ИСТОРИЯ ФЛОТА

 
 

Грузовые суда

Традиционное грузовое судно отличается от пассажирского тем, что на его борту находится большое количество грузовых стрел, бортовых кранов, люков и палубных устройства способных перемещать грузы весом до 280 кг. Такие установки нужны прежде всего в портах, где своих перевалочных механизмов не хватает. Кроме того над палубой грузового корабля возвышаются полые мачты, служащие для вентиляции трюмов. Непосредственно над двойным дном судна находятся помещения для грузов — твинде-ки. В междудонном пространстве располагаются специальные танки, в которых, как правило, хранят пресную воду и горючее.

В палубных надстройках грузовых судов размещены: ходовой мостик, штурманская рубка, радиорубка, жилые и хозяйственные помещения, а также камбуз. Для современного специализированного судна характерна тенденция к увеличению размера и тоннажа, что ведет к сокращению практически всех видов эксплуатационных расходов.

Современное судно для перевозки грузов
  • увеличено
  • Проблема большой осадки крупногабаритных грузовых судов, для которых многие порты оказались недостаточно глубокие, разрешена с помощью лихтеров (корабли разгружаются в открытом море или на рейде).

    Современные суда для перевозки груза, в зависимости от назначения и заранее предусмотренной конструкции, делятся на несколько типов. Например, к одноцелевым относятся нефтетан-керы, газовозы, танкеры для транспортировки хлора, паромы для автомашин, зерновозы и суда для перевоза руды, серы, сахара, фосфатов и штучного груза — контейнеровозы, лихтеровозы и ролкеры.

    Существуют комбинированные суда, которые одновременно перевозят грузы различного типа. В первую очередь к ним относятся танкеры-рудовозы, одновременно транспортирующие нефть, РУДУ и массовые грузы.

    В порту нередко можно увидеть корабль, целиком выкрашенный в белый цвет. Это либо судно, предназначенное для перевозки разнообразных фруктов, либо плавучий рефрижератор, т. е. холодильная машина, которая устанавливается на судах для охлаждения грузовых трюмов при перевозке скоропортящихся продуктов. Светлый цвет защищает его корпус от перегрева солнечными лучами.

    Грузовое помещение данного судна опутано сетью холодильных змеевиков и снабжено установками искусственного климата. С помощью рефрижераторов транспортируют не только мясо, рыбу и яйца, но и тропические фрукты. Их загружают недозрелыми, так как в противном случае они дойдут до места назначения переспелыми.

    С 1969 г. важным нововведением в международном морском транспорте стали контейнерные и трейлерные перевозки. С тех пор докеры и моряки стали иметь дело с определенным видом упаковки — контейнером, в который можно вместить по 1, 2, 3, 5, 10 или 20 т груза. Иными словами, в судовой люк можно поместить целый автоприцеп или товарный вагон.

    Применение контейнеров имеет три преимущества. Во-первых, — экономия упаковочных материалов, во-вторых, — предохранение перевозимого груза от порчи в пути следования, в-третьих, возможность быстро произвести погрузочно-разгрузочные работы. Самые крупные контейнеровозы способны вместить до 3 тыс. контейнеров и доставить их в нужное место в кратчайший срок.

    Большой контейнеровоз
  • увеличено
  • Для перевозки контейнеров построены суда со специальной палубой. Большая часть из них имеет по два твиндека и мощные грузовые стрелы. В контейнерах транспортируют не только штучный, но и сыпучий груз. Одно судно данного типа может заменить три обычных грузовых. Большие контейнеровозы, не имеющие палубы, способны принять свыше 2 200 контейнеров.

    В последнее время огромное значение получил еще один вид грузоперевозок: система ЛАШ (Lighter Aboard Ship), или другими словами, плавучие контейнеры (лихтеры).

    Лихтеровоз типа ЛАШ
  • увеличено
  • Лихтеровоз — несамоходное морское судно, с помощью которого производятся беспричальные грузовые операции при погрузке и разгрузке на внутренних линиях.

    Лихтеры по форме напоминают сигарные ящики. Каждый из них имеет длину 19 м, ширину около 10 м, весит примерно 87 т и способен разместить 376 т груза.

