Реформирование бухгалтерского учета
Реформирование бухгалтерского учета
Содержание
Введение. 2
1. Сущность и
назначение реформирования бухгалтерского учета. 4
2. Институт
Профессиональных бухгалтеров, его статус, назначение и взаимосвязь с
реформированием бухгалтерского учета. 8
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Переход
экономики России к рыночным отношениям поставил перед бухгалтерским учетом
совершенно новые цели. Существовавшая ранее в условиях планируемой командной
экономики система бухгалтерского учета, была обусловлена общественным
характером собственности и потребностями государственного управления
экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском
учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств,
планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система
государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от
предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов.
Финансовое положение и финансовые результаты деятельности рассматривались во
вторую очередь или не рассматривались вообще.[1,52]
Появившиеся
в результате экономических преобразований “изменения системы общественных
отношений, а так же гражданско-правовой среды” привели к “необходимости
адекватной трансформации бухгалтерского учета” в России, “в соответствие с
требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой
отчетности (МСФО)”, для обеспечения прозрачности, понятности и достоверности
финансовой отчетности компаний квалифицированным пользователям.
Цель работы заключается в
изучении роли Института Профессиональных бухгалтеров в реформировании бухгалтерского
учета в России.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические
аспекты стандартизации бухгалтерского учета
2. Рассмотреть сущность
института профессиональных бухгалтеров, его цели и задачи
3. Оценить роль ИПБ в
реформировании бухгалтерского учета
1. Сущность и
назначение реформирования бухгалтерского учета
В марте 1998 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о реформировании бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Направленность
бухгалтерского учета в этой области обусловлена тем, что Международные
стандарты финансовой отчетности (МСФО) отражают особенности рыночной экономики,
международно признаны, характеризуются относительно меньшей сложностью по
сравнению с национальными стандартами отдельных стран (а значит, и меньшими
затратами на внедрение).
Изначально было понятно, что
механическое перенесение требований МСФО на российскую почву нецелесообразно в
силу существования национальных традиций бухгалтерского учета, особенностей
хозяйственно-правовой и налоговой системы России. Адаптация российского
бухгалтерского учета к новым условиям должна осуществляться постепенно. На это
потребуется не один -два года, а более продолжительный период, необходимый для
разработки новой нормативной базы учета и переобучения бухгалтерских кадров.
Система бухгалтерского учета, созданная
в условиях централизованно планируемой экономики, базировалась на общественной
собственности и зависела от потребностей государственного управления
экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском
учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств —
планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система
государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от
предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Изменение системы общественных
отношений, а также гражданско-правовой среды предопределили необходимость
адекватной трансформации бухгалтерского учета. Новая система бухгалтерского
учета и разрабатываемые новые правила и нормы его постановки ведения, равно как
и контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации, создают
элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающие благоприятный климат для
частного инвестирования.
Цель реформирования бухгалтерского учета
— формирование адекватной новому типу хозяйственных отношений в российской
экономике системы бухгалтерского учета, приближенной к международным стандартам
учета и отчетности.
Задачи реформирования системы
бухгалтерского учета:
1) создание условий для формирования
хозяйствующими субъектами достоверной и полезной информации об их финансовом
положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении;
2) обеспечение прозрачности и надежности
бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия
управленческих решений широким кругом заинтересованных пользователей;
3) обеспечение увязки реформирования российского
бухгалтерского учета с основными тенденциями гармонизации учета и отчетности на
международном уровне;
4) помощь организациям в методическом
понимании и внедрении систем финансового и управленческого учета.
В системе бухгалтерского учета
организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.
В отношении информации для внешних
пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании данных о
финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в
финансовом положении организации (в дальнейшем — информация), полезных широкому
кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
Информация, сформированная в
соответствии с этой целью, отвечает общим потребностям большинства
заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском
учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и
достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.
При формировании информации в
бухгалтерском учете соблюдаются интересы внешних пользователей: организуется
так называемый финансовый учет внутренних пользователей — ведется управленческий
учет и действует налоговая система (составляется налоговый учет и отчетность).
Интересы налоговой системы рассматриваются как одни из многих, определяющих
содержание и представление этой информации. В отношении таких интересов задача
бухгалтерского учета ограничивается лишь подготовкой данных, на основе которых
и из которых можно сформировать показатели, необходимые для налогообложения, и
вести налоговый учет.
В отношении информации для внутренних
пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании данных, полезных
руководству для принятия управленческих решений. Информация для внешних
пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних
пользователей о финансовом положении организации, финансовых результатах ее
деятельности, изменениях в ее финансовом положении.
