Задачи и функции службы документационного обеспечения управления
Задачи и функции службы документационного обеспечения управления
Введение
С давних времен дошли до
нас различные виды документов, с помощью которых мы имеем возможность узнать
историю своей страны, ее героическое прошлое, особенности быта своего народа,
правовые формы и этические нормы взаимоотношений между людьми.
Необходимость
создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более
того, считают, что именно потребность в создании различных документов (соглашений,
договоров и т.п.) и повлекла за собой появление письменности как способа изложения
информации не только личного, но и государственного значения. Уже в V в. до
нашей эры древнеримский плебс требовал введения четких «писанных» законов.
Создание зафиксированных на бумаге законов и правил было также главным
требованием средневековых восстаний. Когда же появились законы от
делопроизводителя требовалось абсолютная точность формулировок и
безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу.
С развитием
письменности документы стали способом общения и передачи информации.
До конца ХV в.
государственных учреждений еще не существовало, их функции выполняли отдельные
должностные лица или органы, осуществляющие свою деятельность или с очень
ограниченным штатом чиновников, или вообще без штата. Единая система делопроизводства
не была востребована самой системой управления.
Однако,
письменные документы, дошедшие до нашего времени, доказывают что, уже в Х в.
была культура написания документов. Это договоры с Византией 911 и 945гг.
С увеличением
числа создаваемых документов, накопились и традиции в сфере документирования,
что привело к созданию штата профессиональных специалистов в области создания и
обработки документов.
Термины и
определение
Управление
организацией неизбежно требует создания многих видов управленческих документов,
без которых невозможно решать задачи планирования, финансирования,
кредитования, бухгалтерского учета и отчетности, оперативного управления,
кадрового обеспечения деятельности организации.
Делопроизводство
— отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с
официальными документами.
Термин
«делопроизводство» возник в России, по данным словарей русского языка, во
второй половине XVIII в. и означал процесс решения (производства) дела: «дело
производить» - решать вопрос. В ходе решения возникала необходимость
закрепления результата, например, достигнутой договоренности. Для этого
издревле и создавали документы, так как устное слово кратковременно, может быть
забыто, искажено при передаче или не так понято. Уже в XVI в. употребляется
слово дело как собрание документов, относящихся к какому-либо делу,
вопросу. Впервые в этом понятии слово «дело» зафиксировано в документах в 1584
г. В настоящее время значения обоих этих терминов – «делопроизводство» и «дело»
- закреплены в ГОСТе Р 51141-98.
Современное
делопроизводство включает:
• обеспечение
своевременного и правильного создания документов (документирование);
• организацию
работы с документами (получение, передача, обработка, учет, регистрация,
контроль, хранение, систематизация, подготовка документов для сдачи в архив,
уничтожение).
Параллельно с
термином «делопроизводство» в последние десятилетия используется термин документационное
обеспечение управления (ДОУ). Его появление связано с внедрением в
управление компьютерных систем и их организационным, программным и
информационным обеспечением для приближения к терминологии, употребляемой в
компьютерных программах и литературе. В настоящее время термины
«делопроизводство» и «документационное обеспечение управления» являются
синонимами и применяются для обозначения одной и той же деятельности. И тот, и
другой термин можно встретить, например, в названиях документов,
регламентирующих организацию документационных процессов: «Государственная
система документационного обеспечения управления» и «Типовая инструкция по
делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации».
Роль,
значение службы ДОУ в учреждении
В пункте 5.1
пятого раздела Государственной системы документационного обеспечения управления[1],
одобренной коллегией Главархива СССР 27 апреля 1988 г., закреплено следующее
положение: «Документационное обеспечение управления в организации
осуществляется специальной службой, действующей на правах самостоятельного
структурного подразделения, подчиненного непосредственно руководителю
организации».
Такое место
службы ДОУ в структуре организации можно объяснить следующими причинами:
1.
Представляя самостоятельное структурное подразделение и непосредственно
подчиняясь руководству организации, служба ДОУ будет иметь больше компетенции.
А это, в свою очередь, позволит организовать более эффективную работу с
документами.
2. Специалистам
и руководителю службы ДОУ приходится непосредственно работать с руководством
организации: решать вопросы рассмотрения входящих документов, контролировать
исполнение документов, обобщать результаты контроля исполнения документов и
докладывать о них руководству организации, вести информационно-справочную
работу по документам и т.д.
