ОДНОМЕСТНЫЕ ПОРШНЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ

 
 

ФОККЕ-ВУЛЬФ

В начале лета 1941 г., еще перед поступлением в части FW 190, в Бремене уже занялись его усовершенствованием; причиной этого среди многих других были проблемы с двигателем BMW 801 и неудовлетворительные высотные характеристики нового истребителя. Работы вылились в исследование под названием «Проекты и характеристики одноместного истребителя с находящимися в разработке двигателями» от 1 августа 1941 г.

Под руководством инженера Миттельхубера проектный отдел исследовал следующие варианты:

  • FW 190 с двигателем BMW 801E
  • FW 190 с двигателем DB 603
  • FW 190 с двигателем DB 614 (DB 603 с двойным турбокомпрессором)
  • FW 190 с двигателем BMW P8019
  • одноместный истребитель с двигателем Jumo 222, на базе увеличеного FW 190
  • одноместный истребитель с двигателем BMW 802, при этом речь шла о новом проекте на основе FW190
  • одноместный истребитель с двигателем BMW 803 - совершенно новая двухбалочная схема самолета с центральным фюзеляжем

На основании этого обширного исследования Миттельхубер пришел к двум следующим основным выводам, оказавшим значительное влияние на дальнейшее развитие истребителей «Фокке-Вульф»:

«При соответствующих условиях прирост мощности двигателя на скоростях свыше 760 км/ч сопровождается таким увеличением его веса и размеров, что появляется необходимость использовать другой тип силовой установки, оснастив истребитель реактивным двигателем».

И в отношении высотных истребителей:

«...Из тактических соображений должны будем поэтому требовать для истребителей большего потолка, так что в весовом и мощностном отношении наилучшим решением будет оборудование моторов двухступенчатым компрессором. При этом размах крыла и его площадь должны определяться только исходя из максимального допуска на посадочную скорость и минимальных требований в отношении маневренности».

Руководствуясь этими выводами, фирма «Фокке-Вульф» обеспечила себе успех самолетом Та 152 и сумела избежать ложного пути в виде машин Me P1091 или Блом и Фосс BV 155.

Одноместный истребитель с двигателем BMW 802 (от 24 июня 1941 г.)

18-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения (без капота)

 

Экипаж: пилот в бронированной герметичной кабине
Силовая установка (по состоянию на 9.06.1941): 1xBMW 802 взлетной мощностью 2600 л.с.; при этом речь идет о 18-цилиндровом моторе воздушного охлаждения (двухрядная звезда) с трехскоростным одноступенчатым компрессором, сохраняющим на высоте 12 км номинальную мощность 1600 л.с.

Двигатель был снабжен специально разработанным фирмой «BMW» капотом, уменьшающим аэродинамическое сопротивление; в комплекте с мотором поставлялся четырехлопастный воздушный винт изменяемого шага диаметром 3,8 м.

Альтернатива (эскизный проект не принят): 1 х BMW Р8011 взлетной мощностью 2800 - 2900 л.с.; здесь речь идет о BMW 802 с двумя турбонагнетателями и двумя соосными воздушными винтами изменяемого шага.

Дальнейшими указаниями эскиз был использован для разработки варианта с двигателем BMW 802.

Одноместный истребитель "Фокке-Вульф" с двигателем BMW 802. На рисунке представлен с двумя винтами

 

Размеры  
Размах крыла: 12500 мм
Площадь крыла: 26,0 м2, удлинение: 6,0
Полная длина: 11300 мм
Наибольшая высота: 3800 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 4475 кг
Взлетный вес: 5400 кг
Макс, удельная нагрузка на крыло: 208 кг/м2
Вооружение: бомбовая нагрузка до 500 кг, или два топливных бака по 300 л в перегрузочном варианте, или, на выбор, две 50-кгбомбы на внешних подвесках крыла.

Насколько реалистична была эта концепция фирмы «Фокке-Вульф», показывает появившийся несколько ранее американский истребитель Чане Воут F4U «Корсар», который по весо-габаритным и летным характеристикам был подобен этому проекту.

В отличие от Германии, США в достаточном количестве располагали звездообразными моторами такой мощности.

«Корсар» практически подтвердил точность расчетов немецких инженеров.

В то время как F4U-4 с одним двигателем «Дабл Уосп» R-2800-18W взлетной мощностью 2450 л.с. достиг скорости 714 км/ч на высоте 8 км, сотрудник отдела механики полета фирмы «Фокке-Вульф» Войгтсбергер получил для своего проекта расчетную скорость 725 км/ч.

Истребитель с двигателем BMW 803

28-цилиндровый звездообразный двигатель BMW803 жидкостного охлаждения

Этот проект демонстрирует влияние двухбалочной схемы FW189, в отличие от всех других эскизов и набросков, более или менее ведущих обратно к схеме FW190. После того как фирма «Фокке-Вульф» еще раз переработала предложение 1943 г., оно послужило основой для схемы «Флитцера» с одним реактивным двигателем, первые чертежи которого появились в декабре 1943 г.

Одноместный истребитель с двигателем BMW 803 (от 24 июня 1941 г.)

