ИСТОРИЯ ФЛОТА

 
 

Египетские барки и ладьи

Документально установлено, что о парусе в Египте знали уже в шестом тысячелетии до нашей эры. Суда египтянам были очень необходимы. Государство представляло собой длинную, узкую полоску плодородной земли шириной всего в несколько километров. Раз в год мутные воды Нила превращали Египет в озерный край, а селения, расположенные на возвышенных местах, становились отрезанными друг от друга островками. Люди могли общаться с внешним миром, только используя плавучие средства.

Египетское речное судно
  • увеличено
  • Даже египетская мифология больше связана с водой, нежели с сушей. Суда в древнем государстве играли настолько значительную роль, что державные владыки приказывали ставить ладьи в свои гробницы. При раскопках захоронения фараона Ах-тоя (Хети) было обнаружено большое количество грузовых судов.

    А в 1955 г. археологи нашли в подземной камере у подножия пирамиды Хеопса прекрасно сохранившуюся ладью.

    Удивительно, но речное судостроение начало развиваться именно в стране чрезвычайно бедной лесными ресурсами. В распоряжении первых египетских мастеров, создающих разнообразные средства передвижения по воде, не было ничего другого, кроме стволов сикимор и акаций. Из данных пород деревьев было возможно вытесать только лишь короткие брусья и доски.

    Таким образом, суда египтяне изготавливали из папируса, который буйно рос по берегам и в дельте Нила. Особенности данного материала определили и конструкцию, и форму древнеегипетских барок, борта которых, как правило, обтягивали шкурами.

    Отдельные детали судна связывали тросами. Обнаруженные в мертвом городе Саккара и гробнице богатого землевладельца Ти настенные рельефы позволили ученым установить отдельные стадии постройки древнеегипетских лодок.

    Рельеф на гробнице Саккара
  • увеличено
  • Обычно вначале мастера набирали корпус судна из коротких, но толстых досок и конопатили их тростником и паклей, а затем скрепляли конструкцию длинными гвоздями или канатом, который обтягивал ее на высоте верхнего пояса обшивки.

    Именно египтяне изобрели шумерское речное судно. Его особенность заключалась в том, что оно изготовлялось из козьих шкур. Главным образом данное средство передвижения по воде предназначалось для плавания по рекам в период половодья.

    Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры в Египте появились судостроительные верфи. Следовательно, в этот периодв древнем государстве стало развиваться мореплавание. На рис.6 наглядно представлено египетское морское судно. Многие исторические документы свидетельствуют, что кормщики в Египте пользовались большим почетом и уважением. По народным преданиям, первыми кормчими были боги Ра и Аммон.

    Египетское морское судно
  • увеличено
  • Ковчег Аммона был для египтян святыней. Он стоял на гигантском алтаре. Судно представляло собой барку в натуральную величину, нос и корму которой венчали резные бараньи головы. В палубной надстройке находилась золотая статуя бога. В дни празднеств в честь Аммона торжественная процессия жрецов опускала барку в Нил. Считалось, что прикосновение божественного судна к водам священной реки вольет в нее новые животворные силы.

    О развитие мореплавания в Египте свидетельствует не только существование касты кормщиков, но и появление толмачей, т. е. переводчиков. Таким образом, историки установили, что торговля в Египте носила международный характер. Многие средиземноморские государства контактировали с египтянами.

    Однако отношения между народами не всегда были дружескими. В результате флот древнего государства разделился на военный и торговый. Существовали специальные суда для перевозки людей (пассажирские) и для транспортировки тяжеловесных грузов, скота и др.

    Египетское судно для перевозки тяжеловесных грузов
  • увеличено
  • Египтяне, создавая морское судно, применяли длинные кедровые доски, которые завозили из Ливана. В феврале 1954 г. археологической группе удалось обнаружить в Гизе, южнее Великих пирамид, 1224 фрагмента судна, изготовленного из ливанского кедра.

    Установили, что находка является «солнечной ладьей» великого фараона Хуфу в разобранном виде. Восемнадцать лет понадобилось реставраторам, чтобы вернуть судну его первоначальный вид. В наши дни оно экспонируется в Каирском историческом музее.

    Египетские морские суда имели киль. Мало что известно об их размерах. Историки предполагают, что их длина составляла около 36-40 м, ширина — 8м, осадка — чуть больше 1 м. В отличие от торговых и грузовых военные суда Египта обладали высоким плетеным фальшбортом, который защищал гребцов от стрел противников.

    Первоначально египтяне ходили под парусом, который делали прямоугольной формы и крепили к двум реям. Верхний рей поворачивался на 90° в обе стороны и перемещался вверх и вниз, что позволяло в случае необходимости быстро убрать паруса.

    Весла — средства, с помощью которых судно или лодка передвигалась по воде, — были изобретены позднее. Во времена египетских фараонов, когда господствовал рабовладельческий строй, весла больших нильских барок и морских судов обслуживали в основном военнопленные.

    Рабы гребли спиной по направлению движения судна. Наибыстрейший темп гребли составлял 26 тактов в минуту, что обеспечивало кораблю скорость, равную 12 км/ч. Управляли средством передвижения по воде при помощи весел, установленных на корме.

    Корма с рулевым веслом египетского морского судна
  • увеличено
  • Позднее рулевые весла стали крепить к палубному бимсу. Разворачивая их, египтяне устанавливали желаемое направление движения судна. По сей день поворот пера руля лежит в основе технического принципа управления современными кораблями.

    Следует отметить, что с годами египтяне утратили свое господство на море. Однако их опыт в судостроении впоследствии использовался всеми морскими державами.