наиболее дешевым способом - от­крытыми карьерами. Запасы всего место­рождения оцениваются в сотни миллио­нов тонн. Большого внимания заслуживает крупный Майхинский угленосный район, распеложонный на левобережье реки Майхе, вблизи поселка Шкотово. Бурые угли располагаются здесь двумя горизонтами. В верхнем горизонте насчитывается до двадцати, а в нижнем - до четырех пластов угля. Район является перспективным для промышленного освоения. Его запасы - многие сотни миллионов тонн.

В последние годы на территории Пожарского района, около станции Бурлит, открыто крупное Бикинское буроугольное месторождение. Здесь разведано свыше 30 пластов угля. Запасы месторождения огромны - несколько мил­лиардов тонн. Часть угольных пластов можно разрабатывать открытым спосо­бом.

Добычу топлива открытым способом можно организовать также на Чихезском буроугольном месторождении, расположенном у желездодорожного разъезда Озерная Падь. Здесь уже выявлено два участка, пригодных для разработки открытыми карьерами. Раз­ведка Чихезского месторождения про­должается.

В 1956 году выявлено еще одно место­рождение бурого угля - Реттиховское, расположенное у железнодорожной станции того же названия. Оно также пригодно для добычи топлива открытым способом.

В Приморье известен еще целый ряд других буроугольных месторождений: Хасанское, Тадушинское, Березовское и др. Большинство из них ма­ло изучено, а добыча угля производится только на Хасанском месторождении.


ЦВЕТНЫЕ И РЕДКИЕ МЕТАЛЛЫ

Олово

 

Самым распростра­ненным в Примор­ском крае цветным металлом является олово. В Приморье уже известно не ме­нее 500 крупных и мелких его рудопроявлений. На некоторых уже построе­ны рудники, где производится добыча и переработка оловянных руд и оловоносных песков. Наиболее значительными из эксплуатируемых месторождений являют­ся Лифудзинское и Хрустальное в Кавалеровском районе и Сталинское - в Тетюхинском. На многих из выявленных месторождений продолжаются разведоч­ные работы для передачи в промышлен­ное освоение. Еще большее количество рудопроявлений олова находится в пред­варительной разведке; значительная часть их, несомненно, также будет осваи­ваться.



Свинец и цинк

Следующими по сво­ей распространенности в Приморском крае цветными ме­таллами являются свинец и цинк. Они встречаются как самостоятельными место­рождениями, так и совместно с оловом. Свинцово-цинковые руды часто содержат в промышленных количествах серебро и некоторые редкие элементы.

Всего в Приморье известно около 200 рудопроявлений свинца и цинка. К наиболее крупным из них относятся рудники Теттюхинской группы и другие ме­сторождения. Месторождения свинца и цинка Теттюхинской группы интенсивно эксплуатируются.

Хотя промышленная разработка и по­иски новых месторождений свинца и цин­ка ведутся уже больше полустолетия, сле­дует считать, что ресурсы края в этих металлах выявлены далеко не полностью. Дальнейшие поисковые работы, проводи­мые с применением новейших геофизиче­ских и геохимических методов, несомнен­но, приведут к открытию новых место­рождений.



Другие цветные и редкие металлы


Кроме олова, свинца и цинка на территории края обнаружены рудопроявления меди, мышья­ка, вольфрама, молибдена, сурьмы, ртути и некоторых других металлов.

Рудопроявления вольфрама найдены во многих местах края, но промышленного значения они пока не имеют.


Рудопроявления молибдена хотя и ши­роко распространены, но пока также не имеют промышленного значения. Однако поисковые работы последних лет с применением новейших геохимических мето­дов могут привести к обнаружению и про­мышленных месторождений этого ценного металла и в первую очередь в южных ча­стях края.

Широко распространен в Приморье со­держащий ртуть минерал киноварь.

Золото. Добыча золота относится к числу старых отраслей горной про­мышленности Приморья. Месторождения его известны во многих районах. Наибо­лее крупные из них расположены в бас­сейне реки Имана и на южном побе­режье края.

