НОЧНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ БУДУЩЕГО

 
 

ФОККЕ-ВУЛЬФ

В предпринятых в начале 1945 года новых расчетах ночного истребителя с чисто реактивной силовой установкой конструкторский отдел фирмы «Фокке-Вульф» опирался на уже имеющиеся проекты тяжелого истребителя с двумя турбореактивными двигателями.

В конце января 1945 года появились первые результаты рабств видеописания и компоновочных схем самолета, который разрабатывался далее, постоянно совершенствуясь, и 26 февраля 1945 года впервые был представлен официально. После расширения требований в марте 1945 года последовала наконец тщательная разработка проекта, охватывающего пять предложений. КуртТанкотобрал два наиболее многообещающих эскиза и представил их 20/21 марта 1945 года в Бад-Эйльзене представителям люфтваффе и промышленности.

Проектный ряд имел типичные для фирмы «Фокке-Вульф» аэродинамически очень чистые несущие плоскости без предкрылков. Практика все же указала на необходимость аэродинамических гребней (смотри «МиГ»). Относительно низкая удельная нагрузка на крыло обещала хорошие взлетные и посадочные качества, а также хорошие высотные характеристики и приемлемые летные данные при сравнительно низких скоростях полета.

В споре со своими инженерами-проектировщиками Шоффелем, Рихтером, Меркелем и Би-лефельдом Танк настаивал на расчете традиционной конструкции. По сравнению с бесхвостой схемой самолета он не видел в ней особых недостатков в отношении летных и технологических характеристик. «Летающее крыло», по мнению Танка, конечно, имело более высокие летные данные, но зато требовало более длительного времени на испытания. Имелся только небольшой опыт, на который можно было опереться в подобной работе.

Выбранная схема с размещенными двигателями в фюзеляже позволяла экономить топливо в полете посредством выключения одного из двигателей, и при этом не нужно было компенсировать производящий большое сопротивление в полете момент тяги вокруг вертикальной оси. В ходе боевых действий истребитель летал бы на полной тяге и вследствие этого был бы в состоянии эффективно бороться с любыми вражескими самолетами на различных высотах.

Ночной истребитель «Фокке-Вульф» c 2 x HeS 011 (Проект 1) (от 7 февраля 1945 года, в исправленном варианте - от 26 февраля)

На конференции 26 февраля предметом критики стали прежде всего длинные, обремененные потерями воздухозаборники. Так как обсуждение проходило на предприятии «Фокке-Вульф» в Бад-Эйльзене, Танк тотчас переработал чертеж 0310 251-36. Одновременно он надеялся на повышение несколько недостаточной максимальной скорости.

Экипаж Танк с самого начала учитывал необходимость третьего члена экипажа: пилот, оператор и штурман в общей герметичной кабине
Силовая установка: 2 х Хейнкель HeS 011 А статической тягой по 1300 кг, размещенные в центре фюзеляжа
Размеры  
Размах крыла: 16000 мм, стреловидность: 30° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 50 м2, удлинение: 5,12
Длина фюзеляжа: 14550 мм
Наибольшая высота: 5000 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 6415 кг
Взлетный вес: 1000 кг с 3500 кг (4200 л) топлива (1)
12000 кг с 2 х 600 л дополнительного топлива в подвесных баках (2)
Макс, удельная нагрузка на крыло: 220 кг/м2 (1)
240 кг/м2 (2)
Летные данные (по JP 011-45 от 07.02.45, рассчитаны со 115% тяги)
Максимальная скорость: 900 км/час на высоте 6 км
Скороподъемность у земли: 20,0 м/сек
Практический потолок: 14200 м
Продолжительность полета с 4500 кг топлива: 2 часа 40 мин 2 часа 20 мин с 80% тяги 20 мин при 100% тяги
Вооружение: 2 х МК 108 калибра 30 мм, неподвижно установленные в направлении полета дополнительно: 2 х МК 108 калибра 30 мм, установленные для стрельбы вверх под углом 80° Альтернатива: 4 х МК 108 калибра 30 мм, неподвижно установленные в направлении полета
Радиотехническое оборудование FuG 24, Fu Bl 3, FuG lOla, FuG 244, FuG 25a, FuG 139, хвостовой сигнальный прибор FuG 218 (217) «Нептун» II, FuG 280, FuG 850 «Наксос» в виде съемного комплекта

Критика и рекомендации побудили Танка продолжать работу. Все последующие технические предложения ночного истребителя возвращали его к этому проекту.

