ОДНОМЕСТНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ ЗАВОЕВАНИЯ ГОСПОДСТВА В ВОЗДУХЕ С ТРД

 
 

ХЕЙНКЕЛЬ

Хейнкель Не 280, испытания с макетами двигателей

Имя Эрнста Хейнкеля неразрывно связано с двумя выдающимися достижениями в истории авиации. Это создание первого в мире самолета Не 176 с жидкостным ракетным двигателем и первого в мире реактивного самолета Не 178. Силовая установка последней эпохальной машины, которая впервые взлетела 27 августа 1939 г., была также родом из фирмы «Хейнкель». В обоих случаях решающей движущей силой проектов был сам Эрнст Хейнкель. Он, также как и Мессер-шмитт, считал своей обязанностью построить самый скоростной самолет в мире.

Создание превосходного скоростного истребителя он рассматривал в качестве своей кровной задачи.

После того как RLM прекратило испытания и дальнейшее совершенствование ракетного самолета Не 176, Хейнкель, проведя успешное опробование экспериментального истребителя Не 178, попытался получить заказ на серийное производство еще одного истребителя, Не 280 с двумя реактивными двигателями. Однако по различным причинам значительная удача оказалась ему недоступна. Его сопернику Мессершмитту удалось добиться признания со своими конструкциями фронтового истребителя с поршневым двигателем (Me 109), перехватчика с ракетным двигателем (Me 163), а также реактивного самолета с двумя двигателями (Me 262).

Несмотря на такое положение дел, завод Хейнкеля оставался до самого конца войны занятым работами над реактивными самолетами, все вновь и вновь обращая на себя внимание необычными техническими предложениями.

В 1943 г., после директивы RLM, появился первый проект истребителя Хейнкеля под двигатель Jumo 004, обозначенный Р1069, который по схеме соответствовал Проекту 2 фирмы «Фокке-Вульф» июня 1943 г. В том же году возникло еще два проекта истребителей, поскольку среднеплан Р1069 с прямым крылом был явно неудовлетворителен по своим летным характеристикам. Руководитель проектного бюро Хейнкеля, Зигфрид Гюнтер, пошел новым путем: техническое предложение Р1070 было бесхвосткой с двумя реактивными двигателями, в то время как аналогичным образом оснащенный двумя реактивными двигателями Юнкере Jumo 004, самолет проекта Р1071, имел ассиметричное расположение фюзеляжа.

К сожалению, авторы не получили достоверных сведений об этих работах.

Очень интересный замысел представлял собой проект Р1073 от июля 1944 г. В данном случае Зигфрид Гюнтер представил техническое предложение истребителя, который, вероятно, был первой в истории авиации конструкцией такого типа. Основу проекта составили запатентованные фирмой «Юнкере» в марте 1944 г. базовые работы для «правила площадей».

Первый проект для конкурса на «Истребитель с одним ТРД, дешевой конструкции, с двигателем BMW 003», возникший в рамках так называемой «силовой акции», Гюнтер самостоятельно вывел из Р1073. Вполне логично, что первые документы, изготовленные в сентябре 1944 г., также несли это обозначение. Хейнкель получил субсидию, и самолет был в кратчайшее время построен под номером RLM 8-162.

Со своим предложением «наследника Me 262» Гюнтер почти не имел успеха. Поэтому в начале 1945 г. он решился на совершенно новый проект, получивший обозначение Р1078. Естественно, этот дерзкий проект не нашел поддержки у подключившегося в качестве эксперта DVL*. Критике подверглись прежде всего недостаточная максимальная скорость и «рискованная» схема. Эта оценка побудила официальные службы отказать в предоставлении заказа Хейнкелю на опытно-конструкторские работы. Летом 1945 г. Зигфрид Гюнтер с частью своего коллектива работал над этим проектом под американским арестом в Пенцинге под Ландсбергом и разработал еще многие его варианты.

Скоростной реактивный истребитель Р1073 (июль 1944 г.)

Скоростной истребитель Хейнкель Не Р1073

Подобно фирме «Блом и Фосс» с BV P197, Хейнкель также попытался по заданию RLM улучшить летные качества Me 262 с помощью использования современной аэродинамики. В первую очередь он должен был достичь большей скорости, принимая во внимание ожидаемое применение вражеских истребителей с ТРД. Кроме того, инженеры-проектировщики предусматривали установку на самолете более мощных двигателей.

В описании конструкции об этом говорится так: «Поскольку в боях должны будут использоваться неприятельские одноместные реактивные истребители, то не следует более рассчитывать на превосходство Me 262, так как его традиционная схема с нестреловидным крылом и размещением мотогондол на плоскостях имеет большое сопротивление в полете».

Это касалось и правила площадей. Далее в тексте следовало: «Только значительное улучшение критической скорости по отношению к Me 262 оправдывает новый проект. Это улучшение делает возможным использование не только тонких плоскостей большой стреловидности, но и прежде всего значительно улучшенное размещение мотогондол».

И в заключение: «Реактивный истребитель Р1073 был спроектирован под двигатель HeS 011. До серийной готовности этого агрегата на самолете будет установлен Jumo 004, который позволит достигнуть меньшей, но все же значительно большей, чем у Me 262, максимальной скорости».

Характеристики по листку данных Хейнкеля № 1417 а.

Силовая установка: 2 х Хейнкель HeS 011 статической тягой по 1300 кг (1) или 2 х Юнкере Jumo 004C статической тягой по 1015 кг (2)
Размеры  
Размах крыла: 12000 мм, стреловидность: 35° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 22 м2, удлинение: 6,5
Относительная толщина профиля: 10%
Полная длина: 10320 мм
Наибольшая высота: 3400 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 4410 кг (1)
4110 кг (2)
Взлетный вес: 6100 кг (1)
5800 кг (2)
(каждый с 1500 кг топлива, размещенного в фюзеляже)
Макс, удельная нагрузка на крыло: 277 кг/м2 (1)
264 кг/м2 (2)
Летные данные  
Максимальная скорость: 1010 км/час (1)
940 км/час (2)
Скороподъемность у земли: 35 м/сек(1)
31 м/сек(2)
Практический потолок: около 14000 м (1)
около 12000 м (2)
Время набора высоты 11 км: 10 мин (1)
14,5 мин (2)
Дальность: 1000 км
Макс, продолжительность полета: 59 мин (1)
76 мин (2)
(с 1000 кг топлива в двух подвесных баках под крылом)
Дальность: 1500 км (1)
1600 км (2)
Макс, продолжительность полета: 100 мин (1)
128 мин (2)
Вооружение: 3 х MG 151/20 калибра 20 мм под сиденьем пилота, слева и справа от кабины

У однодвигательной модификации Р1073 двигатель находился под фюзеляжем, что сразу же стало предметом критики в люфтваффе из-за его близости к земле, а также из-за размещения носовой стойки шасси непосредственно перед воздухозаборником ТРД.

С другой стороны, сотрудники Хейнкеля убедились, что размещенный под фюзеляжем реактивный двигатель улучшает обзор из кабины и упрощает покидание самолета с парашютом. В случае верхнего размещения двигателя оставался неясным пункт о поведении потока воздуха перед воздухозаборником ТРД из-за завихрений, вызванных фонарем кабины.

Тем не менее RLM в этом вопросе проявило несговорчивость и, таким образом, из проекта Р1073 появилось Предложение «Народного истребителя», или «истребителя с высокими летными характеристиками» с двигателем HeS 011 в схеме «Хукепак» («на спине»).

Хейнкель Не 178 - первый самолёт с турбо-реактивным двигателем