ИСТОРИЯ ФЛОТА

 
 

Чайный клипер

Чайный клипер появился в середине XIX в. Это был гладкопалубный и среднетоннажный корабль с корпусом умеренной седловатости и круглой кормовой раковиной. Он имел три мачты, которые несли прямые паруса. Водоизмещение судна с полным грузом составляло 852 т, длина — 60 м, ширина — 10 м, осадка — 5,5 м.

Чайный клипер
  • увеличено
  • Наиболее широко строительство чайных клиперов было развернуто в Англии. Великая морская держава, обладая многочисленными колониями, нуждалась в быстроходных транспортных судах. Что касается чайного клипера, то в благоприятных для плавания погодных условиях он развивал скорость до 14 узлов. У англичан он составлял большую часть флота.

    Данный тип судна в основном использовали для транспортировки чая из Китая. Чайный клипер отличался от всех вышеописанных кораблей не только конструктивными особенностями, но и красотой. Окутанный легким облаком белых парусов, он как бы парил по морским просторам.

    Рассказывая о чайных клиперах, нельзя не упомянуть о гонке, которая была устроена в 1866 г. В мае на рейде порта Фучоу, что в устье реки Миньянги, собрались лучшие английские суда данного типа — «Ариел», «Фаиери Кросс», «Серика», «Типинг», «Сокол», «Огненная шпора», «Китаец», «Черный принц», «Тейтсинг» и многие другие.

    Очевидцы утверждали, что зрелище было поистине феерическое. Лес стройных корабельных мачт, сверкающих в лучах яркого восточного солнца свежей отделкой, гордо возвышался над морской гладью. Чайные клипера стояли в порту, ожидая загрузки чаем нового урожая. А экипажи, пользуясь вынужденным простоем, шумно веселились в тавернах, обсуждая при этом достоинства и преимущества своих судов. В результате моряки решили на практике выяснить, чей чайный клипер самый быстроходный, а экипаж самый профессиональный, и заключили между собой денежное пари.

    Когда 24 мая в порт прибыли и отшвартовались у бортов клиперов баржи с чаем, команды приступили к погрузочным работам с максимальной скоростью. Необходимо отметить, что моряки спешили не только для того, чтобы выиграть пари. Дело в том, что суда, которые первые доставляли в Лондон столь ароматный груз из Китая, получали плату за перевозку (фрахт) значительно выше, чем все остальные. А капитаны отмечались за это премией в сто фунтов.

    Что касается очередности загрузки, то тут выбор был за владельцем чая. А он, естественно, стремился заполучить самый быстроходный клипер, чтобы его партия чая поступила на английский рынок первой и в результате он заработал больше всех.

    Сначала загрузили клипера, известные своей быстроходностью: «Ариел» — 1 230 000 фунтами; «Фаиери Кросс» — 854 000 фунтами; «Типинг» — 1 108 700 фунтами; «Серика» — 954 236 фунтами; «Тейтсинг» — 1 093 130 фунтами (английский фунт равен 453,6 г).

    Среди перечисленных судов самым большим был «Ариел». Его мачта возвышалась над палубой на 42 м, длина грот-рея от нока до нока составляла 21,3 м. Самым новым являлся «Тейтсинг», самым старым — «Фаиери Кросс». Но разница клиперов в возрасте и величине была не столь значительна, чтобы отразиться на результатах гонки. Все они имели возможность соперничать на равных.

    Успех гонки зависел не только от технического состояния судна, многое определялось профессионализмом капитана и экипажа. Команда, как правило, состояла из 32 человек — 24 матросов, повара, стюарда, парусного мастера, плотника, боцмана, двух офицеров и капитана. Чтобы судно перемещалось максимально быстро, последний по своей сути должен был быть гонщиком, то есть управлять кораблями, как бы сливаясь с ветром, морем и судном.

    Первым поднял якорь клипер «Ариел», но такие обстоятельства, как непопутный ветер, малая вода при относительно большой осадке и слабый буксировщик, заставили его встать на якорь в устье Миньянга. Более благосклонно судьба отнеслась к «Фаиери Кросс», который вышел из китайского порта немного позднее «Ариела». Оно, обладая меньшей осадкой и мощным буксировщиком, с легкостью форсировало устье реки и вышло в море.

    Рано утром 30 мая в море практически одновременно вышли еще два клипера — «Типинг» и «Серика». К ним удалось присоединиться и «Ариелу». Через полутора суток в путь отправился «Тейтсинг». Благодаря удачному старту время выигрывал «Фаиери Кросс», но каждый моряк знал, что на таком продолжительном переходе это особой роли не играло. Ни один из клиперов, вышедших в море после всех вышеуказанных, уже не мог рассчитывать на победу.