ХИМИЧЕСКОЕ СЫРЬЕ

Из химического сырья в крае выявлен в последние годы плавиковый шпат (со­держащий фтор минерал).

Плавиковый шпат (флюо­рит) применяется в металлургии, осо­бенно много его требуется при производ­стве алюминия. В 1948 году в Приморском крае было выявлено и в последую­щие годы детально разведано для промышленного освоения крупнейшее в России Вознесенское месторож­дение этого минерала.

Графит. Известны два промышлен­ных месторождения этого элемента: Тамгинское, с разведанными запасами в многие сотни тысяч тонн, и Тургенев­ское - также с большими запасами. Оба расположены на территории Лесазаводского района.

Тамгинский графит, благодаря своим высоким качествам и близости от желез­ной дороги, очень удобен для промыш­ленного освоения.

Как известно, графит широко приме­няется не только для изготовления ка­рандашей, но употребляется также в ли­тейном деле, электро- и радиотехнике.



МИНЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ



Широко распространоны на территории края минеральные источники; они встре­чаются преимущественно в горно-таеж­ных районах и весьма разнообразны по составу. Их зарегистрировано уже более сорока. Больше всего встречается холод­ных источников, но иногда встречаются и теплые. По химичеокому составу их можно подразделить на гидрокарбонатно-кальциевые и гидрокарбонатно-натриевые, а по содержанию газов - на угле­кислые и азотные.

В годы советской власти минеральные источники Приморья стали усиленно ис­пользоваться для лечения трудящихся. На их базе построены и действуют курор­ты Шмаковка, Ласточка и Вангоу. Воды первых двух дают хороший резуль­тат при лечении кишечно-желудочных бо­лезней, а курорт Вангоу известен вы­соким эффектом при лечении кожных, ревматических и других заболеваний.



Море, реки и озера

Японское море


Берега Приморского края на всем протяжении омываются водами Японского моря, которое относится к числу одних из самых глубоких окраинных морей и в далеком прошлом открыто ссединялось с Тихим океаном. Площадь его в совре­менных границах свыше 978 тысяч квадратных километров, средняя глубина - 1751 м, а наибольшая - около 4000 мет­ров.

Центральную часть моря занимает кот­ловина. Подводная материковая отмель развита слабо. У берегов южного При­морья ширина ее всего 15-25 км. В ряде мест материковая отмель прорезана глу­бокими каньонами. Некоторые каньоны, в частности у берегов южного Приморья, направлены своими вершинами в заливы Амурский, Уссурийский, Восток и Амери­ка, являясь как бы подводным продолжением рек, впадающих в упомянутые выше заливы.

Основной приток тихоокеанских вод в Японское море происходит через Корей­ский пролив. Он рождает сложную си­стему течений, из которых главные: теп­лое - Цусимское и холодное - Приморское. Хотя Цусимское те­чение омывает в основном берега Япо­нии, влияние его на остальную часть моря также велико. Если бы не это теп­лое течение, то за 70-100 лет Японское море стало бы таким же суровым и ле­довитым, как моря Арктики или Антар­ктиды

Необходимо отметить, что через Та­тарский пролив воды ни Амура, ни Охотского моря не проникают в Японское море. Поэтому все проекты перегородить пролив плотиной с целью улучшить климат Дальнего Востока не имеют под со­бой никакой реальной основы.

Средняя соленость Японского моря со­ставляет 34 промилле (т. е. в каждом килограмме воды содержится 34 г солей). По солевому составу воды Японского мо­ря близки к океанским. Это означает, что в виде соединений здесь содержится бо­лее 50 химических элементов, из которых наибольшее значение имеют натрий, ка­лий, магний, бром и другие. Приток ти­хоокеанских вод непрерывно обогащает море этими солями. Так, Цусимское те­чение ежегодно приносит в море около 1800 миллиардов тонн солей (в сухом ве­се). Из них только на долю соединений ма­гния и брома приходится почти 300 мил­лиардов тонн. Перспективы промыш­ленного использования морсксто химического сырья у нас в крае совершенно ре­альны, и можно не сомневаться в том, что, когда наступит время для создания морской химической промышленности, возможности ее в Приморье будут не­ограниченными.