Говоря о
службе ДОУ, необходимо выделить ее основные задачи и функции.
К основным задачам
службы ДОУ можно отнести следующие:
- обеспечение единого
порядка документирования и работы с документами,
- совершенствование форм и
методов работы с документами с учетом автоматизации документационных процессов.
В
соответствии с возложенными задачами служба ДОУ осуществляет следующие функции:
·
функции,
связанные с документированием управленческой деятельности:
-
разработка
бланков документов и обеспечение их изготовления,
-
обеспечение
изготовления документов, стенографирования, копирования и тиражирования
документов,
-
контроль
за качеством подготовки и оформления документов, а также за соблюдением
установленной процедуры согласования и удостоверения документов;
·
функции,
связанные с организацией работы с документами:
-
установление
единого порядка прохождения документов (документооборота организации),
-
обработка
поступающих и отправляемых документов,
-
регистрация
и учет поступающих, отправляемых и внутренних документов,
-
разработка
и ведение информационно-поисковых систем, организация информационно-справочной
работы по документам,
-
предварительное
рассмотрение документов,
-
контроль
за исполнением документов,
-
систематизация
документов, подготовка номенклатуры дел, обеспечение хранения и использования
документов,
-
подготовка
и передача дел в архив организации, организация работы ее архива,
-
обеспечение
зашиты документной информации,
-
организация
работы с обращениями граждан;
·
функции,
связанные с совершенствованием форм и методов работы с документами:
-
разработка
и переработка нормативных и методических документов организации по
делопроизводству,
-
проведение
работ по унификации документов, разработка и внедрение табеля и альбома форм
документов,
-
методическое
руководство и контроль за соблюдением установленных правил работы с документами
в структурных подразделениях,
-
повышение
квалификации работников организации и их консультирование по вопросам
документирования и организации работы с документами,
-
разработка
и внедрение новых форм и методов работы с документами, совершенствование
документооборота организации, автоматизация делопроизводства.
Структура
службы ДОУ в современной организации зависит от объема документооборота, а
также от технологии работы с документами.
Службу ДОУ со
сложной внутренней структурой, в которую входят подчиненные ей подразделения
(например, секретариат, протокольная группа, отдел совершенствования
делопроизводства, приемная, архив, копировально-множительное бюро, редакционная
группа и т.д.), можно назвать не управлением делами, а управлением или
департаментом по работе с документами (или документацией).
В небольших
организациях служба ДОУ как самостоятельное структурное подразделение может и
не существовать. В этом случае работу с документами выполняет секретарь
руководителя или другое специально назначенное лицо.
Заключение
Из истории мы
можем заметить, что с развитием государства развивалось и делопроизводство. На
протяжении всего времени становления делопроизводства менялись требования,
стандарты, штаты работников занимающихся организацией делопроизводства.
С увеличением
числа создаваемых документов и внедрением информационных технологий, сложились новые
требования к оформлению документов, что привело к расширению штатов в сфере
делопроизводства и созданию службы ДОУ, которая организовала более эффективную
работу с документами. Конечно, служба ДОУ как самостоятельное структурное
подразделение существует не в каждой организации, как мы заметили, это зависит
от объема документооборота в организации.
Еще раз,
обращаясь к истории, я хочу заметить, что когда каждый работник, занимаясь
своими должностными обязанностями приносит свой вклад в эту сферу деятельности.
Так и служба ДОУ играет свою важную роль в учреждении. В крупной компании
большой объем документооборота и каждый, выполняя свою работу, приносит успех
свой компании.
Литература
1. Каменева Е.М. Служба
ДОУ: наименование, структура и определение численности// Делопроизводство и
документооборот на предприятии. – 2006.- № 7 С. 48-51.
2. Каменева Е.М. «Делопроизводство»
и «Документационное обеспечение управления»: есть ли разница значений? //
Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2006. - № 9 С. 34.
3. Кудряева В.А. Организация
работы с документами: учебник – М.: ИНФРА-М, 2003.- С. 3.
[1] Государственная система
документационного обеспечения управления (ГСДОУ) устанавливает общие
требования к документационному обеспечению управления. Однако этот документ в
настоящее время не является нормативным, а скорее носит рекомендательный
характер и в определенной части является устаревшим. Тем не менее некоторые
положения, введенные ГСДОУ в 1988 г., остаются и в настоящее время актуальными.
Это касается в первую очередь некоторых общих правил документирования
управленческой деятельности.
|