По сравнению с более скоростным предложением Мессершмитта от 12 февраля 1945 года Танк постоянно подчеркивал низкую удельную нагрузку на крыло своей конструкции, которая была характерной отличительной чертой всех его проектных работ.

Ночной истребитель «Фокке-Вульф» c 2 x HeS 011 (Проект II) (от 19 марта 1945 года)

Этот представленный на конференции 20/21 марта проект продемонстрировал изготовленный из дюралюминия фюзеляж, а также деревянное крыло со стальными полками лонжеронов и про-тектированныетопливные баки.

Экипаж пилот, оператор и штурман в общей герметичной кабине
Силовая установка: 2 х Хейнкель HeS 011 статической тягой по 1300 кг, размещенные рядом в фюзеляже
Размеры  
Размах крыла: 15800 мм,стреловидность: 30° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 50,0 м2, удлинение: 5,0
Полная длина: 15300 мм
Длина фюзеляжа: 14000 мм
Наибольшая высота: 5100 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 6920 кг
Взлетный вес: 1000 кг с 4500 кг топлива (1)
12000 кг с 2 х 600 л дополнительного топлива или: 2 х 500-кг комплекта вооружения (2)
Макс, удельная нагрузка на крыло: 220 кг/м2 (1)
240 кг/м2 (2)
Летные данные (согласно сравнительным расчетам ЕНК с 4000 кг топлива)
Максимальная скорость: 910 км/час на высоте 7 км при 100% тяги
Скороподъемность у земли: 13,0 м/сек
Практический потолок: 13000 м
Продолжительность полета: 1,6 часа на высоте 10 км при полной тяге 3,2 часа с одним выключенным двигателем на высоте 6 км при скорости 450 км/час
Длина разбега: 1050 м
Вооружение: 2 х МК 108 калибра 30 мм, неподвижно установленные для стрельбы вперед дополнительно: 2 х МК 108 калибра 30 мм, установленные для стрельбы вверх под углом 80° Альтернатива: 4 х МК 108 калибра 30 мм, неподвижно установленные для стрельбы вперед Сбрасываемое вооружение: 2 х 500 кг в виде комплектов оборудования
Радиотехническое оборудование FuG 24SE с ZVG 24, FuG 29, FuG 25a, Fu Bl 3, FuG lOla, FuG 280, Пеленг G 6 с APZ 6, FuG 244 с «Эльфом» и «Гномом»

Ночной истребитель «Фокке-Вульф» c 2 x HeS 011 (Проект III) (от 19 марта 1945 года)

Ночной истребитель «Фокке-Вульф» Проект III

Полностью изготовленный из дюралюминия, самолет имел, по сравнению с Проектом II, уменьшенное крыло. Это предложение хотя и делалотеоретически немного более скоростным, но одновременно повышало посадочную скорость машины (решение, которое 20/21 марта эксперты сочли недостатком).

Экипаж пилот, оператор и штурман в общей герметичной кабине
Силовая установка: 2 х Хейнкель HeS 011 статической тягой по 1300 кг, размещенные один возле другого в фюзеляже
Размеры  
Размах крыла: 14100 мм, стреловидность: 30° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 40 м2, удлинение: 5,0
Наибольшая высота: 5000мм
Веса  
Вес пустого самолета: 6170 кг
Взлетный вес: 10500 кг с 3750 кг топлива
Макс, удельная нагрузка на крыло: 262 кг/м2
Согласно сравнительным расчетам ЕНК - 294 кг/м2-По отношению к данным фирм «Арадо» и «Мессер-шмитт» это значение еще не представляется очень большим, но при этом следует учесть, что фирма «Фокке-Вульф», кроме обычных закрылков, не предусмотрела других мер, увеличивающих подъемную силу крыла (например, предкрылков)
Летные данные (согласно сравнительным расчетам ЕНК с 4000 кг топлива, взлетный вес - 11750 кг)
Максимальная скорость: 945 км/час на высоте 5,5 км
Скороподъемность у земли: 16,0 м/сек
Практический потолок: 13300 м
Продолжительность полета: 1,7 часа на высоте 10 км при 100% тяги 3,5 часа с одним выключенным двигателем на высоте 6 км со скоростью 450 км/час
Длина разбега: 1200 м
Вооружение: соответствует Проекту II

Предложение «Фокке-Вульф» нашло свое практическое воплощение в советском ночном и всепогодном истребителе МиГ И-320, который появился на основе конкурса января 1948 года. Первый прототип самолета впервые поднялся в воздух в апреле 1949 года, но в серийное производство запущен не был.