Одноместный истребитель "Фокке-Вульф" с двигателем BMW 803

 

Экипаж: пилот в бронированной герметичной кабине
Силовая установка (по состоянию на 15 мая 1941 г.): 1 х BMW 803, 28-цилиндровый счетверенный звездообразный двигатель жидкостного охлаждения класса мощности 4000 л.с. с двумя трехлопастными соосными винтами изменяемого шага диаметром 3,2 м (максимальная мощность на высоте 3,1 км - 3925 л.с.)
Размеры  
Размах крыла: 13200 мм
Площадь крыла: 35,0 м2, удлинение: 4,98
Полная длина: 13800 мм
Наибольшая высота: 3200 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 6325 кг
Взлетный вес: 7500 кг
Макс, удельная нагрузка на крыло: 214 кг/м2
Летные данные  
Максимальная скорость: 730 км/ч на высоте 9 км
Скороподъемностьуземли: 18,9 м/сек
Практический потолок: 11200 м
Время набора высоты 8 км, 10 км 9,5 мин, 15,7 мин
Продолжительность полета: 1,5 часа на высоте 9 км
Военное оснащение  
Вооружение: 4 неподвижно установленных пулемета MG 151 в передней части фюзеляжа для стрельбы вперед. Возможна была установка двух крупнокалиберных пушек с одновременным размещением 2-4 пулеметов в корневой части крыла.
Подвесное вооружение и сбрасываемая нагрузка: по одной 250-кг или 500-кг бомбе на внешней подвеске под крылом на каждой балке хвостового оперения или два топливных бака по 300 л.

Когда через два года конструкторское бюро переработало проект, система охлаждения двигателя стала совершенно иной. Размещенный по бокам фюзеляжа кольцевой радиаторе нагнетателем уступил место барабанным радиаторам на хвостовых балках. Во втором варианте оба радиатора были расположены вместе в носовой части фюзеляжа.

Истребитель с двигателем BMW 803 (апрель 1943 г.)

Истребитель "Фокке-Вульф" с двигателем BMW 803/II

 

Экипаж: пилот на катапультируемом кресле в герметичной кабине
Силовая установка: 1 x BMW 803,28-цилиндровый счетверенный звездообразный двигатель водяного охлаждения с непосредственным впрыском топлива класса мощности 4000 л.с. с двумя соосными винтами изменяемого шага диаметром по 3,8 м
Размеры  
Размах крыла: 15500 мм
Площадь крыла: 40 м2, удлинение: 6,0
Полная длина: 13700 мм, 14300 мм с носовым радиатором
Наибольшая высота: 4705 мм (диск вращения винта)
Веса (приблизительно)  
Взлетный вес 8500 - 9000 кг
Летные данные: не сохранились
Военное оснащение  
Вооружение: 2 х MG 151/20 калибра 30 мм и 2 х MG 103 калибра 30 мм в передней части фюзеляжа слева и справа от кабины экипажа

Истребитель и истребитель-бомбардировщик с двигателем Jumo 222 C/D (от 22 октября 1942 г.)

Двигатель Jumo 222C/B с колпаком передаточного механизма

Когда летом 1942 г. появилось постановление о серийном производстве двигателя Jumo 222, перед Куртом Танком встал вопрос о том, пригоден ли этот большой и тяжелый «бомбардировочный» двигатель также и для тяжелого истребителя завоевания господства в воздухе и самолета тактической поддержки войск.

В виде FW 190 с мотором Jumo 222 проектный отдел занялся в сентябре - октябре 1942 г. новым проектом, который уже значительно отличался от истребителя, находящегося в серийном производстве.

Расположение двигателя на самолете демонстрирует сходство машины с американскими истребителями Белл Р-39 «Аэрокобра» и Белл Р-63 «Кингкобра».

Истребитель «Фокке-Вульф» с двигателем Jumo 222

 

Силовая установка: 1 х Jumo 222C/D, многорядный двигатель водяного охлаждения взлетной мощностью 3000 л.с.; винтдиаметром 4,39 м приводился в движение с помощью передаточного механизма и длинного вала
Размеры  
Размах крыла: 11500 мм
Площадь крыла: 22,3 м2, удлинение: 5,93
Полная длина: 12400 мм
Наибольшая высота: 4050 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 4301 кг - истребитель (1), 4339 кг - истребитель-бомбардировщик (2)
Взлетный вес: 5290 кг (1), 6328 кг (2)
Макс, удельная нагрузка на крыло: 237 кг/м2 (1), 284 кг/м2 (2)
Летные данные: листа с летными характеристиками нет; из вышеописанного можно сделать вывод, что максимальная скорость самолета на высоте 5-6 км должна была составлять около 750 км/ч
Военное оснащение  
Вооружение: 1 х МК 103 калибра 30 мм в качестве «мотор-пушки», стреляющей сквозь втулку винта, и 2 х МК 108 калибра 30 мм в крыле; или 1 х MG 151 калибра 30 мм в фюзеляже и дополнительно в крыле 4 х MG 151 калибра 20 мм и 4 х МК 108 калибра 30 мм; или 2 х МК 103 калибра 30 мм в фюзеляже и дополнительно в крыле 4 х MG 151 калибра 20 мм и 4 х МК 108 калибра 30 мм.
Подвесное вооружение и нагрузка: одна 1000-кг бомба под фюзеляжем или две по 500 кг под крылом в варианте истребителя-бомбардировщика.

До середины марта 1943 г., наряду с проектом истребителя с 2 х BMW 801F, появилось еще много предложений истребителей с двигателями Jumo 222A или С, частично на базе FW190. К сожалению, в качестве единственных сведений обэтих работах сохранились только листки с основными параметрами.

С очередным отказом от использования двигателя Jumo 222 летом 1943 г. все эти замыслы также остались на бумаге.

Когда незадолго до конца войны двигатель Jumo 222 еще раз получил наивысший приоритет, с ним и другими тяжелыми моторами, такими как Аргус As 413 или Даймлер БенцОВбОЗМ, появились новые и аэродинамически значительно более совершенные проекты высотных истребителей.