ОДНОМЕСТНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ ЗАВОЕВАНИЯ ГОСПОДСТВА В ВОЗДУХЕ С ТРД

 
 

БЛОМ И ФОСС

Подобно всем крупным немецким авиационным предприятиям и этот небольшой завод также занимался разработками почти всех типов самолетов. Вытекающее из этого соперничество со всеми его негативными последствиями и напрасная растрата производственных мощностей были прямым следствием искаженной технической политики, проводимой RLM, которая только в заключительной фазе войны под влиянием министра вооружений Альберта Шпеера вновь стала обретать расплывчатые очертания.

В основанном в 1933 г. отделе самолетостроения гамбургской судостроительной верфи «Блом и Фосс» до 1945 г. появилось не менее 215 проектов; конечно, лишь немногие из них удалось довести до стадии постройки самолетов, а тем более до их серийного производства.

Наряду с известными большими морскими самолетами на чертежных досках возникли прежде всего необычные многоцелевые самолеты, разведчики, пикировщики, истребители-бомбардировщики и, не в последнюю очередь, истребители.

Причиной такой необыкновенно оживленной проектной деятельности были, с одной стороны, те обстоятельства, что завод изготавливал в серии лишь немногие собственные образцы, а с другой - то, что предприятие имело в лице доктора Рихарда Фогта талантливого и плодотворного главного конструктора, охотно покидавшего проторенный путь в науке и суверенностью зрелого мастера вступавшего на новый. Работы Фогта и его сотрудников послужили важным вкладом в развитие авиационной техники.

Вероятно, по требованию RLM, Фогт в конце 1942 - начале 1943 гг. начал разработку реактивного истребителя. О палубном истребителе BV 175 и одноместном BV P190, оснащенном двигателем Jumo 004, нет сведений. Известны только номера проектов. При проектировании BV P197, очень современного вида, и высотного истребителя BV P198 Фогт использовал еще относительно традиционную схему, однако уже в проекте истребителя с двумя реактивными двигателями, Р202, он хотел увязать неудовлетворительные свойства стреловидного крыла на малых скоростях полета с незаурядной идеей: цельноповорот-ным крылом, которое в скоростном полете имело одновременно положительную и отрицательную стреловидность.

С очень своеобразными проектами BV P209, BV P210 и BV P212 фирма «Блом и Фосс» пыталась создать наследника Me 262 с одним реактивным двигателем. Перед этим она разработала под проектным номером 211 - по мнению некоторых специалистов - лучшее предложение для конкурса на «Народный истребитель» сентября 1944 г.

Для своего проекта истребителя Фогт избрал, в отличие от некоторых других своих проектов, симметричную схему. Однако почти в каждом последующем чертеже было вдоволь его новых идей, которые в отдельных случаях требовали тщательных, а иногда также и длительных испытаний. Тем не менее Фогт никогда не терял здравого смысла в своих выходящих за привычные рамки работах. Он сам доказал это, например, необычным несимметричным разведчиком BV141. В 1970-е гг. это подтвердили в NASA, доказав летными испытаниями функциональную пригодность его поворотного крыла.

Ответственные представители в RLM, точнее в техническом отделе авиационного вооружения (TLR), во многих случаях были не в состоянии согласиться с идеями Фогта. Ввиду сложившейся ситуации затраты на исследовательские и конструкторские работы казались им чересчур высокими.

Блом и Фосс BVP197 (август 1944 г.)

Блом и Фосс ВV Р197

Единственный очень чистый в аэродинамическом отношении проект истребителя с двумя реактивными двигателями, подобными тем, которыми оснащался Me 262. Представители Гамбурга продемонстрировали, по меньшей мере в своих расчетах, что летные характеристики Me 262, особенно его скорость, можно намного превзойти благодаря использованию современной аэродинамики.

Не ясно было, при затруднительной в некоторой степени ситуации с воздухозаборниками, как хотели конструкторы улучшить несущие качества стреловидного крыла в полете на малых скоростях, так как на сохранившемся оригинале чертежа не обозначено никаких вспомогательных устройств, подобных щиткам и закрылкам. Самолет отчетливо напоминает по своей схеме многие удачные машины послевоенного времени.