    К корме стоящего в порту лихтеровоза лихтеры буксируются. Например, самое первое судно данного типа «Акадиа Форест» было способно принять на борт 73 лихтера. По прибытии грузового корабля контейнеры, как правило, спускают прямо в воду на рейде порта, где их подбирают буксиры или баржевозы.

    Погрузка или разгрузка крупного лихтеровоза осуществляется с помощью грузового лифта, который расположен в кормовой части судна. После того как его опускают на воду, портовый буксир завозит внутрь два груженых лихтера, и все это поднимается до нужной палубы. Затем груз опускают с помощью гидравлического механизма на стоящий на рельсах колесный поддон и катят до определенного заранее места, где и закрепляют. В основном лихтеровозы предназначены для передвижения по внутренним водам.

    В современном разгрузочном флоте существуют суда, которые являются своеобразной модификацией десантных кораблей с отсутствующими палубными устройствами. К ним относятся «ро-ро», или ролкеры.

    Ролкер-контейнеровоз
  • увеличено
  • Такие суда разгружаются или загружаются без помощи лифтов и кранов.

    Данный процесс осуществляется следующим образом: прибывающие в порт по железной дороге или на автомобилях контейнеры и прочие грузы устанавливаются на подвижной тележке — ролл-трейлере. На ней через кормовой лацпорт ролкера груз въезжает на палубу, где его и закрепляют. Грузы, оснащенные колесами (тракторы, легковые и грузовые автомашины и т. п.), передвигаются к трюму своим ходом.

    Вершиной механизации морских перевозок массовых грузов является саморазгружающееся судно, которое, в отличие от всех остальных, имеет под трюмами туннель с движущейся конвейерной лентой. Например, процесс разгрузки выглядит следующим образом: через люки, открываемые гидравлическими приводами, сыпучий груз падает на ленту и по ней доставляется на берег с носа или кормы корабля.

    Еще одним выдающимся изобретением человечества является танкер. Само слово произошло от английского слова «tank» — цистерна. Таким образом, танкер — это судно для перевозки жидких грузов (нефти, кислоты, растительного масла, расплавленной серы и т. д.) в судовых цистернах (танках). Дедвейт танкера-нефтевоза составляет свыше 500 000 т.

    Танкеры принадлежат к особому типу судов.

    Танкер
  • увеличено
  • Нефть уже давно сделалась самым чувствительным нервом всего мирового хозяйства. Зачастую «черное золото» выгоднее всего перевозить не по суше, а по воде. Только в распоряжении американцев, которые являются самым большим потребителем нефти в мире, находятся 2 600 танкеров дедвейтом 47 000 т каждый и 55 супертанкеров дедвейтом по 250 000 т. Путь, по которому движутся суда данного типа, называют нефтяной дорогой.

    Уже в XIX в., когда главным сырьем был уголь, сырую нефть перевозили в деревянных и цинковых бочках, а специальные парусные суда для перевозки нефти появились в 60-х гг. того же века. Некоторые из них имели полые стальные мачты, которые соединялись с резервуарами для нефти.

    Самым первым морским судном для перевозки нефти в танке, стенками которого служила наружная обшивка, стал парусник «Атлантик», построенный в 1863 г. Данный тип танкера, резервуаром для нефти в котором служит судовой корпус, существует и по сей день. Важным компонентом его конструкции стала диаметральная переборка. К концу XIX в. в мире насчитывалось уже 180 танкеров, а к началу Первой мировой войны они составляли 3% мирового торгового флота. К 1939 г. тоннаж танкеров составил шестую часть тоннажа мирового флота.

    С каждым годом потребности в нефти росли. Данный процесс был связан с непрерывным развитием химической промышленности и появлением все большего числа моторной техники. Соответственно росли масштабы добычи нефти и требования к ее транспортировке. Вряд ли найдутся такие суда, размеры и тоннаж которых возросли бы так быстро, как у танкеров.

    Рост размеров судов-танкеров с момента их появления и до 1976 г.
  • увеличено
  • Танкерный бум продолжался вплоть до середины 70-х гг. и Привел к избытку нефтеналивного транспорта общим дедвейтом 500 000 000 т. Чтобы скоординировать спрос и предложение, многим западным фирмам пришлось некоторые танкеры отправить на слом, а часть судов поставить на прикол.