Ночной истребитель «Фокке-Вульф» c 3 x HeS011 (Проект IV) (от 19 марта 1945 года)

Ночной истребитель «Фокке-Вульф» Проект IV

Проект с тремя турбореактивными двигателями имел фюзеляж, изготовленный из дюралюминия, а также деревянное крыло со стальными полками лонжеронов и протектированные бензобаки.

Экипаж пилот, оператор и штурман в общей герметичной кабине
Силовая установка: 3 х Хейнкель HeS 011 статической тягой по 1300 кг, два двигателя под крылом, один под фюзеляжем; для увеличения продолжительности полета было возможно отключение одного двигателя
Размеры  
Размах крыла: 19400 мм, стреловидность: 30° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 75,0 м2, удлинение: 5,0
Полная длина: 19100 мм
Наибольшая высота: 5400 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 10032 кг
Взлетный вес: 19600 кг с 9000 кг топлива
Макс, удельная нагрузка на крыло: 261 кг/м2
Летные данные Данных нет; исходя из количества топлива, можно предположить, что возможная продолжительность полета самолета приблизительно соответствовала требуемому значению
Вооружение: Военное оснащение: соответствует Проекту II

Ночной истребитель «Фокке-Вульф» c 3 x HeS 011 (Проект V) (от 19 марта 1945 года)

Ночной истребитель «Фокке-Вульф» Проект V

Конструкция самолета такая же, как у Проекта IV.

Экипаж пилот, оператор и штурман в общей герметичной кабине
Силовая установка: 3 хХейнкель HeS 011 статической тягой по 1300 кг, 2 двигателя, один возле другого, в передней части фюзеляжа, 1 двигатель в хвостовой части фюзеляжа с боковыми воздухозаборниками и отсосом пограничного слоя; возможно было отключение двигателя для достижения большей продолжительности полета
Размеры  
Размах крыла: 19300 мм, стреловидность: 25° полинии 1/4 хорд
Площадь крыла: 74,8 м2, удлинение: 5,0
Полная длина: 17800 мм
Наибольшая высота: 5500 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 9812 кг
Взлетный вес: 19392 кг с 9000 кг топлива
Макс, удельная нагрузка на крыло: 259 кг/м2
Летные данные в соответствии с примечанием к Проекту IV
Радиотехническое оборудование соответствует Проекту II

Во введении к докладу ESK «Ночные и всепогодные истребители» на конференции 20/21 марта 1945 года относительно Проектов IV и V говорится: «Каждая попытка добиться большой продолжительности полета с двумя агрегатами ТРД по причине более высокого взлетного веса приводит к неудовлетворительным взлетным характеристикам проекта. Проекты с тремя агрегатами ТРД, которые здесь более не будут рассматриваться, дающие взлетный вес около 19 тонн, были отвергнуты не только из-за более высоких затрат нормо-часов, но и особенно потому, что получался самолет, не пригодный для использования в качестве ночного и всепогодного истребителя. Опыт применения Ju 88 показал, что маневренность этой машины, особенно вокруг продольной оси, уже явно недостаточна».

Танк использовал каждую возможность экономии веса. Поскольку большую продолжительность полета он считал безусловно необходимой, то упор сделал на сокращение вооружения. Для предложений ночных истребителей фирмы «Фокке-Вульф» не было предусмотрено оборонительное вооружение, а наступательное только частично соответствовало требованиям от 27 февраля 1945 года.

Работы фирмы «Фокке-Вульф» оказали большое влияние на советское самолетостроение. В 1949 году на летные испытания поступили, в виде Лавочкина Ла-200 и уже упомянутого Микояна И-320, два образца ночных и всепогодных истребителей, в которых явно угадывалось влияние предприятия «Фокке-Вульф». Но так как пробелы в противовоздушной обороне могли быть заполнены самолетом Яковлева Як-25, Советский Союз прекратил их разработку после строительства нескольких прототипов и проведения летных испытаний.