Когда речь идет об ориентации на МСФО,
имеется в виду, что изначально они не предназначены для регулирования учета и
отчетности в отдельных странах. Цель их разработки — гармонизация национальных
систем учета и отчетности в направлении повышения потребительских качеств
бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов, в первую очередь
международных корпораций.
Исходя из этого МСФО в России
целесообразно использовать:
1) при создании концептуальных основ
бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики для обеспечения
сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными
компаниями;
2) в процессе разработки национальных
стандартов (положений. по бухгалтерскому учету — ПБУ) в качестве отправной
точки, образца и критерия соответствия принятой международной практике. Данный
подход используется большинством экономически развитых стран;
3) в крупнейших организациях и
холдингах, заинтересованных в иностранных инвесторах и кредиторах, имеющих
широкие коммерческие интересы в других странах.
Переход к использованию МСФО может быть
только постепенным, целенаправленным. Невозможность перехода на Международные
стандарты в один день (и даже за один год) обусловлена необходимостью широкого
круга мероприятий, делающих этот процесс реальным. В частности, требуется
корректировка законодательства, прежде всего гражданского и налогового, а также
пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета. Органы,
регулирующие учет, с участием профессиональных организаций должны издать
детальные инструкции по внедрению и применению новых национальных стандартов.
Налоговым органам необходимо пересмотреть свои подходы к использованию данных
бухгалтерского учета и отчетности, серьезно изменить налоговые правила.
Применение какого-либо международно признанного решения возможно лишь в том
случае, когда это решение соответствует реальной российской модели рыночной
экономики. Иными словами, при использовании МСФО для создания национальной
системы регулирования учета международный опыт должен быть адаптирован к
конкретной социально-экономической среде.
В связи с этим в результате
реформирования в бухгалтерском учете должны быть решены следующие вопросы:
• переориентация нормативного
регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
• регулирование главным образом вопросов
финансового, а не управленческого учета;
• органичное сочетание нормативных
предписаний федеральных органов исполнительной власти и профессиональных рекомендаций;
• взвешенное использование МСФО в
национальном регулировании.
Современное институциональное построение
системы регулирования бухгалтерского учета предполагает разумное сочетание
государственного и профессионального (общественного) регулирования. По мере
становления профессии бухгалтера и превращения ее в действенный фактор
экономического развития роль и степень участия профессиональных организаций, в
частности Института профессиональных бухгалтеров в хозяйственной жизни возрастает.
В
апреле 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) –
некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными
организациями. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает Минфин
РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов.
Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб
предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб,
профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического
анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового
менеджмента. В ноябре 2001 года ИПБ России стал действительным членом
Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Основными целями и задачами ИПБ
являются[4,128]:
·
объединение
в единую профессиональную организацию и координация деятельности
квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита,
финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области
распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области
бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента,
и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического
профиля; [2,42]
·
организация
и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета,
финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости
на профессиональном рынке труда и услуг;
·
разработка
методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;
·
создание
системы оперативного информирования Членов ИПБ об изменениях и новшествах в области
регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;
·
совершенствование
профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским
учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного
общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области
бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п.;
внедрение в практику новых форм и методов
организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих
требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности.
В результате реформирования
бухгалтерского учета бухгалтер Должен превратиться из счетовода, фиксирующего
события хозяйственной жизни и осуществляющего их последующий анализ, в
экономиста высокого класса, способного не только понять и оценить любое явление
хозяйственной жизни, но и предусмотреть его, спрогнозировать пути развития
событий. Важнейшей предпосылкой такого изменения является структурирование и
оформление бухгалтерской профессии. Это предполагает, в частности, создание
ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся)
объединений; формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и
аудиторов; присоединение к деятельности соответствующих международных
профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.);
разработку и широкое общественное признание норм профессиональных организаций
общественного контроля за профессиональной деятельностью.
Реализация данного направления заставит
представителей бухгалтерской профессии переосмыслить свою роль и место в управленческой
структуре, а общество в целом — осознать значение бухгалтерской профессии, что
необходимо для устойчивого развития экономики. При этом возрастает роль Института
профессиональных бухгалтеров как профессиональных организаций в развитии
методического обеспечения бухгалтерского учета и становлении бухгалтерской
профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).
Реализация задачи формирования у
бухгалтерских кадров уровня квалификации, соответствующего потребностям
рыночной экономики, предполагает перестройку системы бухгалтерского образования.
В этом направлении должны
предусматриваться:
1) расширение и улучшение качества
подготовки кадров в вузах, техникумах, учебных центрах, где обеспечиваются
долгосрочные программы;
2) создание особой системы ускоренного
профессионального образования с привлечением всех возможных структур,
обеспечивающей краткосрочные программы подготовки и переподготовки кадров.
