ПОРШНЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ «С ВЫСОКИМИ ЛЕТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ»

 
 

БЛОМ И ФОСС

Почти как в каждом конкурсе истребителей, и на этот раз наряду с опытным предприятием «Блом и Фосс» соревновались между собой фирмы «Дорнье», «Фокке-Вульф» и «Хеншель».

Представленный проект Р207 в технологическом отношении находился еще на уровне аэродинамики скоростного «истребителя Отто» первых военных лет, но уже последующий проект, Р208, был абсолютно новой, необычной аэродинамической схемы, которой Рихард Фогт придерживался в своих последующих работах до самого конца войны.

Размещение несущих и рулевых поверхностей на Р208, хотя и было признано потом выдающимся решением из-за улучшения летных качеств и уменьшения аэродинамического сопротивления, тем не менее и в настоящее время, несмотря на рекомендации NASA и испытания нескольких самолетов (Рокуэлл XFV-12A), еще не нашло широкого применения в самолетостроении. Но чего нет, то еще может быть.

Блом и Фосс Р207 (июль-август 1944 г.)

Блом и Фосс BV P207/03

На первой стадии известны три разработки, вследствие узконаправленных требований обнаружившие явное сходство с работами фирм «Дор-нье» и «Фокке-Вульф».

О проекте Р207.02, оснащенном Jumo 213J, нет никакой дальнейшей информации. Но он мог соответствовать концепции предложения Р297.02, для которого Фогт предусматривал двигатель Аргус As 413 мощностью 4000 л.с. Этот внешне очень просто изготавливаемый самолет с прямоугольным крылом размахом 12 м и крестообразным хвостовым оперением был вооружен четырьмя пушками МК108 в носовой части фюзеляжа.

Немного уменьшенный и аэродинамически более изящный Р207.03 демонстрирует параллельность со схемой самолета BV P193 для атаки с малых высот, у которого киль также был расположен под хвостовой частью фюзеляжа, чтобы защитить винт от касания земли.

Силовая установка: 1 х DB 603G - 12-цилиндровый, V-образный двигатель жидкостного охлаждения взлетной мощностью 1900 л.с.; толкающий винт диаметром 3,2 м приводился во вращение длинным валом
Размеры (реконструированы)  
Размах крыла: 9900 мм
Площадь крыла: 16,35 м2, удлинение: 6,0; несущая поверхность демонстрирует явное сходство с крылом Me 109E
Полная длина: 9730 мм
Наибольшая высота: 4600 мм
Веса  
Взлетный вес: 4000 кг
Вооружение: 2 х МК 103 калибра 30 мм и 1 х MG 151 калибра 20 мм, неподвижно расположенные в носовой части фюзеляжа

Несмотря на толкающий винт и носовое колесо, проект производил впечатление вынужденного решения, при котором современная аэродинамика была принесена в жертву технологичности для массового производства самолета. К тому же летные качества оказались неудовлетворительными. В августе 1944 г. Фогт решился на разработку абсолютно нового проекта. Он хотел объединить совершенную аэродинамику с внешне простой технологией производства и получил при этом необычайно элегантное, футуристическое решение, которое, естественно, до своей реализации в виде боевого самолета нуждалось еще и в некоторых опытных работах.

Блом и Фосс BV P207/02

Блом и Фосс Р208 (разрабатывался с августа по ноябрь 1944 г.)

Существовало три варианта этого необычного проекта, различавшихся в основном только оборудованием и некоторыми парамеирами веса и размера.

Первый проект с обозначением BV P208.01 предусматривался под двигатель Jumo 222E/F. Одновременно с ним появился Р208.02 немного больших размеров, вероятно, для оснащения двигателем Аргус As 413 мощностью 4000 л.с. Спроектированный несколько позднее (осень 1944 г.), Р208.03 предполагался для использования тяжелых, но серийных двигателей Даймлер Бенц DB 603NnDB603L.

