СЛОВАРЬ
А
Абордаж — способ ведения боя гребными и парусными кораблями
(до XIX века); сцепление атакующего корабля с неприятельским для
захвата его в рукопашном бою.
Аванпорт — 1. Приспособленная для якорной стоянки судов
и, как правило, защищенная от волнения искусственными сооружениями
внешняя часть порта. Для причаливания судов к берегу не оборудована.
2. Один из двух портов, находящихся в устье реки, который расположен
на более близком расстоянии к морю. 3. Акватория в верхнем бьефе
судоходного канала, защищенная оградительными сооружениями. Предназначена
для отстоя ожидающих шлюзования судов или для формирования из судов,
прошедших шлюз и направляющихся далее по водохранилищу, буксируемого
состава.
Авария — повреждение судна, его механизмов или устройств
судна, препятствующие нормальной эксплуатации судна.
Аварийная осадка — осадка судна в результате затопления
одного-двух отсеков при аварии.
Авианесущий корабль — боевой надводный корабль, имеющий
в составе своего вооружения самолеты или вертолеты.
Авианосец — боевой надводный корабль, основной ударной силой
которого являются палубные самолеты и вертолеты.
Авизо — достаточно быстроходный корабль небольшого водоизмещения,
используемый для выполнения задач разведки и посыльной службы.
Аврал — работа на судне, в которой задействованы все члены
экипажа или значительная его часть. Вызов экипажа для авральной
работы производится специальным сигналом и командой «Все наверх!»,
т. е. на палубу. К авральным относятся работы, связанные с перемещением
судна в пределах рейда, производимый вручную выбор из воды буксирного
троса, постановка дебаркадеров в начале навигационного периода и
на зимовку, аварийные работы, направленные на исправление повреждений
машины или корпуса судна, если эти повреждения препятствуют его
движению и т. д.
Азимут — угол, образуемый между линией на плоскости или
любым заданным направлением и вертикальной плоскостью, проходящей
через эту точку и наблюдаемый объект. Отсчитывается от севера или
юга по часовой стрелке от 0 до 360 градусов.
Айсберг — плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника;
большая часть ее объема находится под водой. Айсберг может быть
на плаву или сидеть на мели.
Акватория — участок водного пространства в пределах порта,
в установленных границах района океана, моря, водохранилища. Служит
стоянкой судам, находящимся под загрузкой и погрузкой, для ремонта
судов, испытания техники и др.
Амфибия — судно, способное перемещаться по суше и по воде.
Анкерок — бочонок для хранения пресной воды на шлюпках (емкостью
от 12 до 24 л).
Антициклон — область повышенного атмосферного давления с
вихреобразными точками воздуха, расходящимися от центра, характеризующаяся
малой облачностью, слабыми ветрами, отсутствием осадков. Давление
в антициклоне уменьшается с отдалением его от центральной области.
Артиллерийский корабль — боевой корабль, основным вооружением
которого является реактивная и ствольная артиллерия.
Атомная подводная лодка — подводная лодка с ядерной энергетической
установкой.
Багор — шест, на одном конце которого имеется металлический
крюк и острие. Острие служит для отталкивания судна, крюк — для
подтягивания и удержания судна при подходе и отходе от пристани,
другого судна и т. д. Применяется на шлюпках и малых судах. Цельнометаллические
багры употребляются в качестве пожарного инструмента.
База судоремонтная — предприятие, предназначенное для ремонта
судов. Бывают береговые и плавучие.
Байдара — гребное судно, использовавшееся на Днепре. На
Камчатке и Алеутских островах так называют самодельные лодки из
тюленьей кожи с деревянным каркасом.
Байдарка— 1. Легкая спортивная лодка на 1—2 человек. 2.
Промысловая быстроходная морская лодка, управляемая двухлопастным
веслом.
Бак — надстройка судна в носовой части, доходящая до форштевня.
На речных судах баком называется возвышение над палубой в носовой
части судна. На баке устанавливаются механизмы для подъема якорей.
Бакен — основной плавучий знак речной судоходной обстановки
для обозначения навигационных опасностей или фарватера. Представляет
собой установленную на деревянном плотике трехгранную деревянную
пирамиду, которая окрашивается в красный (правая кромка судового
хода, правый берег) или белый (левый берег) цвета. Ночью на бакене
зажигается сигнальный огонь красного (правый берег) или белого (левый
берег) цвета. В местах массового скопления огней (населенные пункты,
пристани и пр.) допускается замена белого огня зеленым. На бакене
применяется керосиновое или электрическое освещение.