    Таким образом гонка началась между пятью судами — «Ариел», «Фаиери Кросс», «Типинг», «Серика» и «Тейтсинг». Самым трудным было преодолеть первую часть пути. Капитаны и экипажи клиперов работали с максимальным напряжением, так как им приходилось лавировать против юго-западных муссонов. Чтобы достигнуть родных берегов, им следовало пройти Китайское море, Тайваньский пролив, проплыть близ Вьетнама и острова Борнео, преодолеть водное пространство между островами Индонезии, пересечь сначала пролив Гаспара, а затем — Сундайский.

    Первым в Аньер — место, где моряки пополняли продовольственные запасы,— прибыл «Фаиери Кросс», через небольшой промежуток времени на стоянку подошли «Ариел» и «Типинг», самыми последними, соответственно, пришвартовались «Серика» и «Тейтсинг». Немного отдохнув, суда вновь отправились в путь. Первым курс на остров Маврикий взял «Фаиери Кросс», за ним с промежутком в несколько часов отправились «Ариел» и «Типинг». «Серика» отстала от всех на один день, а «Тейтсинг» — на шесть.

    Суда летели к заветной победе на всех парусах со скоростью 14 узлов. В сутки им удавалось преодолеть более 330 км. Первым до острова Маврикий добрался «Фаиери Кросс», «Ариел» и «Типинг» появились в этой точке спустя одиннадцать дней, «Серика» — через 12 дней, а «Тейсинг» — спустя 13 дней.

    Около мыса Доброй Надежды клиперу «Ариел», несмотря на неприветливые ветры, штормы и внезапные штили, почти удалось догнать лидера. Но совершенно неожиданно в Южной Атлантике произошли следующие изменения: судно «Типинг», оказавшись ближе других к Африканскому континенту, выдвинулось на первую позицию и раньше других добралось до острова Святой Елены.

    На один день от него отстал «Фаиери Кросс», на два — «Ариел» и «Серика». Позже всех пересек экватор «Тейтсинг». После Двух месяцев одиночного плавания «Фаиери Кросс» нагнал «Типинг», и в течение восьми дней они плыли вместе.

    Но 17 августа фортуна отвернулась от двух лидеров. На море установился полный штиль. Начались тяжкие минуты ожидания. Вдруг команде «Типинга» удалось уловить в паруса легкий ветерок, и в мгновение ока судно скрылось за горизонтом. Таким образом, из-за неустойчивых переменных ветров в пятерке соревнующихся произошли некоторые перестановки. Широту Кеп Верде первым пересек клипер «Ариел», за ним по очереди прошли «Типинг», «Фаиери Кросс», «Серика» и «Тейтсинг».

    Шестого сентября клипер «Ариел» спустил паруса и лег в дрейф в полутора милях от маяка Дунгенес. Поднявшийся на его борт лоцман поздравил капитана Кея с прибытием первым из Китая. Через час к берегу подошел и запросил сигнальными ракетами лоцмана «Типинг». Вскоре оба судна на всех парусах устремились к южному побережью Англии.

    Весть о том, что в Лондон одновременно должны прибыть два чайных клипера, распространилась мгновенно. Берега канала, где должны проплыть знаменитые парусники, заполнили толпы людей. Затаив дыхание, англичане следили за плавными движениями великолепных судов.

    Вскоре оба клипера убрали паруса, и на мачтах взвились флаги позывных и вызова буксиров. В этот важный момент, когда секунды решали все, судьба более благосклонно отнеслась к команде «Типинга». Ей прислали, в отличие от соперников, мощный буксир, и судно вошло в устье Темзы на 55 минут раньше.

    Поменяв буксир, «Ариел» подошел к воротам Вест-Индского Дока. «Типинг» отправился в Лондон-Док, который был расположен выше по течению. Суда с нетерпением стали ждать прилива. И здесь удача была на стороне «Типинга». Обладая меньшей осадкой, он быстрее «Ариела» преодолел шлюзы и встал на разгрузку.

    В результате возникла довольно щекотливая ситуация. Никто точно не мог предугадать, капитан какого судна будет удостоен премии: «Типинга», пришвартовавшегося на 20 минут раньше, или «Ариела», прибывшего к доку раньше соперника на 10 минут. Капитаны поступили как истинные джентльмены. Они поделили премию пополам.

    С небольшим опозданием в Вест-Индском Доке пришвартовался к причалу клипер «Серика». Остальные суда прибыли в столицу Англии через несколько дней. События гонки еще долгое время были предметом спора и обсуждений поклонников парусного флота, а имена капитанов трех судов-лидеров — Мака Киннона («Типинг»), Кея («Ариел») и Инесса («Серика») — стали известны всему Лондону.

