«НАРОДНЫЙИСТРЕБИТЕЛЬ»-ПЕРЕХВАТЧИК НИЗКОЛЕТЯЩИХ САМОЛЕТОВ

 
 

БЛОМ И ФОСС

Рихард Фогт первоначально колебался, участвовать ли ему в конкурсе вообще. Однако затем он и инженер Ганс Амтман в сжатые сроки (всего за три недели) разработали три необычных, совершенно разных технических предложения.

При первом сравнительном анализе он противопоставил бесхвостому BV P210, разработанному из BV P208, более традиционный BV P211, предусматривавший стреловидное крыло и хвостовое оперение. Принимая во внимание необычность конструкций, Фогт решился на представление проекта 211.

На совещаниях 14 и 19 сентября у присутствовавших полное одобрение получила прежде всего типичная для фирмы «Блом и Фосс» простая и дешевая конструкция. Конечно, самолет Хейн-келя Р1073, не полностью удовлетворявший требованиям по продолжительности полета, был значительно легче и имел лучшие летные данные. Кроме того, у машины Хейнкеля гораздо проще осуществлялась замена двигателя на более мощный - Зигфрид Понтер продемонстрировал это многократно.

Когда стало ясно, что для предусмотренной скорости стреловидные крылья едва ли принесут ощутимую пользу, но, с другой стороны, увеличат вес и риск разработки, фирма «Блом и Фосс» переделала проект, в котором крылья и стабилизатор стали совершенно прямыми, с одинаковой хордой. Но время для представителей Гамбурга было уже безвозвратно потеряно, и, кроме того, едва ли этот, несомненно, простой самолет был в состоянии потягаться в летных характеристиках с Не 162. Этот аспект также должен быть принят во внимание при анализе процесса принятия решения.

Блом и Фосс Р210 (от 14 сентября 1944 г.)

«Народный истребитель» фирмы «Блом и Фосс» BVP210

Изготовленный в значительной мере из стали, самолет имел в качестве несущего элемента традиционную для фирмы трубчатую балку, которая одновременно служила воздуховодом двигателя. На этом центральном агрегате монтировались все основные узлы и агрегаты. Некоторые агрегаты соответствовали конструкции BV P208.

Силовая установка: 1 х BMW 003 А-1 статической тягой 800 кг; предусматривалось использование ракетного ускорителя
Размеры (частично реконструированы):  
Размах крыла: 8400 мм, стреловидность: 30° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 15 м2, удлинение: 4,7
Полная длина: 7100 мм
Наибольшая высота: 2600 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 2480 кг
Взлетный вес: 3400 кг с 750 кг топлива
Макс, удельная нагрузка на крыло: 227 кг/м2
Летные данные Летные данные могли быть немного выше значений, требуемых конкурсом. Точных сведений не имеется. Из-за относительно большого взлетного веса самолет имел проблему с требуемой длиной разбега (500 м)
Длина разбега: 1020 м, 500 м - только с ракетным ускорителем
Вооружение: 2 х МК108 калибра 30 мм, неподвижно установленные в передней части фюзеляжа для стрельбы вперед

Блом и Фосс Р211.01 (от 14 сентября 1944 г.)

«Народный истребитель» фирмы «Блом и Фосс» BVP211.01

Альтернативный проект обычной конструкции для BV P210; Амтман использовал для этого предложения элементы конструкции и стреловидное крыло от Р210. Несущий элемент, сварная трубчатая балка, благодаря тривиальному удлинению, оказалась пригодной и как носитель хвостового оперения.

