ИСТРЕБИТЕЛЬ «С ВЫСОКИМИ ЛЕТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ» С ОДНИМ ТРД HES 011
В КАЧЕСТВЕ СТАНДАРТНОГО САМОЛЕТА ЛЮФТВАФФЕ 1946/47 ГОДОВ

 
 

ФОККЕ-ВУЛЬФ

Когда фирма «Фокке-Вульф» в июле 1944 года получила заказ на разработку истребителя с одним реактивным двигателем, она смогла вернуться к уже имеющимся разнообразным проектам, предварительным работам и одной, почти завершенной, конструкции. Первоначальные требования из Берлина довольно точно соответствовали уже выполненной работе.

Исследования в аэродинамической трубе, цель которых - найти оптимальную форму воздухозаборника двигателя

Когда осенью 1944 года стало ясно, что летные данные самолета с заводским обозначением «Флитцер» едва достигают характеристик конкурентных машин и невозможно их решительно повысить, профессор Танк решился в октябре 1944 года на возобновление и переработку «Проекта 5» от января 1944 года, отличавшегося прежде всего крылом и хвостовым оперением сильной стреловидности.

До самого конца войны конструкторское бюро занималось различными изменениями и усовершенствованиями истребителя. Самолет должен был строиться под обозначением Та 183 в качестве «немедленного решения» - т. е. как промежуточный шаг к «оптимальному решению», которое должен был предоставить Мессершмитт. На случай, если к концу 1945 года Хейнкель HeS 011 все еще не будет готов, для прототипа самолета, или в качестве вынужденной меры, для серийных машин предусматривался двигатель Jumo 004 меньшей тяги.

Для исследования крыла была изготовлена полумодель самолета

Более «простую» альтернативу этого немного рискованного самолета Танк представил в январе 1945 года, предложив ее департаменту одновременно с более поздним Та 163. Хотя проект продемонстрировал в основном подобную Та 183 конструкцию, зато имел крыло несколько меньшей стреловидности и хвостовое оперение обычной крестообразной схемы. Этим самолетом занимались сотрудники Мультхоп, Миттельхубер, Квенцер и др. приблизительно до конца февраля.

Истребитель с одним ТРД «Флитцер» (июль/сентябрь 1944 года)

Одномоторный истребитель Фокке-Вульф «Флитцер»

В значительной мере использовав опыт разработки FW 189 и знания, полученные при проектировании истребителя с BMW 803 от июня 1941 года или апреля 1943, проектный отдел в декабре 1943 года начал расчеты од-нодвигательного реактивного истребителя с хвостовым оперением двухбалочного типа (Проект IV). Это предложение стало значительно лучше, когда в январе 1944 года оно было переработано с аэродинамической точки зрения и оснащено двигателем Хейнкель HeS 011. С одним дополнительным ракетным двигателем, сохранившимся от исходного проекта, было возможно в начале июля 1944 года предложить истребитель для трех вариантов его использования:

  1. Реактивный истребитель с дополнительным ракетным двигателем для скоростного набора больших высот.
  2. Реактивный истребитель с дополнительным ракетным двигателем, но с меньшим запасом ракетного топлива, достаточного для скоростного набора средней высоты полета и, наконец,
  3. Чисто реактивный истребитель без ракетного двигателя с продолжительностью полета около 2 часов на высоте приблизительно 10-11 км.

Дополнительным ракетным двигателем Танк хотел сильно сократить время сближения истребителя с целью, чтобы завязать бой с бомбардировщиками еще перед сбросом их смертоносного груза. Другим не упущенным из виду преимуществом ракетного двигателя было отнюдь не малое уменьшение длины разбега самолета при взлете. В течение 1944 года фирма «Фокке-Вульф» провела ряд продувок в аэродинамической трубе, проработав конструкцию до деталей, и полностью изготовила макет самолета. При состоявшемся 8-10 сентября 1944 года в Обераммергау сравнении истребительных проектов был налицо практически готовый к постройке «истребитель с одним ТРД и ракетным агрегатом».

Однако это заседание, на котором фирма «Фокке-Вульф» была представлена шестью ведущими сотрудниками конструкторского отдела, стало уже началом конца.

От первоначальных трех вариантов использования самолета остался только чисто реактивный истребитель (вариант применения 3).

Теперь конструкторы сосредоточились на возможно более простой конструкции с низким расходом материалов. Следовательно, обширные предварительные работы фирмы «Фокке-Вульф», лишь в незначительной степени отвечавшие «ма-териалоэкономичности», большей частью пропали даром.