Бакинский норд — местный северный холодный ветер, дующий
у побережья Баку и сопровождающийся большим количеством пыли.
Бакштаг — 1. Снасть стоячего такелажа, применяемая для крепления
в определенном положении дымовой трубы, мачты или стеньги, причем
один конец бакштага крепится к палубе у борта судна, а другой —
к верхней части мачты, трубы, стеньги. Бакштаги всегда парные —
правый и левый. 2. Курс судна относительно ветра (полным ветром).
Если считать углы от носа судна, при бакштаге угол между направлением
ветра и диаметральной плоскостью судна больше 90, но меньше 180
градусов.
Балктанкер — судно специальной постройки, способное перевозить
жидкие и сыпучие грузы.
Балл — условная цифровая отметка для оценки по определенной
шкале какого-нибудь явления (силы шторма, землетрясения, ветра).
Балласт — груз (вода, песок), помещаемый на судно для улучшения
его мореходных качеств.
Баллер руля — ось вращения руля. Внизу соединена с пером
руля, а вверху — с рулевым приводом.
Банка — отдельно лежащая мель, образованная возвышенностью
морского дна. Бывают песчаные, каменистые, коралловые и т. д.
Баржа — грузовое несамоходное судно.
Барк — морское парусное судно с тремя и более мачтами; имеет
прямые паруса на всех мачтах, кроме последней (на ней ставятся косые
паруса).
Барка — речное, беспалубное, несамоходное, плоскодонное,
грузовое, деревянное судно без руля.
Баркалон — суда, сходные с галесами. Строились во времена
Петра I
Баркас — самоходное судно небольших размеров, предназначенное
для обслуживания портов, затонов и местных перевозок грузов. Точно
так же называется самая большая шлюпка на военном корабле.
Баркентина (или шхуна-барк) — морское трехмачтовое судно
с прямыми парусами на передней мачте и косыми — на второй от носа
и задней.
Бензиновоз — наливное судно, предназначенное для перевозки
бензина и других производных продуктов нефти.
Береговой знак — знак, служащий для ориентировки cудово-дителей.
Он бывает: указательным (или направления супового хода) — весенним,
перевальным, ходовым и др.; сигнальными — семафорная мачта; предупредительным
и оповестительным — столб у надводных и подводных сооружений, знаки
«Внимание» и «Сигнал» и др.
Бермудское вооружение — вид вооружения парусников. Состоит
из косых парусов в виде вытянутых прямоугольных треугольников.
Берстер — местный сильный шквалистый южный и юго-восточный
ветер, дующий от побережья Австралии.
Бест — узкая, длинная, легковесная шлюпка полукруглого сечения
для одного человека. Имеет выносные уключины и подвижные сиденья;
вместо киля — плавник-стабилизатор.
Бизань — 1. Кормовая мачта на парусном судне (с тремя и
более мачтами). 2. Нижний парус на бизань-мачте.
Бимс — поперечная балка или брус, поддерживающий палубу;
часть поперечного набора судна. Различаются холостые, рамные бимсы
из металла или дерева.
Бирема — боевой гребной корабль с двумя ярусами весел. Применялись
в Древней Греции и в Древнем Риме в VIII—I вв. до н.э.
Бом-брам — часть слова, которым называются рангоут, такелаж
и паруса, принадлежащие четвертому снизу колену мачты парусного
судна.
Боковые суда — специальные суда для постановки, обслуживания.
Бора — сильный северо-восточный ветер, дующий осенью и зимой
у восточного побережья Черного и в Адриатическом море.
Борей — северный ветер, дующий с гор, в Греции.
Борт — совокупность элементов набора и обшивки, образующих
боковые стенки корпуса судна.
Бот — небольшое одномачтовое гребное судно, парусное или
моторное. Применяется для ближних разъездов или перевозок грузов.
Бофорта шкала — 12-балльная шкала для оценки силы ветра по его
действию на наземные предметы и по волнению моря.
