НОЧНЫЕ И ВСЕПОГОДНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ

 
 

МЕССЕРШМИТТ

Мессершмитт Me P1099 - ночной истребитель

Предприятие имело, в первую очередь на основании появившегося из тяжелого истребителя ночного перехватчика Me 110 G-4, большой опыт в конструировании и производстве специальных самолетов подобного типа. Одновременно, однако, проблема неудовлетворительности этого образца находилась в конфронтации с постоянно повышающимися требованиями на ночной истребитель. Попытка использования для ночных действий последующей модификации Me 110- Me 410 провалилась из-за недостаточных летных данных этого самолета; лишь в отдельных случаях он нашел применение в качестве дальнего ночного истребителя.

Уже в начале 1943 года в Аугсбурге решили изготовить вариант ночного истребителя на базе Me 262. Однако дорогостоящая попытка с акустической системой поиска цели не нашла продолжения. В мае 1943 года Мессершмитт предложил RLM (в рамках своей программы создания многоцелевого самолета) в виде Р1092 Е специальный турбореактивный ночной истребитель на основе Me 262, но безуспешно. Однако Мессершмитт, ясно осознавая неотложность проблемы, на этом не остановился.

Вспомогательный ночной истребитель Me 262 B-1a/U 1

Его конструкторское бюро в феврале 1944 года представило в виде Р1099 (Me 262 с увеличенным фюзеляжем), наряду с тяжелыми истребителями, также проект ночного перехватчика, который мог брать на борт вдвое большее количество топлива, чем Me 262. Однако и этот самолет так и остался проектом. Только через полгода Берлин принял меры, которые давно уже были необходимы.

Мессершмитт, как уже упоминалось, хотел реализовать тактический ночной истребитель, Вспомогательный ночной истребитель Me 262 B-la/U 1 подобно фирмам «Арадо» и «Дорнье», в два этапа.

«Предложения модернизации» вспомо-гательного ночного истребителя, представленные верфью «Люфтганза Штаакен»

Этап 1: Создание вспомогательного ночного истребителя Me 262 B-la/U 1. В последние дни войны этот самолет в небольшом количестве все же участвовал в военных действиях, в первую очередь, в районе Берлина в составе эскадрильи 10./NJG 11. Перед этим командир эскадрильи, обер-лейтенант Курт Вельтер, доказал почти в одиночку, что даже незначительно модифицированный Me 262 А-la пригоден в качестве ночного истребителя. С декабря 1944 года Вельтер на дневном истребителе с большим успехом принимал участие в ночных истребительных операциях по методу «дикий кабан» (ближняя воздушная охота при помощи прожекторов), среди прочего также и против злополучных «Москито».

Переделка учебного двухместного самолета Me 262 В-la во вспомогательный ночной истребитель проводилась верфью «Люфтганза» в Бер-лине-Штаакене, техники которой незадолго до конца войны представили собственные предложения подгонки самолета под самую совершенную в то время электронику.

Ас из асов турбореактивных ночных истребителей обер -лейтенант Курт Вельтер

Этап 2: Конструирование и изготовление «подлинного» ночного истребителя Me 262 В-2. Чисто внешне его можно было узнать по удлиненному фюзеляжу или лучшему, с аэродинамической точки зрения, фонарю кабины экипажа в средней части фюзеляжа новой формы. В отношении летных характеристик Me 262 В-2 обладал по сравнению со своей предшествующей моделью прежде всего преимуществом в виде большей дальности, а кроме того, возможностью переоборудования под вооружение, стреляющее вверх под углом к оси самолета. В то время как шло изготовление первого образца машины, этот самолет разрабатывался далее уже как более мощный вариант с двумя двигателями НеS 011 и радаром «Бремен О».

Me 262 В-2а (согласно проектному описанию от 18 января 1945 г.)

