Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Реклама

Счетчики

Опросы

Оцените наш сайт?

No Image

Доклад: Физиология человеческой памяти

Доклад: Физиология человеческой памяти

Память

Память — это мыслитель­ный процесс, включающий в себя запись, хранение и

извле­чение информации. Запись информации осуществляется посредством

запомина­ния, а ее извлечение — посред­ством вспоминания. Каче­ство запоминания

обусловлено вниманием человека к объек­ту записи.

Противоположным акту за­поминания является забыва­ние. Как это ни звучит

пара­доксально, но забывание слу­жит важным условием запоми­нания, поскольку

оно разгру­жает центральную нервную систему, освобождая место для новых

связей. Память опреде­ляется работой всего головно­го мозга, но в первую

оче­редь — это биологический фе­номен, обусловленный дея­тельностью органов

чувств. В зависимости от того, какой орган чувств принимает наи­более

активное участие в акте записи информации, различа­ют несколько

разновидностей памяти: визуальная (зритель­ная), вербальная (связанная с

функцией слуха), обонятель­ная, осязательная и др. Человеческая память

представляет собой бесконечно сложный ме­ханизм — это функция мозга,

нейронная активность которо­го позволяет фильтровать, со­хранять и уничтожать

воспо­минания.

Около 60 процентов людей пользуются в основном зри­тельной памятью. Они легко

восстанавливают в воображе­нии виденные некогда места, предметы, лица,

страницы га­зет. Другие люди как будто с большей легкостью запомина­ют звуки

и слова.

В зависимости от времен­ной установки человеческую память подразделяют на

не­посредственную, кратковре­менную, долговременную и скользящую.

Непосредственная (сен­сорная) память — это память автоматическая, в

которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. При­мером такого

процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, чело­век тут

же забывает ее, чтобы перейти к следующей.

Кратковременная па­мять — это оперативная (ра­бочая) память, способная

од­новременно удерживать до семи элементов в течение мак­симум тридцати секунд.

Она действует, например, когда вы набираете номер телефона. Без оперативной

памяти мно­гие привычные действия со­вершались бы гораздо мед­леннее. Этот вид

памяти по­зволяет выбрасывать из созна­ния информацию, как только она стала

ненужной.

Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни,

ме­сяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы

записи информации, действующие на нескольких уровнях: чувствен­ном,

эмоциональном и интел­лектуальном

Скользящая память — са­мая короткая из всех видов памяти. Тако­го рода

память развита, напри­мер, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько

минут сосредоточить внима­ние на изображении движу­щейся точки на экране, а

пос­ле посадки самолета тут же забыть о ней, переключив вни­мание на следующую

точку.

Если информация предназ­начена для использования в ближайшем будущем

(подго­товка к экзаменам, необходи­мость запомнить некий адрес), постоянное

мысленное повто­рение помогает лишь кратков­ременно удержать ее в памяти.

Для закрепления следа в памя­ти на длительное время требу­ется более высокая

степень обработки материала. Необходи­мо определить для себя значе­ние

воспринимаемой инфор­мации и дать время на обдумы­вание, обобщить и

проанали­зировать ее.

Долговременная память основана на наблюдении, ана­лизе и составлении

суждения. Любое суждение включает в себя впечатления и эмоции. Сильные эмоции

действуют подобно раскаленному клейму и оставляют в памяти неизгла­димые

следы. Именно этим объясняется, по­чему какие-то детали прошло­го люди помнят

лучше других.

Если задуманное челове­ком к высказыванию принять за 100 процентов, то в

словес­ные формы (предложения) об­лекается и высказывается ок­ружающим только

8О процен­тов. Выслушивается из задуманного 70 процентов, воспри­нимается и

понимается 60 про­центов, а в долговременной па­мяти остается от 10 до 24

про­центов.

В среднем человек запоминает 1/5 части то­го, что услышит, и 3/5 того, что

увидит. Из того, что человеку покажут и объяснят, он за­поминает 4/5. Наилучшим

временем суток для сознатель­ной работы памяти является промежуток от 10 до 12

часов, когда организм максимально ус­тойчив к кислородному голоданию, а также

пос­ле 20 часов.