Боцман — должность младшего командного состава экипажа судна,
непосредственный начальник палубной команды по хозяйственным судовым
работам. В его обязанности входит: организация судовых работ, содержание
судна в чистоте, наблюдение за исправным состоянием трюмов, обучение
рядового состава палубной команды и т. п. Боцман заведует трюмами,
такелажем, якорными, буксирными и швартовыми устройствами и принадлежностями,
тросами, блоками и др. На военных кораблях может быть несколько
боцманов, и только один из них главный.
Брам — часть от всех слов, которыми называют рангоут, паруса
или такелаж, принадлежащие третьему снизу колену мачты парусного
судна (брам-стеньге).
Брама — деревянная баржа (дебаркадер). Предназначена для
перевозки грузов на рейдах в тех пунктах, где не могут пройти крупные
корабли.
Брамсель — прямой парус; бывает верхний и нижний, которые
ставятся на брам-стеньге на больших парусных судах. Брамселем летучим
называется парус, рей которого не оснащен брасами и топенантами.
Брандвахта — несамоходное служебное судно с надстройками.
Предназначено для проживания команд судов, партий водолазов и т.
д.
Брезент — полотнища парусины, сшитые вместе. Предназначен
в основном для закрытия люков судна, накрывания груза, используется
как подстилочный материал и т.п.
Бриг — боевое двухмачтовое судно (XVIII—XIX века) с прямыми
парусами на обеих мачтах.
Бригантина — морское парусное двухмачтовое судно (XVI— XVII
века). Имеет прямые паруса на передней мачте (фок-мачте) и косые
— на задней (грот-мачте).
Бриз — ветер, который дует на морском побережье и меняет
свое направление два раза в сутки: днем он дует с моря, а ночью
— с берега.
Броситься к ветру — выражение, которое означает, что парусное
судно очень быстро поворачивается по направлению к ветру (обычно
произвольно или по ошибке рулевого).
Бугель — 1. Деталь гребного колеса с поворотными лопастями.
2. Кольцо для крепления на мачте или грузовой стреле, называющееся
в зависимости от положения (например, бугель на середине рея).
Буй причальный — буй большого размера и грузоподъемности.
Устанавливается в открытом водном пространстве на прочных якорях
и используется для временного причаливания судов.
Буксир — самоходное судно для вождения (буксировки) несамоходного,
плотов и др. Иногда так называют трос, при помощи которого крепится
буксируемое судно.
Буксировка — способ вождения при помощи буксира любого несамоходного
судна, плота или другого плавучего сооружения.
Буря — ветер, дующий длительное время с большой силой и
причиняющий разрушения. Представляет большую опасность для судов.
Бухта — небольшой залив, защищенный от ветра и обособленный
от открытых вод отрезками берега или островами, удобный для стоянки
судов.
Бушприт — приспособление, с помощью которого отдают якорь.
Представляет собой конусообразный деревянный брус, расположенный
в носу судна.
В
Ванты — стальные или пеньковые тросы, с помощью которых
мачта крепится с боков.
Ватервейс — крайний утолщенный деревянный брус на палубе
парусных судов. Предназначен для связывания бимсов, увеличения продольной
плоскости судна и предохранения его от попадания воды.
Ватерлиния —- линия соприкосновения спокойной поверхности
воды с корпусом плавающего судна. Грузовая отметка совпадает с поверхностью
воды при полной загрузке судна и соответствует максимально допустимой
в эксплуатации осадке.
Вахта — 1. Основной вид дежурства на кораблях, обеспечивающий
их безопасность, плавание. 2. Часть экипажа, несущая вахтенную службу.
3. Промежуток времени, в течение которого ведется дежурство.
Вахтенный журнал — книга, в которую вахтенный начальник
судна в хронологическом порядке записывает информацию: состояние
принятой вахты, происшествия во время вахты, встреченные суда, состояние
погоды, глубину наиболее трудных перекатов и т. п. Обязательно указывается
время прибытия в порт-пристань, время отправления или проследования
судна. Записи в журнале имеют официальный характер и силу юридического
доказательства.
Вельбот — легкая, быстроходная пяти- или шестивесельная
шлюпка.
Верп-верпанкер — судовой якорь, предназначен для завоза
судна в тех случаях, когда необходимо оттянуть корму, перетянуться
в другое место или сняться с мели.
Верповальные суда — используются для увеличения скорости
движения сплавных плотов при недостаточной скорости течения путем
перетяжки. Оборудованы специальными электрическими или паровыми
лебедками.