Ночной истребитель Мессершмитт Me 262 В-2а. На рисунке - с временной РЛС FuG 218

8 октября 1944 года конструкторское бюро передало RLM документы на конструкцию - всего лишь на следующий день после передачи предварительного проекта вспомогательного ночного истребителя. Уже 7 декабря 1944 года состоялся первый осмотр макета. Представители TLR, служб «Е» Рехлина и Вернойха, а также «практик» Курт Вельтер, потребовали только незначительных изменений.

Профилированные стойки антенн на Me 262 V056, предварительные попытки создания ночного истребителя Me 262 В-2а

Экипаж пилот и оператор (для выполнения штурманских задач и поиска цели) друг за другом в герметичной кабине экипажа
Силовая установка: 2 х Юнкере Jumo 004 В-2 статической тягой по 910 кг или 2 х Юнкере Jumo 004 D -статической тягой по 930 кг, дополнительно 4 х 500-кг ракетных ускорителя RI-502, продолжительность работы 6 сек; или 2 х 1000-кг ракетных ускорителя RI-503
Размеры  
Размах крыла: 12560 мм, стреловидность: 18,5° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 21,7 м2, удлинение: 7,27
Полная длина: 11700 мм
Наибольшая высота: 3830 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 4764
Взлетный вес: 7770 кг с 3100 л топлива
Макс, удельная нагрузка на крыло: 358 кг/м2
Возможно было повышение взлетного веса до 9200 кг. Такой вес требовал, правда, усиленного шасси (главные колеса - 935x435 мм). При этом удельная нагрузка на крыло повышалась при взлете до 424 кг/м2. Вытекающую из этого большую длину разбега надеялись сократить до приемлемого значения с помощью ракетных ускорителей
Летные данные. При взлетном весе 7770 кг и 2 х Jumo 004 В-2  
Максимальная скорость: 841 км/час на высоте 6 км
Скороподъемность у земли: 16,0 м/сек
Практический потолок: 10500 м
Продолжительность полета: 2,25 часа на высоте 6 км (с дополнительным топливом в подвесных баках продолжительность полета могла быть до 4 часов)
Дальность: 1300 км (при оптимальном крейсерском режиме)
Вооружение: 4 х МК108 калибра 30 мм (соответствует Me 262 А-1); 2 х МК 103 калибра 30 мм и 2 х MG 151 или 2 х МК 108, все в носовой части фюзеляжа; альтернатива: 2 х МК 108 калибра 30 мм в носовой части фюзеляжа и 2хМК108в качестве установки «шрэге музик» рядом с кабиной экипажа
Радиотехническое оборудование УКВ-радиостанция для внешней наводки на цель FuG 16ZY с AFN (позднее - FuG 24), FuG 25a, FuG 215, FuG 120a, поисковый прибор с радиодальномером FuG 218 со штыревой антенной Сименса

Департамент отметил 22.01.1945 года:

«Предусмотренное переходное решение с FuG 218, в сущности, не может быть оправдано для самолета с максимальной скоростью приблизительно 800 км/час». Еще осенью 1944 года Мессершмитт начал испытания такой системы антенн на самолете Me 262 V056. Относительно ее прочности серьезных проблем не было, а благодаря использованию профилированных стоек антенн удалось снизить потерю скорости до 20 км/час. Но при больших скоростях полета прочность антенн при таком расположении была невозможна, и аэродинамики, учитывающие каждую десятую долю процента скорости, предпочли полностью размещенную в фюзеляже антенну типа «вогнутое зеркало».

В одном из описаний опытно-конструкторских работ, составленных для американцев в июне 1945 года, ночной истребитель Me 262 В-2 представлен как «готовый к полету». Но до первого самостоятельного полета или даже до испытаний его перед концом войны дело, естественно, не дошло. Исследовательский институт Мессершмитта постоянно старался улучшить качества ночного истребителя «немедленного решения» и даже пытался подогнать его под директиву от27 января 1945 года. Усилия Мессершмитта все еще были направлены в первую очередь на то, чтобы по возможности избежать параллельных разработок и гарантировать технологичность самолета благодаря широкому применению в его конструкции уже имеющихся в наличии агрегатов.