Значительное влияние на водный ре­жим моря оказывают приливо-отливные процессы. Приливы, возникающие в пре­делах самого моря, относительно невели­ки; величина их, вероятно, не превышает 10-15 см. Главной причинной приливо-отливных движений и соответствующих колебаний уровня воды является тихо­океанская приливная волна, входящая в Японское море в основном через Корей­ский пролив. После входа приливной вол­ны и распластывания ее на просторах Японского моря величина прилива дости­гает 0,5 м. а в самой северной его ча­сти -даже 2 метра.

Водный режим моря включает в себя также волнения, связанные с деятель­ностью ветра и подводными землетрясе­ниями. Расчеты показывают, что наиболь­шая высота ветровых волн в Японском море при исключительно жестоких штормах может доходить до 10 м. При обыч­ных условиях высота волн значительно меньше.

Особый интерес представляют волны, возникающие в результате подводных землетрясений. Эти волны получили спе­циальное название - цунами.

В ночь на 1 августа 1940 года, во вре­мя подводного землетрясения в юго-за­падной части Охотского моря, цунами вы­сотой до 3-4 м обрушились на матери­ковое побережье Японского моря, нанеся значительный ущерб мелким судам, сто­явшим у берега, и береговым сооруже­ниям. Однако такие случаи относительно редки.

Японское море оказывает огромное вли­яние на экономический уклад этого края. На его берегах широко развилась рыбная промышленность. В южном При­морье исторически сложился центр всего далвневосточнаго мореплавания. Естественно, что развитие рыбопромыслового и транспортного флотов предъявляет тре­бования к океанографическому изучению Японского моря.



Реки и озера


Значительная часть территории Приморского края покрыта довольно густой реч­ной сетью. Особенно много рек стекает с западных склонов хребта Сихотэ-Алиня (недаром само название «Сихотэ-Алиня» в переводе на русский язык означает «Хре­бет длинных западных рек»). Однако почти все реки несудоходны. В основном это горные, неглубокие и быстрые реки, со стремительным течением и камени­стым дном.

Для всех приморских рек характерна одна особенность: половодье на них бы­вает не весной, а во второй половине ле­та или даже осенью. Объясняется это тем, что основная масса осадков (до 70%) выпадает в конце лета и начале осени в виде коротких, но сильных ливней или мелких, но затяжных дождей. Часто лет­не-осеннее половодье сопровождается наводнениями.

Самой большой водной магистралью Приморья ялляется река Уссури, впа­дающая в Амур. Она образуется от слия­ния двух горных рек - Улахе и Даубихе, стекающих с юго-западных хребтов Сихотэ-Алиня. Длина Уссури от слияния этих рек до впадения в Амур около 600 км. Большая часть ее (330 км) протекает по территории Приморья и вдоль границы с Китаем. Общая площадь бассейна Уссури - 187 тыс. кв. км. Уссури - единная в Приморье река, которая судоходна почти на всем своем протяжении.

Реки южного Приморья, впадающие в озеро Ханку, текут в основном по равнине, и лишь верховья наиболее крупных из них расположены в гористой местно­сти. К ним относятся Синтуха, Мо, Лефу и Сантахеза.

С восточных крутых склонов главного водораздельного хребта Сихотэ-Алиня стекают в Японское море многочисленные короткие горные реки, речки и ручьи, ча­сто ниспадающие со скал каскадами. Все они по преимуществу прокладывают свое ложе между отрогами Сихотэ-Алиня, ме­стами же прорезают поперечные долины с крутыми, скалистыми берегами. Самой большой из рек юго-восточных склонов Сихотэ-Алиня является Самарга, впадающая в Татарский пролив недалеко от границы Приморья с Хабаровским краем. Длина реки более 150 км.

