ИСТОРИЯ ФЛОТА

 
 

Китобойные суда

Основным продуктом, ради которого китобои выходили в море, был китовый жир. Его вытапливали прямо на борту судна или на Одном из близлежащих островов, а затем наливали в бочки, где он мог храниться очень долго. Через несколько лет жир мог использоваться как горючее для светильников. В то время это было одна из главных статей применения китового жира, так как позволяла уходить в длительные плавания и сохранять добычу.

С развитием судостроения появились трехмачтовые парусные китобойные суда, напоминающие небольшое промышленное предприятие, своего рода судно-фабрику.

Охотой на китов моряки в основном занимались днем. Гигантские туши морских великанов вытаскивали через борт на судно и срезали с них сало. Жир вытапливали по ночам, чтобы к утру освободить палубу для приема новой добычи. На палубе имелась печь с встроенными в нее котлами. В них мастеровые-жировары получали китовый жир. В котлах имелись выпускные краны, через которые растопленный жир разливали в бочки.

На первых трехмачтовых судах китобои находились в плавании по два и более года. Условия жизни экипажа были тяжелыми, поскольку машин, облегчающих труд еще не было.

В 1868 г. норвежец Свен Фойн изобрел гранатный гарпун, заменивший ручное орудие китобоев — острогу. В конце XIX в. появились первые паровые китобойные суда, что позволило рыбакам вести промысел в Арктике, а с XX в. в Антарктике.

В 1905 г. в одной из норвежских гаваней снялось с якорей первое в мире судно-фабрика для переработки китовых туш. Современные китобойные суда действуют по тому же производственному циклу, что и первая норвежская плавучая фабрика, однако, естественно, отличаются от нее большим техническим совершенством, достигнутым благодаря автоматизации трудоемких процессов. Таким образом, новейшие китобойные суда — это не только транспортные средства, но и фабрики по переработке добытых китов.

Со временем морские суда-фабрики были внедрены и в рыболовный промысел. Однако это стало возможным только после изобретения установок для глубокого замораживания рыбы. Дело в том, что в рыбе главную ценность представляет не жир, пригодный к длительному хранению, а скоропортящийся белок. При глубоком замораживании рыбы структура ее тканей сохраняется неизменной даже после того, как она оттает. Только необходимо, чтобы морозильный цикл был непрерывным и рыба оттаяла не раньше, чем дошла до потребителя. Современные промысловые суда предназначены для добычи и обработки рыбы, а также морского зверя и других нерыбных объектов.