В феврале 1945 года появилось предложение оборудовать Me 262 В-2 турбовинтовыми двигателями Даймлер Бенц DB 021. Это обещало короткую длину разбега и большую продолжительность полета. Однако этот вид двигателя также еще не вышел из опытной стадии развития, и поэтому Мессершмитт предложил 17 марта 1945 года, т. е. за четыре недели перед захватом его бюро и завода союзными войсками, вариант Me 262 В-2 с лучшими летными характеристиками.

Me 262 B-2 c 2 x HeS 011 (от 17 марта 1945 г.)

Наряду со сменой силовой установки для этого проекта было предусмотрено усиленное шасси, усовершенствованное радиотехническое оборудование и более мощное вооружение.

Экипаж пилот и оператор
Силовая установка: 2 х Хейнкель HeS 011 A-0 статической тягой по 1300 кг, позднее - 2 х Хейнкель HeS 011 В статической тягой по 1500 кг, дополнительно: 2 х 500-кг ракетных ускорителя RI-502 или 2 х 1000-кг ракетных ускорителя RI-503
Размеры  
Размах крыла: 12560мм, стреловидность: 18,5° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 21,7 м2, удлинение: 7,27 (крыло Me 262 В-2 соответствовало крылу самолета Me 262 А)
Полная длина: 11700 мм
Наибольшая высота: 3850 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 5149 кг с шестью М К108
Взлетный вес: 8124 кг с 2890 л топлива(1)
Макс, удельная нагрузка на крыло: 368 кг/м2 (1)
423 кг/м2 (2)
446 кг/м2 (3)
Веса (С 2 х 600-л сдвоенными баками на плоскостях):  
Вес пустого самолета: 5289 кг
Взлетный вес: 9264 кг с 4090 л топлива (2)
Веса (С 2 х 600-л верхними баками и 2 х 300-л подвесными):  
Вес пустого самолета: 5329 кг
Взлетный вес: 9804 кг с 4690 л топлива (3)
Такая удельная нагрузка на крыло требовала хорошо подготовленного аэродрома с длинной бетонной полосой и опытного пилота, который был бы в состоянии ночью поднять в воздух столь тяжелый самолет с помощью ракетных ускорителей. В1945 году не было ни того, ни другого.
Летные данные с HeS 011 A-0:  
Максимальная скорость: 930 км/час на высоте 6 км (1)
862 км/час на высоте 6 км (2)
Скороподъемность у земли: 22,2 м/сек (1)
18,3 м/сек (2)
16,0 м/сек (3)
Практический потолок: 12300 м
Макс, продолжительность полета: 2,44 часа на высоте 12 км (1)
(двигатель на экономном режиме)
3,44 часа на высоте 12 км (2)
3,68 часа на высоте 9,8 км (3)
Дальность: 1480 км на высоте 12 км (1)
2220 км на высоте 12 км (2)
2260 км на высоте 10,2 км (3)
Длина разбега: 1400 м (3) без ускорителей
1150 м (3) с дополнительной тягой 1000 кг
950 м (3) с дополнительной тягой 2000 кг
Вооружение: 4 х МК 108 калибра 30 мм в качестве сменного оружейного отсека в носовой части фюзеляжа; 2 х МК 108 калибра 30 мм в виде установленного наискось к оси самолета оружия слева и справа от места пилота (комплект съемного оборудования) альтернатива: 1 х МК 214 калибра 50 мм в качестве пушки против бомбардировщиков, дополнительно монтирующееся оборудование: 2 х 24 R4M - неуправляемые ракеты воздух/воздух ил и 2 х R100 BS - неуправляемые крупнокалиберные ракеты для воздушного боя
Радиотехническое оборудование: FuG 24 SE с ZVG 15, FuG 29, EiV 125, FuG 25a или с, FuG 120 К. Пеленг G 6 с APZ 6, FuG 244, FuG 350 Zc, FuG 125, FuG 101a.