НОЧНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ БУДУЩЕГО

 
 

МЕССЕРШМИТT

Конструкторское бюро предприятия в Оберам-мергау положило в основу своей работы над ночным истребителем будущего «немедленное решение» Me 262 В и разработку высокоскоростного Me 262 HG II. Инженеры Дегель и Альтхоф продемонстрировали прямолинейность в опытно-конструкторских работах, которые, как у «Дорнье», в значительной мере строились на уже имеющихся в наличии образцах. Целью Мессершмитта был относительно быстрый в реализации самолет, который, конечно, без компромиссов удовлетворял также соответствующим летным данным.

У официальных служб его предложения почти не встретили понимания. Основными пунктами критики были сомнения, которые Курт Танк, руководитель ESK «Ночные и всепогодные истребители», зачастую искусно вводил в игру. Танк критиковал у самолетов Мессершмитта прежде всего большую удельную нагрузку на крыло, которую он все время признавал как высокую. Естественно, самолет подобного рода, особенно при ночном использовании, требовал хорошо обученного пилота, бетонной взлетной полосы и т. п.; рассмотренный с этой стороны истребитель, возможно, был рискованным и даже казался несоответствующим ситуации. Но с другой стороны, хотя конкурирующие предложения продемонстрировали более низкую удельную нагрузку на крыло, зато имели неудовлетворительные летные качества («Дорнье», «Блом и Фосс», «Гота») и более высокие затраты на производство («Фокке-Вульф»). И еще одно достойно упоминания: американский палубный самолет Грумман F9F «Когар», впервые летавший 20 сентября 1951 года, также имел максимальную удельную нагрузку на крыло приблизительно 360 кг/м2. Путь Мессершмитта явно указывал в будущее.

Ночной истребитель Me 262 с двигателями HeS 011 (от 12 февраля 1945 года)

Мессершмитт Me 262 с двигателями HeS 011 (двухместный)

Экипаж пилот и оператор друг за другом в герметичной кабине экипажа; благодаря использованию промежуточной секции можно было взять на борт штурмана
Силовая установка: 2 х Хейнкель HeS 011А статической тягой по 1300 кг или 2 х Хейнкель HeS 011B статической тягой по 1500 кг; дополнительно до 4-х ракетных ускорителей тягой по 1000 кг фирмы «Рейнметалл-Борзиг»
Размеры  
Размах крыла: 11200 мм, стреловидность: 46,5°полинии 1/4 хорд
Площадь крыла: 28,7 м2, удлинение: 4,37
Полная длина фюзеляжа: 11700 мм
Наибольшая высота: 3580 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 5064 кг
Взлетный вес: 8070 кг (1) с 3100 л топлива
Макс, взлетный вес: 9016 кг (2) с дополнительными 2 х 600-л подвесными топливными баками
Макс, удельная нагрузка на крыло: 281 кг/м2 (1)
317 кг/м2 (2)
Летные данные  
Максимальная скорость: 965 км/час на высоте 7-8 км
Скороподъемность у земли: 23,5 м/сек (1)
Практический потолок: 12000 м
Время набора высоты 10 км: 11,5 мин (1)
Продолжительность полета: 2,3часа на высоте 10 км (1)
около 4 часов на высоте 12 км (2)
Длина разбега: около 1000 м (без ракетных ускорителей)
Вооружение: 4 х МК 108 калибра 30 мм в передней части фюзеляжа дополнительно в виде съемного комплекта: 2 х МК 108 калибра 30 мм в качестве установки «шрэге музик». Сбрасываемое вооружение: 2 х 500 кг; вместо топливных баков было возможно ракетное оружие в качестве съемного комплекта
Радиотехническое оборудование FuG 24SN с ZVG 24, прибор EiV 7, FuG 25 a, Fu Bl 3 с AWG1, FuG lOla, FuG 218R с антенной «Бремен О», FuG 350 Zc, FuG 319, FuG 280

Для сравнительных целей в конце февраля 1945 года появилось предложение ночного истребителя с обозначением Р1112. Бесхвостой конструкцией, возникшей на базе Р1111, явно хотели снизить удельную нагрузку на крыло. Ноэто осталось только попыткой, а проект был заброшен в зародыше. Мессершмитт снова вернулся к работам над дальнейшим совершенствованием Me 262.

