колай Николаевич Поликарпов (1892-1944)

 
 

Николай Николаевич Поликарпов родился в многодетной крестьянской семье. После получения среднего образования поступил учиться в Петроградский политехнический институт. Когда организовывались авиационные курсы, он был в числе первых записавшихся на них.

В 1910 г. Поликарпова направили работать на Русско-Балтийский завод, занимающийся выпуском самолетов «Илья Муромец». Н. Н. Поликарпова назначили заведующим производством, и он получил возможность приобретать практический опыт в области авиации, который впоследствии пригодился ему при создании собственных самолетов.

В начале 20-х гг. Поликарпова перевели на московский самолетостроительный завод «Дукс» начальником технического отдела. В содружестве с другими конструкторами он создал самолет-истребитель «И-1» («Ил-400») с мощным по тем временам двигателем в 400 л. с. и водяным охлаждением. Его скорость достигала 265 км/ч.

В эти годы конструкторы при создании самолетов старались придерживаться определенной специализации. Н. Н. Поликарпов остановился на создании самолетов-истребителей. Вместе с группой конструкторов он создает самолет «И-3», затем «И-5», на котором впервые в практике самолетостроения установили кольцевой капот в целях снижения лобового сопротивления. В дальнейшем последняя модель самолета получила развитие в маневренных истребителях.

Не менее важной работой конструкторского бюро Поликарпова стало создание самолета-разведчика «Р-5». Деревянный биплан с матерчатой обшивкой крыльев можно было использовать в качестве легкого бомбардировщика и учебно-тренировочного самолета. Именно на моделях этой марки летчики участвовали в спасении людей с затертого льдами Арктики парохода «Челюскин». А в 1930 г. на тегеранском международном конкурсе самолеты «Р-5» единственные выполнили все условия и заняли первое место. «Р-5» оказались долгожителями отечественной авиации и служили вплоть до Второй мировой войны.

По своим летным качествам, по продолжительности эксплуатации не уступает «Р-5» следующий самолет Поликарпова — «У-2» («По-2»). Он был построен в соответствии с условиями конкурса, объявленного Военно-воздушными силами СССР. Самолет отличался прекрасными летными и пилотажными качествами и вскоре стал одним из самых популярных в авиации. «У-2» нашел применение не только в военной, но и в сельскохозяйственной авиации; его использовали в лесном хозяйстве, для аэрофотосъемок, санитарных перевозок, в качестве связного самолета.

В 1933 г. конструкторское бюро Н. Н. Поликарпова разработало еще одну модель самолета-истребителя «И-15», на котором был установлен новый мировой рекорд высоты полета — 14 575 м. Впоследствии появилась модификация этого истребителя — «И-153 Чайка» с убирающимися шасси. Эти два самолета находились на вооружении страны вплоть до Второй мировой войны. В это же время бюро Н. Н. Поликарпова разработало истребитель «И-16», представляющий собой моноплан с низко расположенным крылом. Истребитель пользовался большой популярностью среди летчиков, особенно после того, как выяснилось, что он прекрасно выходит из штопора. При этом машина оставалась послушной. «И-16» прекрасно зарекомендовал себя во время войны в Испании, на реке Халхин-Гол. Последующие проекты Н. Н. Поликарпова — самолеты «И-180», «И-185» — не пошли в серийное производство из-за нескольких недочетов, и работа над ними была прекращена.

Н. Н. Поликарпов долгое время проработал профессором кафедры самолетостроения Московского авиационного института. Он подготовил довольно много талантливых инженеров, некоторые из них стали впоследствии знаменитыми, в частности М. К. Янгель.

За всю свою конструкторскую деятельность Н. Н. Поликарпов ввел множество новшеств в самолетостроение (убирающееся шасси, герметичную кабину, пушку, стреляющую через винт и др.).

Авиаконструктор Н. Н. Поликарпов в 1940 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда и награжден Государственной премией СССР.