В Японское море или в образованные им заливы и бухты впадают горные реки Кема, Белембе, Сица, Иодзыхе, Тетюхе, Тадуши, Аввакумовка, Пхусун, Судзухе и другие. Водный режим этих рек крайне непостоянен. То они почти пересы­хают, то (после ливней и продолжитель­ных дождей) превращаются в бурные, разрушительные потоки.

Много горных рек, текущих в южном направлении, впадает в залив Петра Ве­ликого. Из них наиболее полноводной яв­ляется Сучан. На      п-ове Муравьева-Амурского по западному склону возвы­шенности стекают в Амурский залив реч­ки Лянчихе и Седанка, снабжа­ющие водой Владивосток.

В северную часть Амурского залива впадает большая река Суйфун, долина которой лежит во впадине между юго-за­падными отрогами Сихотэ-Алиня и восточ­ными склонами горной страны Чан-бошань. Длина Суйфуна более 300 км; вер­ховье его находится в пределах Китая. Недалеко от государственной границы с Китаем, между селами Фадеевкой и Новогеориевкой, река прорезает скалистый кряж, образуя узкое живописное ущелье.

Бассейн Суйфуна в пределах Примор­ского края занимает значительную пло­щадь, на которой размещаются районы: Владивостокский, Славянский, Октябрь­ский и Михайловский.

Реки, впадающие в залив Петра Ве­ликого с восточных склонов Черных гор (Амба, Монгугай, Сидеми, Адими и др.), невелики. Они имеют площа­ди водосбора менее 1000 кв. км и длину от 20 до 45 км. Это - горные реки с не­большими равнинными участками у усть­ев. Их долины открыты в сторону господствующих летом муссонов, поэтому реки имеют исключительно неустойчивый водный режим. Зимой и в летнюю межень сток воды на этих реках измеряется до­лями кубического метра в секунду, а в момент паводков ливневого происхожде­ния он достигает сотен кубометров.

Реки Приморского края, как северо-­западных, так и юго-восточных склонов Снхотэ-Алиня, имеют большое хозяйст­венное значение, особенно как сплавные магистрали. Многие представляют цен­ность как нерестилища лососей и других рыб, важны для водоснабжения или развития рисосеяния.

Самым большим озером в крае являет­ся Xанка, расположенное в западной части края, в 160 км к северу от Влади­востока. Оно имеет неправильную округ­лую форму. Площадь его около 4350 кв. км, длина 95 км, ширина от 40 до 85 км, максимальная глубина со­ставляет 10 м, а средняя - 4 м. Распо­ложено озеро Ханка на высоте 69 м над уровнем моря. К северной части Ханки, принадлежащей Китаю, примыкает озеро Малая Ханка, отделенное узкой песчаной косой. Из-за небольшой глубины и час­тых волнений вода в озере мутная.

Глубина Ханки, а следовательно, и ее размеры, постепенно уменьшаются; на это указывает мощный слой аллювиаль­ных (наносных) отложений на дне озера и на поверхности вокруг его берегов. Предполагают, что Ханка является по­следним из цепи многих озер, распола­гавшихся прежде на всей площади совре­менной Суйфуно-Ханкайско-Уссурийской впадины и постепенно заполненных на­носными отложениями.

На озере Ханке развито промышленное рыболовство. Примыкающая к нему плодородная равнина является основной сельскохозяйственной зоной Приморья. Здесь широко развито рисосеяние, выра­щиваются соя, овощи и картофель.

Несколько небольших пресноводных озер расположены в южной части края, в Хасанском районе: Дорицени, Хасан, Кочеги, Сак, Карасево. Площадь их колеблется от нескольких гектаров до нескольких квадратных ки­лометров. В Хасанском районе располо­жена лагуна Тальми, сообщающаяся с заливом Петра Великого. Площадь это­го засоленного озера более 30 кв. км, при максимальной глубине 1,5 м. Уровень воды в озере во время приливов повы­шается.

В Кировском и в ряде других районов края имеются озера-старицы, представ­ляющие собой части старых изогнутых русел рек.