Данные заимствованы из протокола от 10.09.1944 (1) и описания конструкции № 280 от 15 сентября 1944 года (2).

Истребитель в цельнометаллическом варианте имел долю стали в конструкции 52 %.

Силовая установка: 1 х Хейнкель HeS 011 статической тягой 1500 кг; дополнительный сбрасываемый ракетный двигатель для улучшения взлетных характеристик истребителя и повышения его скороподъемности для использования в варианте перехватчика
Размеры  
Размах крыла: 8000 мм, стреловидность: 32° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 17,0 м2, удлинение: 3,77
Полная длина: 10550 мм
Наибольшая высота: 2350 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 2730 кг
Взлетный вес: 3660 кг (1) с 830 кг топлива
4350 кг (2) с 1250 кг топлива
Макс, удельная нагрузка на крыло: 215 кг/м2 (1)
256 кг/м2 (2)
Летные данные  
Максимальная скорость: 965 км/час на высоте 7 км (1)
955 км/час на высоте 7 км (2)
Скороподъемность у земли: 21,2 м/сек(1)
18,2 м/сек (2)
Практический потолок: 13800 м (1)
13000 м (2)
Время набора высоты км: 11,5 мин (1)
14,5 мин (2)
Продолжительность полета: 75 мин на высоте 10 км (1)
110 мин на высоте 10 км (2) везде при 100 % тяги
Вооружение: 2 х МК 108 калибра 30 мм в передней части фюзеляжа под кабиной пилота (1) или 2 х МК 103 калибра 30 мм в фюзеляже и 2 х MG 151 калибра 20 мм в крыле (2)

С расчетной максимальной скоростью «Флитцер» находился позади проектов Хейнкеля и Мессершмитта. Причиной этого была, видимо, относительно большая лобовая площадь самолета. Поэтому конструкторский отдел попытался уменьшить размеры планера снижением площади крыла до 14,0 м2. Затраты на переделку полностью спроектированного самолета при этом должны были быть такими низкими, насколько это было возможно. Однако и это, описанное 3 октября 1944 года, мероприятие не привело к желаемому успеху. Таким образом, Танку не оставалось ничего другого, как вычеркнуть этот самолет из списка и заменить его другим проектом.

Фокке-Вульф Та 183, истребитель содним ТРД HeS 011 (февраль 1945 года)

Фокке-Вульф Та 183, опытный образец сдвигате 004 от 30.10.1944

Представленный здесь Та 183 - результат многомесячных проектных работ, которые хотя и повлекли за собой ряд модификаций самолета, но никогда не отклонялись от правильно выбранной на этот раз основной схемы.

Несмотря на то что хвостовое оперение с «наискось назад и вверх протянувшимся килем» было причиной некоторой критики и существовали опасения относительно склонности его к флаттеру, инженер Мультхоп до последнего придерживался своей конструкции.

Лишь разработанный позднее Танком, на основе Та 183, IАе Пульки II в Аргентине продемонстрировал обтекаемое и достаточно прочное вертикальное оперение.

В начале марта 1945 года, когда был в наличии заказ на изготовление образца самолета, машина получила от RLM номер 8-183.

Конструкция фюзеляжа и вертикального оперения истребителя была предусмотрена из стали и дюраля; крыло и стабилизатор выполнены из дерева. Данные заимствованы из листа характеристик J.ROll.OlSa «Одномоторный реактивный истребитель с HeS 011 А» от 18.02.1945 года.

Натурная модель Та 183 в аэродинамической трубе, конец 1944 года

Силовая установка: 1 х Хейнкель HeS 011 А статической тягой 1300 кг
Размеры  
Размах крыла: 10000 мм, стреловидность: 40° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 22,5 м2, удлинение: 4,45
Полная длина: 9200 мм
Наибольшая высота: 3860 мм
Веса  
Вес пустого самолета: 2980 кг
Взлетный вес: 4300 кг с 1200 кг топлива (1)
5100 кг с 2000 кг топлива (2)
Макс, удельная нагрузка на крыло: 191 кг/м2 (1)
227 кг/м2 (2)
Летные данные  
Максимальная скорость: 962 км/час на высоте 7 км
Скороподъемность у земли: 24,2 м/сек
Практический потолок: 14400 м
Продолжительность полета на высоте 7 км: 1,1 часа при 100%тяги(1)
макс.: 2,55 при 40% тяги (1)
макс.: 4,25часапри40%тяги(2)
Дальность полета на высоте 7км: 990 км при 100%тяги (1)
макс.: 1300км при 55% тяги (1)
макс.: 2150 км при 55%тяги (2)
Посадочная скорость: 166 км/час
Длина разбега: 665 м
Вооружение: самолет с самого начала рассчитывался для 4 х МК 108, размещенных в передней части фюзеляжа слева и справа от кабины пилота Сбрасываемое вооружение: 500 кг (например, SD 500, SC 500 или ВТ 200); было возможно при сокращенном количестве топлива