Трехместный ночной истребитель с двумя двигателями HeS 011 (от 17 марта 1945 года)

Мессершмитт Me 262 с двигателями HeS 011 (трехместный)

В появившемся согласно директиве от 27 февраля 1945 года проекте конструкторы стремились также использовать как можно больше агрегатов от Me 262. Конечно, в этом случае, по сравнению с Me 262 В-2 того же периода, нужно было, по меньшей мере, вновь изготовить центроплан крыла.

Для того чтобы скорее достигнуть цели, необходимо было, в первую очередь, подвесить двигатели обычным способом под крылом. Кроме того, приближались испытания Me 262 HG II, оснащенного крылом стреловидностью 35°, так что вскоре можно было рассчитывать на достоверные данные поведения такого крыла в полете.

Предусмотренное стреловидное крыло с увеличеной хордой центроплана и подвешенные снизу двигатели представляют собой классическую схему гражданских и военных самолетов с высокой дозвуковой скоростью.

Лишь в крайнем случае Мессершмитт планировал установку двигателей в корневой части крыла.

Но это оставили за собой англичане, поскольку 29 апреля американские пехотные части заняли Обераммергау. Недели и месяцы затем американские и английские специалисты, среди которых были Р. Д. Вудс от «Белл» и Бишоп от «Де Хэвилленд», занимались найденными материалами на предмет их использования.

Экипаж пилот, оператор и штурман в герметичной общей кабине экипажа. Благодаря смене фонаря кабины она могла быть, в зависимости от варианта, герметичной или негерметичной
Силовая установка: 2 х Хейнкель HeS 011А статической тягой по 1300 кг или 2 х Хейнкель HeS 011 В статической тягой по 1500 кг; дополнительно до 4-х ракетных ускорителей тягой по 1000 кг фирмы «Рейнметалл-Борзиг»
Размеры  
Размах крыла: 13060 мм, стреловидность: 35° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 28,0 м2, удлинение: 6,1
Полная длина: 12570 мм
Наибольшая высота: 3580 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 5541 кг (1)
5681 кг с двумя верхними топливными баками (2)
Взлетный вес: 9176 кг (1) с 3200 л топлива и двумя ракетными ускорителями
Макс, взлетный вес: 10316 кг (2) с дополнительными 2 х 600-л топливными баками и двумя ракетными ускорителями
Летные данные  
Максимальная скорость: 948 км/час на высоте 6 км
Скороподъемность у земли: 21 м/сек (1)
Практический потолок: 12500 м
Время набора высоты 10 км: 12,1 мин (1)
Продолжительность полета: 2,5 часа на высоте 10 км (1)
3,4 часа на высоте 10 км (2)
Длина разбега: 800 м (1)
1050 м (2)
по мере надобности с 2 х 1000-кг ракетными ускорителями
Вооружение: 4 х МК калибра 30 мм в передней части фюзеляжа дополнительно в качестве съемного комплекта: 2 х МК 108 калибра 30 мм в виде установки «шрэге музик» Сбрасываемое вооружение: 2 х 500 кг Было предусмотрено также ракетное вооружение в качестве съемного комплекта; в любое время можно было отказаться от топливной нагрузки в пользу оборонительного вооружения
Радиотехническое оборудование FuG 24SE с ZVG 15, FuG 29, EiV 125, FuG 25a или с, FuG 120k, пеленг G6 с APZ 6, FuG 244, FuG 350 Zc, FuG 125, FuG 101a

Предложение Мессершмитта имело не слишком высокий вес конструкции и, следовательно, не слишком большие размеры. Благодаря использованию агрегатов и деталей от Me 262 материальные и производственные затраты сохранились в терпимых границах. Аэродинамическая схема в значительной мере была уже испытана и, по всей вероятности, являлась не слишком рискованной. Рассчитанные летные данные были убедительными, в результате чего этот проект стал одним из лучших среди всех поданных.

При других обстоятельствах и с более мощными двигателями этот ночной истребитель наверняка превосходил бы первые американские, британские и советские ночные и всепогодные истребители.