Принимая во внима­ние, что в норме у человека за ночь наблюдается до 4-5

полу­торачасовых циклов сна, мож­но считать, что наилучшая "запоминающая"

функция сна проявляет себя где-то за два часа до пробуждения. Что касается

времени года, то наилучшим для работы памяти является летний период.

Экспериментально доказано, что в процессе запомина­ния однородного материала

(например, стихотворения) легче всего усваиваются нача­ло и конец, а наиболее

труд­но – средняя часть. Запоминание улучшается, если посте­пенно повышать

сложность ус­ваиваемого материала.

Повторять изучае­мый материал очень важ­но с интервалами. Не­прерывное

повторение, заучивание вплоть до полного запоминания наиболее нецелесообраз­но

и неэкономично.

Особенностью человеческой памяти является ее способность с меньшими

затратами труда и времени изучать другие иностранные языки после того, как уже

усвоен один из них.

За память отвечают отдельные участки коры головного мозга, лимбическая

система и мозжечок. Но основная часть нейрофизиологической деятельности,

определяющей работу па­мяти, происходит в гиппокампе и в височной доле

каждого из полушарий. Если височная доля повреждена на одной сто­роне мозга,

процессы запоми­нания могут еще протекать, хотя и с некоторыми наруше­ниями.

Но при двустороннем повреждении способность со­знания к записи и хранению

информации полностью про­падает. Это происходит в ре­зультате физической

травмы или в связи с дефицитом нейрохимических элементов, как, например, при

болезни Альцгеймера.

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных кле­ток — нейронов. Сигналы

от одного нейрона к другому пе­редают так называемые нейромедиаторы — особые

веще­ства (ацетилхолин), которые в большом количестве содержатся в

гиппокампе. При нехватке ацетилхолина пропа­дает способность к усвоению

знаний и функционирует лишь спонтанная память, основан­ная на чувственных

реакциях организма.

Метаболические процессы организма включают в себя окисление глюкозы и жиров

для получения энергии, часть которой расходуется на синтез ацетилхолипа в

мозгу. При гар­монично протекающем старе­нии организма количество

син­тезируемого ацетилхолипа уменьшается, но остается до­статочным для того,

чтобы нормально мыслить. Одним из возможных последствий недо­статка

ацетилхолина и других нейромедиаторов может слу­жить торможение мыслитель­ных

процессов, наносящее ущерб памяти: у человека на­блюдается несколько

замед­ленная реакция на внешние сигналы как во время наблю­дения и записи

информации, так и во время извлечения ее из памяти. Чтобы по мере ста­рения

не терять способности к нормальной жизнедеятельнос­ти, разумно всегда

сохранять спокойствие (известно, что па­мять человека слабеет

пропор­ционально росту его беспокой­ства). Если человек начинает нервничать

по поводу кратков­ременных задержек в работе своей памяти, то он только

ухудшает положение. Для ком­пенсации снижения умствен­ной активности нужно

обу­читься новым стратегиям мышления, облегчающим и ус­коряющим извлечение

инфор­мации из памяти, тогда будет обеспечена её нормальная рабо­та до

глубокой ста­рости.

От чего зависит качество памяти?

С возрастом память слабе­ет, но эффективность ее рабо­ты неодинакова у

пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородны­ми в этом

отношении являют­ся люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испы­тывают

много идентичных трудностей в отношении дея­тельности памяти. В частно­сти, у

них более короткий, по сравнению с обычным, пери­од концентрации внимания.

Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к спонтанной

орга­низации мыслительного про­цесса. Они не умеют точно оценивать для себя

значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при формировании

ассоциа­ций, относящихся к информа­ции, которую необходимо за­помнить. И те,

и другие плохо фиксируют информацию в памяти. Главное же различие между

детьми и стариками состоит в том, что дети лучше помнят недавние события, в

то время как старики — собы­тия, более удаленные во вре­мени (поскольку новые

впе­чатления они обрабатывают недостаточно эффективно).

В целом память адаптиру­ется к жизненным условиям и нормально функционирует

до глубокой старости, но только если человек постоянно ис­пользует ее. При

недостаточ­ной мотивации она слабеет, часто переключается на рабо­ту в других

сферах.

На качество работы челове­ческой памяти оказывают вли­яние многие факторы.