    Позднее в Англии были созданы пассажирские клипера. Их называли пакетботами. Например, в 1854 г. по заказу английского судовладельца Дж. Бейнеса построили судно данного типа «Лай-тнинг» («Молния»). Клипер легко развивал скорость до 18 узлов и входил в число наиболее красивейших и быстроходных кораблей мира.

    Он служил пассажирским экспрессом на линии Ливерпуль — Мельбурн. Расстояние между городами пакетбот преодолевал за 70 дней. Его экипаж состоял из 85—87 человек. За каждый рейс «Лайтнинг» перевозил до 500 человек. Пассажиров располагали в каютах 1-го и 2-го классов, которые размещались в твиндеке под главной палубой.

    Судно погибло в результате пожара 31 октября 1869 г. Причиной возгорания послужил груз шерсти. «Лайтнинг» был далеко не единственным знаменитым пакетботом, обслуживающим пассажирские линии. Из Нью-Йорка в Сан-Франциско ходил клипер «Янг Америка». Его конкурентом на этой линии являлся «Дэвид Кроккет».

    Большой популярностью у пассажиров пользовался еще один американский парусник — «Белле ов зе Сииз». Он был построен в 1857 г. Сначала пакетбот обслуживал линию Нью-Йорк — Сан-Франциско, затем курсировал между Лондоном и Мельбурном. Этот путь он преодолевал за 64 дня.

    В число самых быстрых клиперов входило судно под названием «Сэр Ланселот», которое было построено в 1865 г. на верфи Роберта Стала в Гриноке. При грузоподъемности равной 886 т он плавал со скоростью 17,5 узла. В 1867 г. клипер модернизировали, в результате чего он стал барком. Погиб «Сэр Ланселот» в 1895 г., попав в сильный ураган. К этому времени его возраст составлял 30 лет.

    Более счастливая судьба оказалась у его современника — чайного клипера «Катти Сарк». Судно построили в 1869 г. в Думбортане. Оно имело 29 парусов, а его длина по конструктивной ватерлинии составляла 65 м.

    Чайный клипер «Катти Сарк»
  • увеличено
  • Клипер с легкостью развивал скорость хода до 16 узлов и был постоянным участником чайных гонок, которые, как правило, заканчивались для него победой. Некоторое время он ходил под португальским флагом.

    В 1922 г. англичане, осознавая, что «Катти Сарк» является их национальным достоянием, выкупили судно и поставили на вечную стоянку. В общей сложности данное судно прослужило людям более 50 лет. Не раз оно находилось на краю гибели, но умелые действия капитанов, которых за все время существования клипера было всего шесть, предотвращали казалось бы неминуемую катастрофу.

    Клипер «Катти Сарк» обладал такой популярностью, что по его чертежам построили аналог, который был назван «Блекка-дер». В начале своей морской «карьеры» судно постоянно находилось на краю гибели. Во время шторма вблизи Тринидада у него рухнул рангоут; в водах Китая он столкнулся с другим кораблем; и в довершении всего тайфуном его выбросило на берег и т. д. Но всякий раз клипер выживал и продолжал исправно служить людям. С годами несчастья перестали преследовать «Блеккадер» и он благополучно закончил службу в 1905 г. под норвежским флагом.

    Прообразом винджаммеров послужил американский четырех-мачтовый клипер под названием «Грейт Рипаблик». Его спустили на воду в 1853 г. в городе Бостон. Работами руководил опытный и высокопрофессиональный конструктор Дональд Мак-Кей.

    Данное судно было самым большим из всех вышеперечисленных клиперов. Его длина составляла 102 м, а ширина — 16,8 м. Паруса имели весьма внушительную площадь равную 3 770 м2. Мачты возвышались над главной палубой на 69 м.

    Клипер «Грейт» свою карьеру начал неудачно. В 1855 г. парусник из нью-йоркского порта отправился в Австралию. Однако путешествие пришлось прервать из-за возникшего на борту пожара. Судно не погибло, но два года простояло в ремонте.

    Мастера срубили мачту и убрали верхнюю обгоревшую часть корпуса. В результате главной стала палуба, которая размещалась ниже. Уменьшенному в объеме корпусу уже не требовалось четыре мачты, поэтому установили всего три. Несмотря на это, «Грейт Рипаблик» оставался самым большим парусником в мире. В 1872 г. знаменитый клипер, попав в жестокий шторм у Бермудских островов, погиб.

    Постепенно океанские просторы стали покорять более усовершенствованные парусные конструкции с металлическими корпусами, рангоутом и стоячим такелажем из стальных тросов.