Силовая установка: 2 x Jumo 109-004 статической тягой по 890 кг или 2 х BMW 109-003 статической тягой по 800 кг
Размеры  
Размах крыла: 11100мм, стреловидность: 35° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 20,5м2, удлинение: 6,0
Полная длина: 9000 мм
Наибольшая высота: 3640 мм
Веса  
Взлетный вес: 7100 кг (c Jumo 004)
Макс, удельная нагрузка на крыло: 346 кг/м2
В весовом отношении проект приблизительно соответствует Me 262
Летные данные (с 2 х Jumo 004)  
Максимальная скорость: 1060 км/час на высоте 8 км
Скороподъемность у земли: 21 м/сек (высота 10 км достигалась за 10,1 мин)
Практический потолок: 12500 м
Вооружение: 2 х МК 103 калибра 30 мм и 2 х MG151/15 калибра 15 мм

Автоматическая пушка МК 412

Блом и Фосс BVP 198 (эскиз 1944 г.)

Блом и Фосс BV P198

Для того, чтобы бороться с армадами бомбардировщиков союзников и скоростными высоколетящими разведчиками, ВВС с давних пор требовали высотный истребитель, превосходящий «Москито» по характеристикам.

«Мессершмитт» (позднее «Блом и Фосс») и «Фокке-Вульф» долгое время пытались создать для этой цели специальный самолет на базе своих образцов Me(Bf) 109 или FW 190. Естественно, поршневой самолет из-за своего сложного оборудования для решения такой задачи требовал больших затрат на разработку (установка компрессора, промежуточного охладителя и т.д.). Кроме того, существовала опасность повышения веса пустого самолета, что, по меньшей мере, частично свело бы на нет достигнутое на заданной высоте улучшение летных данных.

Хотя высотные характеристики реактивного двигателя еще не были полностью известны, однако этот вид двигателя позволял создать простой в производстве, превосходный самолет. Последовательным образом Фогт спроектировал несложный и аэродинамически беспроблемный планер под самый мощный в то время реактивный двигатель BMW 108-018, находившийся в стадии разработки. Этим он надеялся с запасом достигнуть требуемыхлетных качеств истребителя.

Очевидно, предложение Р198 использовалось и для сравнения.

Силовая установка: 1 х BMW 109-018 статической тягой 3400 кг
Размеры  
Размах крыла: 15000 мм, стреловидности нет
Площадь крыла: 33,5 м2, удлинение: 6,7
Полная длина: 12800 мм
Наибольшая высота: 4600 мм
Веса  
Взлетный вес: 7250 кг
Макс, удельная нагрузка на крыло: 216 кг/м2
(для сравнения: Фокке-вульф Та 152Н - 205 кг/м2)
Летные данные  
Максимальная скорость: около 1000 км/час
Скороподъемность у земли: 45 м/сек
Практический потолок: 15800 м
Дальность: 1500 км
Вооружение: 1 х МК 412 калибра 55 м (модификация МК 112) и 2 х MG 151/20 калибра 20 мм

О последующем проекте высотного истребителя с проектным номером Р199 нет сведений. Этот проект с двигателем Jumo 004 значительно меньшей тяги был задуман, вероятно, как «немедленное решение».

Блом и Фосс BV Р202 (эскиз 1944 г.)

После того как проходившие с 1939 г. интенсивные исследования стреловидного крыла выявили не только предполагаемое его преимущество в скоростном полете, но также и негативные черты - например, в полете на малых скоростях и в особенностях конструкции, -Фогт попытался устранить эти недостатки с помощью использования цельноповоротного крыла.

В июле 1944 г. и Мессершмитт в своем проектном бюро исследовал эту необычную форму изменения стреловидности, прежде чем окончательно перейти к частично поворотному крылу, установку которого он предусмотрел на своем истребителе Р1101 и которое после войны было реализовано на американском реактивном самолете Белл Х-5.

NASA около 25 лет спустя вновь «изобрело» цельноповоротное крыло и довольно успешно испытало его на опытном самолете с косым крылом NASA/Ames AD-1, впервые взлетевшем 21 декабря 1979 г.

Кроме того, планировалось практическое использование этого необычного принципа в гражданском самолете, что приходится ожидать и в настоящее время.

Силовая установка: 2 х BMW 109-003 статической тягой по 800 кг
Размеры  
Крыло разворачивалось на 35°, компенсация поперечного момента и момента рыскания автоматическая
Размах крыла: 11980 мм при неразвернутом крыле; 10060 мм при крыле, развернутом на 35°
Площадь крыла: 20 м2
Полная длина: 10450 мм
Наибольшая высота: 3700 мм
Веса  
Взлетный вес: 5400 кг
Макс, удельная нагрузка на крыло: 270 кг/м2
Вооружение: 2 х МК103 калибра 30 мм слева и справа в передней части фюзеляжа и 1 х MG 151/20 калибра 20 мм непосредственно в носовой части фюзеляжа