Главные причины неудовлетворитель­ной работы памяти имеют пси­хологический

характер (за ис­ключением патологических случаев).

Беспокойство и депрессия — вот две основные причины плохой работы памяти в

любом возрас­те. Они целиком овладевают вниманием челове­ка, не давая ему

возможности сосредоточиться на чем-либо другом. В экстремальных эмоциональ­ных

состояниях человек вообще перестает заме­чать внешний мир: вместо этого он

замыкается в собственных переживаниях и таким образом теряет способность

нормально записывать ин­формацию.

Ум такого человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не

остается места ни для чего иного, что могло бы стимулировать память. В

сознании расстроен­ного человека мысль о постиг­шей его неприятности влечет

за собой длинную цепь воспо­минаний о прошлых бедах. Подобное болезненное

состо­яние усугубляется навязчивы­ми мыслями, когда человек силится и не

может вспомнить совсем не относящийся к су­ществу дела факт. Нервное

на­пряжение окончательно бло­кирует память

Если перед вами встанет трудный вопрос, и вы не смо­жете сразу же извлечь из

па­мяти нужную информацию, просто проигнорируйте его, продолжая разговор на

ту же тему. Таким образом, вы су­меете справиться с волнени­ем и не потеряете

нити раз­говора. Кроме того, при этом выигрывается время, необходимое для

восстановления в памяти забытого. Память редко возвращается мгно­венно, и чем

больше факто­ров затрудняют ее работу, тем больше времени требует­ся

подсознанию для поиска нужной информации.

Забыв какое-то слово, чело­век начинает беспокоиться, волнуется, не понимая,

что тем самым он только ухудшает свое положение. У памяти есть парадоксальная

особенность: чем дольше и сильнее мы ста­раемся вспомнить слово, кото­рое

"вертится на языке", тем больше времени требуется нам для сознательного

извлечения его из памяти. Дело в том, что при попытке ускорить процесс

вспоминания мы начинаем нервничать и этим затрудняем работу мозга. Только

переключив внимание на другой пред­мет, мы позволяем нашему подсознанию

занять­ся поиском нужной информации с удобной для него скоростью.

На работу памяти пагубное влияние оказывают все хими­ческие вещества и

медицин­ские препараты, вызывающие состояние сонливости. Список их весьма

длинен. Это успокаивающие сред­ства, антидепрессанты, антигистаминные

препараты и многие антиэпилептики.

Одна из основных причин проблем с памятью заключает­ся в злоупотреблении

снотвор­ными, поскольку ими пользуют­ся чаще и регулярнее, нежели другими

средствами. Снотвор­ные вызывают сонливость и заторможенность, притупляя

бди­тельность и внимание. Анало­гичный эффект обусловливают некоторые

сердечные препара­ты. Нарушение памяти заметно у алкоголиков любого возраста.

Алкоголь снижает способность к обучению и замедляет мысли­тельные процессы, в

результате чего запись и хранение инфор­мации осуществляется некаче­ственно.

Всего несколько глот­ков спиртного достаточно для того, чтобы нарушить

кратков­ременную память. Даже уме­ренные дозы алкоголя пагубно отражаются на

познавательных процессах мозга (абстрактное мышление, обработка информа­ции,

запоминание).

Алкоголь препятствует закреплению следа па­мяти. Однако старая информация,

записанная в трезвом состоянии, не обязательно претерпева­ет искажения. По этой

причине в состоянии алко­гольного опьянения человек способен помнить со­бытия

далекого прошлого и при этом забывает то, что случилось совсем недавно.

Последствия алкогольного опьянения весьма долго сказы­ваются на работе

головного мозга.

У курильщиков ослаблена функция кратковре­менной памяти. У выкуривающих

больше одной пачки папирос в день поражены и визуальная, и вер­бальная виды

памяти.

Избыток кофеина в крови вызывает нервозность, возбу­димость, сердцебиение,

несов­местимые со вниманием. В иде­але, для нормального функци­онирования

памяти мозг дол­жен быть одновременно насто­рожен и расслаблен.

Злоупот­ребление же табаком и кофе лишает человека возможности расслабиться.