В горах Сихотэ-Алиня встречаются не­большие озера в виде углублений, запол­ненных водой. Часто такие озера встреча­ются на столовых возвышенностях, как на­пример группа Шандуйских озер. Они рас­положены на андезитобазальтовых плато в бассейне реки Санхобе (Тернейский рай­он) и относятся к типу плотинных, т. е. образованы в результате запруживания горных ключей потоками лавы. Эти озера имеют подземный сток. Обнаружены они недавно, и дальнейшее изучение их при­роды может дать ряд новых фактов о происхождении горной страны Сихотэ-Алиня, ее животного и растительного мира.

На острове Путятина, находящемся в заливе Петра Великого, близ Владиво­стока, расположено озеро Гусиное. Еще недавно оно было довольно глубоким, но теперь сильно обмелело и заболачи­вается, а зимой промерзает до самого дна.

Природно-экономические зоны



В Приморье - три природно-экономические зоны.

Первая Юго-восточная при­родно-экономическая зона ох­ватывает все побережье Японского моря от устья реки Тумыньцзян до границы с Хабаровским краем. В ее состав вхо­дят Владивостокский, Партизанский, Кавалеровский, Лазовский, Ольгинский, Тернейский, Теттюхинский, Хасанский и Шкотовский районы, а также тер­ритории городов Владивостока (с при­легающими островами залива Петра Великого), Артема, Сучана н Находки.

Железная дорога (Краскино-Владивосток-Находка) обеспечивает связь в южных районах зоны, а морской транс­порт - всего района в целом.

Вторая, Сихотэ-Алинская при­родно-экономическая зона расположена на западных, пологих склонах горных хребтов Приморья, покрытых тайгой и прорезаемых многочислен­ными притоками реки Уссури. В состав этой зоны (с юга на север) входят Анучинский, Чугуевский, Яковлевский, Калининский, Красноармейский и Пожарский районы. Хребты Сихотэ-Алиня за­щищают эти районы от влияния моря, поэтому климат здесь более суровый и континентальный, чем климат юго-во­сточной зоны.

Третья природно-экономическая зо­на - Суйфуно-Ханкайская - расположена в западной части края, на просторах Уссурийско-Ханкайской низ­менности. Эта зона непосредственно граничит с Китайской Народной Респуб­ликой. В ее состав входят Октябрьский, Пограничный, Хорольский, Ханкайский, Чкаловский, Кировский, Лесозаводский, Славянский, Спасский, Михайловский, Ивановский и Черниговский районы.



ТРАНСПОРТ



ТРАНСПОРТ - одна из важнейших отра­слей экономики. Со­здавая базу для развития других отра­слей хозяйства, транспорт играет осо­бенно значительную роль в экономиче­ских районах с обширной территорией. Приморский край относится к числу та­ких районов. Освоение его огромных природных богатств происходило и про­исходит по мере создания и расширения системы транспортных связей.

В тесном взаимодействии, составляя единую сеть путей сообщения, в При­морье функционируют все основные ви­ды транспорта: водный, железнодорож­ный, автомобильный и воздушный. Наи­большая доля в грузо- и пассажирообороте падает на водный (морской) и железнодорожный транспорт. Этими ви­дами транспорта осуществляется пере­возка грузов и пассажиров внутри края, обеспечивается связь Приморья с сосед­ними территориями, со всей Советской страной. По железнодорожным и мор­ским магистралям Приморья идет боль­шой транзитный поток грузов с перевал­кой в портах и на подъездных железно­дорожных путях. Велико также транзит­ное пассажирское движение. Значитель­ный объем смешанного железнодорож­но-водного сообщения тесно связывает работу этих двух видов транспорта, соединенных в общий транспортный конвейер. Между коллективами моряков, портовиков и железнодорожников выра­боталось замечательное содружество.

Приморье изрезано довольно густой сетью рек, но в силу гористого рельефа местности и резкого колебания уровня воды судоходные качества рек невысо­кие. Исключение представляет погранич­ная с Китайской Народной Республикой река Уссури. Но она протекает парал­лельно железнодорожной линии, что сильно преуменьшает значение реки как транспортной магистрали. Речной транс­порт вследствие всего этого не получил в крае развития. Следует, однако, отме­тить, что многие реки Приморья широко используются для сплава леса.