Система профессиональной подготовки
бухгалтерских кадров в Институте профессиональных бухгалтеров содержит
следующие квалификационные характеристики по четырем уровням образования.
Первый уровень —
подготовка бухгалтеров-счетоводов (младших бухгалтеров). Учебный план этого
уровня должен позволить готовить не только клерков-счетоводов, но и бухгалтеров
для предприятий малого бизнеса.
Второй уровень —
подготовка бухгалтеров-техников, способных выполнять обязанности бухгалтера и
старшего бухгалтера на средних и крупных предприятиях (в коммерческих
организациях). Учебные дисциплины и программы для них должны составлять ядро
профессиональной подготовки выпускников техникумов.
Третий уровень —
подготовка бухгалтеров-экономистов. Учебный план данного уровня должен
обеспечить подготовку главных бухгалтеров и их заместителей для средних и
крупных коммерческих организаций, экономистов по хозяйственному учету и анализу
хозяйственной деятельности, внутренних аудиторов. Учебные дисциплины и
программы для них должны составлять ядро профессиональной подготовки
выпускников вузов — бакалавров и дипломированных специалистов. В соответствии с
международными стандартами бухгалтерского образования высшее образование
является предквалификационным профессиональным образованием.
Четвертый уровень — подготовка
профессиональных (дипломированных, аттестованных) бухгалтеров по трем
направлениям:
1) главных бухгалтеров (директоров
бухгалтерии), бухгалтеров-экспертов (консультантов);
2) финансовых менеджеров (управляющих —
директоров финансовых департаментов), финансовых экспертов (консультантов);
3)
аудиторов (специалистов внешнего аудита).
Институтом
профессиональных бухгалтеров с участием специалистов Минфина были разработаны
Положение об аттестации профессионального бухгалтера и Порядок проведения
квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, одобренные
Межведомственной комиссией по реформирования бухгалтерского учёта и финансовой
отчётности. Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится Институтом
профессиональных бухгалтеров с 1996 г., и по состоянию на 2003 г. её прошли свыше 140 тысяч бухгалтеров. Целью указанных документов является подтверждение
бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, как
это принято в большинстве развитых стран – в качестве примера можно привести
известные международные сертификаты Certified Public Accountant (CPA) в США и
The Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) в Великобритании.
Также Институтом разработан Кодекс профессиональной этики профессионального
бухгалтера. [2,52]
В
области повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета разработан
новый стандарт высшего образования, приняты программы обучения и
переподготовки, повышения квалификации, изданы новые учебники и учебные пособия
по МСФО, организовано около 400 учебно-методических центров, занимающихся обучением
бухгалтерских кадров только в системе Института профессиональных бухгалтеров
России.
Таким
образом, в направлении кадрового обеспечения реформы достигнуты определённые
успехи. В то же время следует отметить, что наблюдается значительное отставание
в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров. Как
правило, бухгалтеры-практики плохо представляют себе суть происходящих
изменений. Это означает, что существует необходимость активнее вовлекать
широкие круги бухгалтеров в обсуждение разрабатываемых документов, а также
оказывать содействие при отстаивании своих профессиональных интересов. [5,147]
В
апреле 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) –
некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными
организациями. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает Минфин
РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов.
Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб
предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб,
профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического
анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового
менеджмента.
Институтом
профессиональных бухгалтеров с участием специалистов Минфина были разработаны
Положение об аттестации профессионального бухгалтера и Порядок проведения
квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, одобренные
Межведомственной комиссией по реформирования бухгалтерского учёта и финансовой
отчётности. Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится Институтом
профессиональных бухгалтеров с 1996 г., и по состоянию на 2003 г. её прошли свыше 140 тысяч бухгалтеров. Целью указанных документов является подтверждение
бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, как
это принято в большинстве развитых стран – в качестве примера можно привести
известные международные сертификаты Certified Public Accountant (CPA) в США и
The Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) в Великобритании.
Также Институтом разработан Кодекс профессиональной этики профессионального
бухгалтера.
1. Астахов
В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. –М.: ПРИОР. 2002. –672
с.
2. Бакаев
А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. - М.:
Международный центр финансово-экономического развития, 2003.
3. Камышанов
П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. / Камышанов П.И., Камышанов
А.П. и Камышанонов Л.И. – 5 издание; переработанное идополненное. –М.: Элиста:
АПП «Джангар», 2003. –600 с.
4. Козлова
Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Г.Н. Бабченко.,
-М.: Финансы и статистика. 2004. –720 с.
5. Кондраков
Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. –4 издание; дополненное и
переработанное. –М.: ИНФРА. –М. 2002.
6. Малахова
З.Г. Основы бухгалтерского учета. М.: РАП, 2004.
7. Мураховская
И. С.Бухгалтерский
учет и отчетность. Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2003 г.- 278 с.
|