Существует много иных физических расстройств, кото­рые плохо сказываются на

функции памяти: повышенное артериальное давление, сахар­ный диабет (даже в

легких формах), заболевания щито­видной железы, последствия анестезии,

снижение слуха и зрения, отравление пестицидами, авитаминоз (особенно

ал­когольный).

Проблемы с памятью воз­никают при различных опухо­лях мозга, хотя последние

про­воцируют в основном эпилеп­сию и нарушение моторной функции организма.

Наиболее опасным забо­леванием, обусловливающим полную или частичную амне­зию

(потерю памяти), является болезнь Альцгеймера. В мозгу

больного катастрофически уменьшается количество нейромедиаторов, ответственных

за работу памяти и внимания. Пораженные уча­стки сначала локализуются в

гиппокампе и в миндалевид­ном ядре, являющемся частью лимбической системы.

Дефицит ацетилхолина в этих участках мозга ведет к роко­вым последствиям.

Больной редко может вспомнить название показываемых ему предметов. Причины,

вызывающие это заболевание, до сих пор еще хорошо не выяснены.

Следует четко представить себе ситуации, в которых внимание имеет

тенденцию к падению: когда нас торопят или на нас давят обстоятельства; когда

нас перебивают или возникают отвлекающие факторы; при пере­утомлении или под

действием лекарств и

ал­коголя; когда мы находимся в привычной обста­новке (из-за потери

бдительности); когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев);

когда мы не понимаем смысла восприни­маемой информации.

Как бороться с рассеянностью?

Рассеянность обусловлена не плохой памятью человека, а недостатком внимания к

некоторым повседневным вещам, столь необходимым в момент записи информации.

Большая часть неприятных случаев с забывчивостью свя­зана с автоматическими

дей­ствиями. Например, мы бес­сознательно запираем дверцу автомобиля, а потом

не можем вспомнить, заперли ее или нет. Или солим суп, не прерывая разговора

с соседом по столу, а через несколько минут вновь хватаемся за солонку.

Первое необходи­мое условие для избавления от привычного автоматизма

дви­жений или действий — пауза.

Спешка — главный враг в борьбе с забывчивостью и рассеянностью.

Второй принцип коррек­тировки внимания — уме­ние сосредоточиться на дан­ном

моменте. По-научному это означает осуществить мыс­ленный процесс,

ориентиро­ванный на решение конкрет­ной задачи, не распыляясь на другие

проблемы.

Третий принцип — незамедлительность действия. Как только вы столкнулись с

мелкой проблемой, требую­щей незначительного времени для ее разрешения,

немедлен­но выполните ее либо подго­товьте условия, чтобы сделать это в

ближайший подходящий момент.

Правда, существуют ситу­ации, когда концентрация вни­мания просто невозможна.

Са­мая ужасная из них - депрес­сия, при которой мрачные мысли целиком

завладевают сознанием человека. Подстать ей - эмоциональный стресс, спешка,

отключение от темы, посторонние помехи. Во всех этих случаях мы лишаем себя

способности собраться с мыс­лями и продумать свои бли­жайшие действия.

При усталости лучше отло­жить на время выполнение трудных заданий и принятие

серьезных решений.

Эмоции в большой степе­ни влияют на нашу память. Как позитивные, так и

нега­тивные, эмоции буквально "впечатываются" в нашу па­мять. Они отбирают

для нас наиболее важную информа­цию. В основном мы долго помним вещи и

события, ко­торые нас глубоко тронули, потрясли, шокировали, порадовали или

сильно раздоса­довали.

Работа подсознательной памяти в большой степени за­висит от настроения, при

кото­ром происходила запись ин­формации.

Проблемы со вниманием нередко имеют корни в раннем детстве. Замечено, что

недо­статок внимания у детей бывает, обусловлен их гиперактивностью. Во

взрослом состоянии у людей, бывших в детстве гиперактивными, снижена

метаболическая активность мозга и, следовательно, повышена

предрасположенность к рассеянности внимания.

Исследования показали, что в па­мяти окружающих людей остаются поступки,

которые не приходят в голову другим. Эмоции, юмор, остроты, метафо­ры — все

неожиданное оставляет более яркий след у людей. Прибегая к помощи этих средств,

вы будете производить в памяти других незабы­ваемое впечатление.

.


No Image
No Image No Image No Image


No Image
Все права защищены © 2010
No Image