МНОГОМЕСТНЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ С ТРД

Опытный самолетS.0.4050 «Вотур»

Основной задачей тяжелых или многоместных истребителей в первые военные годы была борьба с истребителями противника над его территорией. Самолет такого типа должен был в первую очередь защищать собственные бомбардировщики. Скованный в маневре из-за невозможности покинуть строй, он находился в неблагоприятном положении, поскольку не мог полностью использовать свои тактические преимущества. Поэтому тяжелый истребитель нуждался в превосходных летных качествах наряду с большой дальностью полета.

Последний пункт получил основной приоритет прежде всего из-за недостатков Me 110, который никогда не мог качественно выполнять такие задачи. Наряду с необходимым количеством топлива был также нужен второй член экипажа, который взял бы на себя обязанности штурмана и радиста и одновременно обслуживал бы оборонительное вооружение. Таким образом, конструкторы находились в незавидном положении, наделяя относительно большой и тяжелый самолет летными качествами, которые должны были быть выше, чем у вражеских истребителей. Такое превосходство мог обеспечить только реактивный двигатель, однако вначале обещающий высокий расход топлива и, как следствие, сравнительно небольшую продолжительность полета.

В последние годы войны обстоятельства изменились. Согласно новым требованиям, задачи, возлагаемые на подобные самолеты, частично перераспределялись и пересматривались. В противовоздушной обороне рейха тяжелые истребители должны были образовать так называемый «второй эшелон перехватчиков». Так как фронт все ближе перемещался к границам Германии, сокращалось время раннего оповещения о налетах противника. Теперь в равной мере с максимальной скоростью определяющей характеристикой истребителя-перехватчика стала скороподъемность. Экстремальный тип подобного самолета, способного защищать наземные «точечные» объекты, как это делал Me 163, в дальнейшем не мог гарантировать выполнение поставленной задачи.

Казалось рациональней многократно атаковать тяжеловооруженные вражеские бомбардировщики, защищенные эскортом истребителей, и по возможности использовать в боях сбрасываемое вооружение.

Тяжелый истребитель приближался к варианту самолета, который,обладая крупнокалиберным вооружением, должен был бороться почти исключительно с бомбардировщиками и при этом состоять в прямом родстве с хорошо оснащенным электронным оборудованием ночным истребителем.

Естественно, что относительно большой самолет при соответствующем изменении набора своего оборудования мог выполнять различные боевые задачи. Такое представление о его использовании имело много общего с обсуждаемыми проектами многоцелевого самолета.

Эти проекты проложили путь к авиационным системам оружия послевоенного времени.

Разработки основополагающего «тяжелого истребителя с реактивным двигателем» встречаются довольно редко.

Победители с большим интересом изучали немецкую концепцию тяжелого и всесторонне оснащенного всепогодного истребителя. Их потребность в самолете такого типа была очень велика. Во Франции появился подобный Мессершмитту Р1099 Зюд Авиасьон S.O. 4050 «Вотур», в Англии - Де Хевилленд 110, в Швеции - Сааб J-31 «Лансен», в Советском Союзе - Яковлев Як-25 и, наконец, в США - Нортроп F-89 «Скорпион», а также Мак-донелл F-101 «Вуду».