Кроме порой слегка переоцениваемой недостаточности максимальной скорости, Та 183 показал замечательные летные качества, дающие возможность его многостороннего использования. Низкая удельная нагрузка на крыло также способствовала перспективам для будущего совершенствования истребителя. Большая предварительная работа, а также детально проработанная конструкция, позволяющая максимально сократить сроки ввода самолета в эксплуатацию, побудили официальные службы выдать заказ на изготовление опытного образца истребителя.

Фирма «Фокке-Вульф» успела начать строительство Та 183 VI. Оснащенный Jumo 004, этот истребитель позволял также провести испытания хвостового оперения Проекта III.

Первый полет самолета намечался на май/июнь 1945 года, а в случае поступления заказа фирма «Фокке-Вульф» планировала поставку первых серийных машин в октябре 1945 года. 8 апреля перебазировавшийся в Бад-Эйльзен проектный отдел фирмы был захвачен британскими войсками.

Реактивный истребитель с HeS 011. Проект III (февраль 1945 года)

Серийная машина Та 183 с двигателем HeS 011 (1945)

Примечание: классификация проектов фирмы «Фокке-Вульф» соответствует внутреннему употреблению в разговорах. Система едва понятна. Проектом I был, вероятно, «Флитцер», Проект II - более поздний Та 183, а в Проекте III речь идет об альтернативе Проекту II. С наименованиями проектов конца 1943-начала 1944 года эти обозначения не имеют ничего общего. Для полного комплекта DVL еще назвал более поздний Та 183 - Фокке-Вульф, Проект I, а Проект III - Фокке-Вульф, Проект 2.

Проекта III известны две различные разработки, различавшиеся в деталях. В то время как вариант января 1944 года показал плавный переход от фюзеляжа к хвостовому оперению, «окончательный» чертеж 0310 252-105 от февраля 1945 года продемонстрировал прямую верхнюю часть фюзеляжа. Таким образом, хвостовое оперение Та 183 могло быть заменено на другое, от Проекта III. Конструкция и технология сборки этого самолета соответствовали Та 183.

Данные заимствованы из листа с параметрами J.R 011.037а и 039а от 18 февраля 1945 года.

Реактивный истребитель «Фокке-Вульф» с HeS 011, Проект III

Силовая установка: 1 х Хейнкель HeS 011 статической тягой 1300 кг
Размеры  
Размах крыла: 9500 мм, стреловидность: 35° по линии 1/4 хорд
Площадь крыла: 20,0 м2, удлинение: 4,5
Полная длина: 9100 мм
Наибольшая высота: 3650 мм
Веса  
Взлетный вес: 4150 кг с 1200 кг топлива
Макс, удельная нагрузка на крыло: 207,5 кг/м2
Летные данные  
Максимальная скорость: 965 км/час на высоте 7 км
Скороподъемность у земли: 25,3 м/сек
Практический потолок: 14600 м
Продолжительность полета: 1,1 часа на высоте 7 км 2,03 часа на высоте 13 км везде при 100 % тяги
Дальность: 990 км на высоте 7 км 1740 км на высоте 13 км
Длина разбега: 720 м
Вооружение: 2 х МК 108 калибра 30 мм в передней части фюзеляжа

После 27/28 февраля 1945 года фирма «Фокке-Вульф» проект далее не разрабатывала.

В то время как серийный самолет Та 183 А-1 должен был получить хвостовое оперение Проекта II, Та 183 VI был предусмотрен для испытания обоих различных вариантов хвостового оперения.

Самолет «Фокке-Вульф» достиг к концу войны наиболее высокой стадии разработки относительно всех других проектов однодвигательного истребителя с HeS 011.

Опытные работы нашли свое продолжение в Аргентине и в Советском Союзе.