В избранной конструктивной схеме фирма «Блом и Фосс» увидела следующую выгоду:

  1. Простая силовая установка с двигателем в хвостовой части самолета без удлинения вала. Она ожидалась легче, дешевле и проще, и к тому же не принесла бы особых проблем в производстве.
  2. Уменьшенная в целом несущая поверхность, обусловленная коротким фюзеляжем, небольшими крылом и хвостовым оперением, позволяла достичь высокой скорости.
  3. Меньший общий вес из-за более легкой силовой установки и уменьшенных размеров крыла и фюзеляжа.
  4. Более простая технология производства самолета на основе крыла одинаковой хорды, упразднения киля и его рулей.
  5. Меньшая доля дюраля в общем весе планера при значительном использовании стальных листов в легко изготавливаемых силовых панелях.

Эти и некоторые другие особенности конструкции обусловливали мудреную аэродинамику, о которой сам Фогт писал: «Расположенное на законцовках крыла горизонтальное оперение может одновременно выполнять функции элеронов, что дает возможность удлинить посадочные щитки на большую часть размаха крыла. Это увеличит подъемную силу при посадке и приведет к увеличению допустимой удельной нагрузки на крыло».

Очевидной целью проекта было сокращение затрат на хвостовое оперение и рулевые поверхности до абсолютно необходимых. Обусловленная этим величина конструкции означала существенную весовую экономию, сокращение затрат на производство самолета при одновременном улучшении его летных характеристик.

Фирма «Блом и Фосс» финансировала значительные исследовательские и опытные работы по этой машине. Снова и снова главный конструктор самостоятельно изменял, зачастую только в деталях, размещение рулевых и хвостовых поверхностей, варьировал размеры агрегатов и уточнял центровку, но он никогда не отклонялся от своей правильно выбранной концепции.

С переделанным соответствующим образом легким самолетом фирмы «Шкода - Кауба» состоялись также и летные испытания необычной аэродинамики на малых скоростях. Этот путь, проторенный с помощью Р208, упорно продолжался: первые проекты BV P209, BV P210, BV P212 и даже ночной истребитель BV P215 обнаружили по своей схеме, несмотря на наличие реактивного двигателя, явное родство с поршневым истребителем.

Блом и Фосс Р208.03 (от 15 ноября 1944 г.)

В конструкции BV P208 было использовано более 60% стали. Например, стреловидное крыло на добрую половину состояло из жесткой стальной обшивки, под которой размещалось топливо. В изготовленном из дюралюминия коротком фюзеляже располагалась герметичная кабина, сваренная из стальных листов.

Блом и Фосс BV P208.03

 

Силовая установка: 1 х DB 603L, 12-цилиндровый, V-образный двигатель жидкостного охлаждения с двухступенчатым компрессором; охладитель нагнетаемого воздуха перед колесом нагнетателя; взлетная мощность 1825 л.с., с системой MW 50 - до 2100л.с.;четырехлопастный воздушный винт диаметром 3,4 м
Размеры  
Размах крыла: 9500 мм, стреловидность: 30° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 19,0 м2, удлинение: 4,75
Полная длина: 9200 мм
Наибольшая высота: 3460 мм (без учета винта)
Веса  
Вес пустого самолета: 4145 кг
Взлетный вес: 5005 кг с 600 кг топлива
Макс, удельная нагрузка на крыло: 264 кг/м2
Летные данные  
С использованием MW 50 Максимальная скорость: 790 км/час на высоте 9 км
Скороподъемность у земли: 18 м/сек
Практический потолок: 11400 м
Время набора высоты 11,4 км: 27 мин на повышенном и боевом режимах
Дальность: 1230 км на высоте 9 км
Продолжительность полета: 1,85 часа на высоте 9 км
Посадочная скорость:  
Последние два параметра - на максимальном эксплуатационном режиме двигателя
Вооружение: 3 х МК108 калибра 30 мм в оружейном отсеке в носовой части фюзеляжа

Летные характеристики, естественно, только частично удовлетворяли требованиям люфтваффе. Однако DB 603L выпускался серийно на заводе № 90 фирмы «Даймлер Бенц». Состояние работ позволяло немедленно начать проработку деталей.

После того как требования генерального штаба, прежде всего относительно продолжительности полета, вызвали необходимость, по меньшей мере, переделки проекта, а предприятие все интенсивнее занималось реактивными машинами, работы фирмы «Блом и Фосс» над поршневыми истребителями «с высокими летными характеристиками» были прекращены.