Существенную роль в местных пере­возках, особенно в обслуживании отда­ленных северных районов края, играет автомобильный транспорт.

В аэропорту Озерные Ключи (распо­ложен близ города Артема, около 40 ки­лометров от г. Владивостока) регу­лярно принимаются и отсюда отправля­ются в очередные рейсы самолеты граж­данского воздушного флота. Приморье связано воздушным сообщением со столицей нашей Родины - Москвой и про­межуточными пунктами на этой трассе. Ряд регулярных воздушных почтово-пас­сажирских линий местного значения дей­ствует на территории края, связывая де­сятки населенных пунктов всех отдален­ных районов.


Морской транспорт


Географическое положение Приморья, края при море, создало предпосылки для развития здесь мощного транспортного флота. На всем Тихоокеанском побе­режье РОССИЯ только в Приморском крае имеются удобные бухты с портами круг­логодового действия. К ним подведены конечные линии Великой транссибирской железнодорожной магистрали, связыва­ющей Дальний Восток с центральными областями страны. Все эти обстоятель­ства сделали Приморье центром важных морских коммуникаций, идущих на Са­халин, Камчатку, Охотское побережье, Курильские острова, Чукотку, в при­брежные районы восточной Арктики. Че­рез приморские порты осуществляются внешнеторговые связи России с рядом за­рубежных стран. Приморские порты Владивосток и Находку образно называ­ют морскими воротами нашей Родины в бассейн Тихого океана.

В организационном отношении боль­шая часть транспортного флота Тихо­океанского бассейна подчинена Дальне­восточному морскому пароходству, управление и все службы которого раз­мещены во Владивостоке.

В целом морской транспорт, как от­расль хозяйства, составляет систему портов: судов, перевозящих грузы и пас­сажиров; технический флот, поддержи­вающий необходимые глубины в портах; служебно-вспомогательные суда, исполь­зуемые для буксировочных и ледоколь­ных операций, судоремонтные и судо­подъемные средства.



Морские порты


В Приморском крае расположены два крупнейших тихоокеанских порта России - Владивосток и Находка.

Первым возник и долгое время оста­вался единственным первоклассным пор­том края Владивостокский порт. Он расположен у глубоко вдаю­щейся в берег бухты Золотой Рог. Вы­тянутая и изогнутая в виде буквы «Г», прикрытая с севера высокими горами, эта бухта прекрасно защищена от самых сильных ветров. Подходы к ней достигают большой глубины.

Владивостокский порт с момента его основания до начала 90-х годов XIX ве­ка, то есть до постройки первых участ­ков Уссурийской железной дороги, имел главным образом военное значе­ние, как аванпост России на Дальнем Востоке. Однако уже и в те годы он при­обрел определенное и непрерывно уси­ливающееся экономическое значение.

Вторым крупнейшим морским портом на тихоокеанском побережье России является Находкинский торго­вый порт. Это один из самых молодых портов России. Он со­здан в советское время, а первоклассным механизированным портом стал в после­военные годы.

Порт Находка расположен в одно­именной бухте, в 60 милях от Владиво­стока. Бухта Находка хорошо защище­на, имеет большие глубины, позволяю­щие принимать крупные океанские суда. Через залив Америка бухта Находка связана с Японским морем и Тихим оке­аном.

К Находке выходит одна из веток (Сучанская) Дальневосточной железно­дорожной магистрали.









































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        «Приморский край»,

Приморское книжное издательство, Владивосток, 1958.

Ведущий редактор Л. Н. Зельцман.

Географический очерк: под редакцией А. И. Кунцова.

 

Природно-экономические зоны: под редакцией

В. В. Лешкевича, Ю. А. Сем.

 

Транспорт: под редакцией М. С. Даниляка.   



No Image
No Image No Image No Image


No Image
Все права защищены © 2010
No Image