Силовая установка: 1 х BMW 003 А-1 статической тягой 800 кг
Размеры  
Размах крыла: 8400 мм, стреловидность: 30° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 15 м2, удлинение: 4,7
Полная длина: 8700 мм
Наибольшая высота: 2700 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 2580 кг
Взлетный вес: 3500 кг с 750 кг топлива
Макс, удельная нагрузка на крыло: 233 кг/м2
Летные данные Заводских сведений не имеется; представлены данные из опубликованных материалов, за точность которых нельзя поручиться
Максимальная скорость: 860 км/час на высоте 8 км
Скороподъемность у земли: 17,8 м/сек
Практический потолок: 11100 м
Длина разбега: 800м по травяному аэродрому
Вооружение: 2 х МК 108 калибра 30 мм, неподвижно установленные в передней части фюзеляжа для стрельбы вперед

При получении заказа на изготовление этот самолет был бы первым истребителем в мире, оснащенным стреловидным крылом. Но это создавало и определенный риск. Фогт опирался в своей аргументации прежде всего на простое, «материа-лоэкономичное», производство. В итоге он заметил: «... что предложенный проект должен привести к самолету, который окончательно разгрузит сектор легких металлов нашей сырьевой промышленности и одновременно принесет экономию рабочих затрат». В то же время он указал на хорошую обслу-живаемость машины и вытекающую из этого высокую готовность ее к использованию. Такие доводы были встречены с сочувствием. Однако официальная сторона затягивала объявление решения, и Фогт не находил себе места.

Блом и Фосс Р211.02 (от 29 сентября 1944 г.)

«Народный истребитель» фирмы «Блом и Фосс» BVP211/2

Для того чтобы исключить любые неожиданности и уложиться в сжатые сроки, Фогт значительно упростил аэродинамическую схему проекта 211.01. При этом он использовал свой опыт разработки планирующего истребителя BV 40, применив подобные крыльевые и хвостовые поверхности.

Для сравнения тактико-технические данные самолета фирмы «Блом и Фосс» дополнены данными из отчета Хейнкеля 105/44 «Реактивный истребитель Р1073» от 23 сентября 1944 года. Значения Хейнкеля находятся в скобках.

Силовая установка: 1 х BMW 003 А-1 статической тягой 800 кг
Размеры  
Размах крыла: 7600 мм (7200)
Площадь крыла: 12,87 (11,16) м2, удлинение: 4,49 (4,65)
Полная длина: 8060 (8650) мм
Веса  
Вес пустого самолета: 1930 (1868) кг
Взлетный вес: 2760 (2571) кг с 420 (475) кг топлива (цифра Хейнкеля исправлена от руки на 2750 кг). Фактически Хейнкель Не 162А-1 весил в целом 1805 кг. У Р211.02 в крыле могло быть размещено дополнительно 490 л топлива
Макс, удельная нагрузка на крыло: 214,5 (230) кг/м2
Летные данные  
Максимальная скорость: 767 (840) км/час на высоте 6 км
Скороподъемность у земли: 14,05 (21,5) м/сек
Практический потолок: 11000 м (11700)
Время набора высоты 6 км: 10 (6,6) мин
Дальность: макс. 550 (560) км без дополнительного топлива
Длина разбега: 800 (800) м по грунту, Это значение могло быть значительно уменьшено с помощью вспомогательных устройств для взлета
Вооружение: 2 х МК 108 калибра 30 мм, неподвижно установленные в носовой части фюзеляжа для стрельбы вперед

Хотя достоинства данного проекта фирмы «Блом и Фосс» несомненно, тем не менее по отношению к Р1073 (Не 162) обнаружились и некоторые недостатки:

  • более низкие летные характеристики, обусловленные, очевидно, среди прочего, длинным (около 2,5 м) подводом воздуха к двигателю и высоким сопротивлением самолета в полете из-за консервативной «прямоугольной» конструкции;
  • воздухозаборник двигателя находился всего лишь на расстоянии около 1,2 м от земли, создавая опасность засасывания в него чужеродных тел на полевых аэродромах, и, не в последнюю очередь,
  • большой риск повреждения двигателя при вынужденной посадке.

Несмотря на то что 30 сентября последовало предоставление Хейнкелю официального заказа, Фогт вплоть до 4 октября еще продолжал работать над своим проектом.

Принимая во внимание военную ситуацию в стране, действия штаба вооружений, при всей критике самого замысла, должны рассматриваться в зависимости от обстоятельств, и решение о Не 162 могло быть оправдано.