    Развитие танкеростроения происходило с учетом особенностей И преимуществ судов-гигантов (например, при перевозке нефти на обычном судне, которое может вместить 100 000 т нефти, транспортные издержки намного выше, чем при использовании танкера грузоподъемностью 16 000 т). Сегодня большие танкеры И супертанкеры полностью автоматизированы и обслуживаются сравнительно небольшим по численности экипажем. В данном случае даже самая длинная перевозка обходится намного дешевле, чем при эксплуатации обычного судна.

    Раньше процедуры погрузки и загрузки были очень длительными. Поэтому в последнее время конструкторы ставят перед собой задачу улучшить технические параметры насосных и портовых установок, а также усовершенствовать оборудование танкеров. Современные суда данного типа загружаются и разгружаются, как правило, в полуавтоматическом режиме. Некоторые танкеры способны одновременно освобождаться от балласта и погружать 40 тыс. т сырой нефти за десять часов.

    Из-за огнеопасного груза главный двигатель на танкере расположен в кормовой части. От грузового отсека его отделяют две переборки, между которыми пространство заполнено водой. На судне находятся несколько танков, которые ограничены продольными поперечными переборками. Они ставятся для того, чтобы жидкий груз в пути не качался из стороны в сторону. Данная конструктивная особенность к тому же дает возможность одновременно перевозить сразу несколько сортов различных нефтепродуктов.

    Для снижения вязкости и облегчения процесса разгрузки между танками нередко прокладываются нагревательные трубопроводы (для подогрева нефти перед выгрузкой). Очищают танки паром. От кормы до носа над палубой танкера пролегают мостики, по которым находящиеся на вахте могут проходить вдоль судна.

    Но увеличение тоннажа имеет и отрицательную сторону: из-за чрезмерной осадки танкерам закрыт доступ в некоторые окраинные моря, проливы и каналы, что, естественно, сильно ограничивает радиус их маршрутов. Так, например, для современного танкерного флота, который движется в Балтийское море из Атлантики, в качестве вариантов трасс сразу отпадают Кильский канал и проливы Зунд, Малый Бельт.

    Обычно выгрузка нефти производится на рейде с помощью нефтепроводов или лихтеров. Близ открытого берега это сделать возможно лишь при условии спокойного моря. А так как это случается редко, то для выгрузки нефти придумали защищенные от капризов погоды глубоководные бухты, расположенные Нефть представляет большую угрозу для морской среды. В 1973 г. в рамках Межправительственной морской консультативной организации была принята международная конвенция, касающаяся конструкции супертанкеров, в которой было установлено: для уменьшения количества вытекаемой в случае аварии в море нефти отдельные грузовые емкости супертанкеров не должны превышать 30 тыс. м3.; танкеры должны иметь двойное дно и технические приспособления для улучшения маневренности судна. После катастрофы, произошедшей в 1978 г. с танкером «Амоко Кадис» (потерпел аварию у побережья Бретани), во всем мире предприняли шаги, направленные на то, чтобы все суда данного типа соблюдали элементарные требования безопасности на воде.

    С середины 70-х г. из-за переизбытка транспортных средств и возросшей потребности часть танкеров-нефтевозов переоборудовали в газовозы. Поскольку газ перевозить морем можно только в сжиженном состоянии, были созданы специальные танкеры для перевозки природного (серия LNG) и синтетического (серия LPG) газа.

    Танкер-газовоз LNG
  • увеличено
  • Газовозы считаются самыми дорогими из всех имеющихся судов. Максимальная температура, которая должна поддерживаться в их грузовых отсеках, составляет — 162 °С, что намного ниже того температурного режима, который обычно вырабатывается холодильными установками рефрижераторных судов. Из-за опасного груза осадка газовозов очень незначительна, а скорость составляет 20 узлов (37 км/час). Суда с необычными силуэтами, оборудованные гигантскими высоко выступающими над палубой стальными шаровыми танками, имеют еще одно немаловажное преимущество: постоянно испаряющийся газ не улетучивается в атмосферу, а подается к двигателю судна. Таким образом газовозы покрывают свою потребность в топливе на 70%. Важнейшие трассы судов данного типа проходят через Алжир, Ливию и Аляску.