Вертикал — круг на небесной сфере, проходящий через точку
зенита и надира.
Верфь — предприятие для постройки судов.
Весло — приспособление, служащее для перемещения судна.
Вест — то же, что и запад.
Ветер морской — ветер, дующий с моря.
Веха — 1. Круглый деревянный шест. Применяется при топог-рафо-геодезических
работах для обозначения различных точек местности, хода или передвижения
земснаряда (при вешении линии). 2. Предостерегательный знак, устанавливаемый
на мертвом якоре.
Вира — термин, означающий «выбирай, поднимай, тащи вверх».
Водоизмещение судна — количество вытесненной судном воды;
характеристика размеров судна.
Вокзал морской — сооружение на берегу, предназначенное для
обслуживания пассажиров.
Вооружение судна — приведение судна в полную готовность
для плавания (снабжение такелажем и оснасткой).
Выбрасываться на берег судном — вынужденный маневр, единственный
способ спасения людей на терпящем бедствие судне.
Вымпел — длинный флаг треугольной формы или с раздвоенными
концами; поднимаемый на мачте военного корабля; служит признаком
государственной принадлежности корабля.
Вытравить — выпустить постепенно на всю длину якорную цепь
или трос.
Гавань — часть портовой акватории, искусственно или естественно
защищенная от ветра, волн и течений; пространство для стоянки, ремонта
и зимовки судов. Также называется часть акватории порта для производства
грузопассажирских операций.
Газотурбоход — суда с газотурбинными силовыми установками.
Применялись в середине XX века.
Галеас — военный парусно-гребной корабль типа галеры.
Галера — военное гребное судно, получившее распространение
в средневековье.
Галион — парусный военный корабль, распространенный в Англии,
Франции и Германии в XVI—XVII вв.
Галиот — небольшое транспортное двухмачтовое судно, распространенное
в Германии и Скандинавских странах в XVHI-XIX вв.
Гале — 1. Курс судна относительно ветра. Различают левый
и правый галс (в зависимости от того, с какой стороны дует ветер).
2. Отрезок пути судна (от поворота до поворота), идущего зигзагообразным
курсом при встречном ветре, тралении и т. д.
Гафель — рей, ставящийся вдоль судна и.закидывающийся в
бока. Укрепленный наклонно в верхней части мачты, может подниматься
по ней вверх. Предназначен для крепления верхней кромки косого паруса
— триселя.
Гиг — беспалубная корабельная шлюпка с наборной обшивкой.
Гик — часть рангоута парусного судна, которая представляет
собой горизонтально расположенное бревно, укрепленное подвижно одним
концом позади мачты в нижней ее части, а другим направленное к корме
(нок). Предназначен для растягивания нижней кромки косого паруса
(триселя).
Гиты — блоки, по которым ходят парусные снасти.
Гичка — легкая быстроходная гребная шлюпка с транцевой кормой.
Использовалась до 1917 года.
Глобус — изображение карты на поверхности шара, сохраняющее
геометрическое подобие контуров и соотношений географических объектов.
Глубина — высота слоя воды над ложем водного бассейна в
данный момент и в данном месте.
Голова руля — верхняя цилиндрическая часть руля (баллер),
проходящая внутрь судна. Служит для вращения руля.
Гонг — металлический ударный инструмент в форме диска. Используется
на судне для подачи особых сигналов.
Гондола — венецианская длинная, плоскодонная лодка с тентом
или с каютой для пассажиров и поднятым фигурным носом и кормой.
Горизонт — кривая, ограничивающая часть земной поверхности,
доступную взору. Имеет на открытой местности вид окружности.
Грот — 1. Название второй по счету мачты, если считать от
носа. 2. Приставка к названиям частей рангоута, стоячего и бегучего
такелажа и парусов, расположенных на этой мачте. 3. Нижний парус
грот-мачты.
Груз — общее название товаров, перевозимых на судне.
Губа — залив с устьем реки в его глубине.
Гюйс — флаг, который поднимается в носу на некоторых военных
кораблях во время их стоянки на якоре. Гюйс обычно поднимается в
8 часов утра и спускается с заходом солнца.
Д
Джонка — военное или грузовое деревянное парусное судно,
предназначенное для плавания по рекам и прибрежным районам, получила
распространение в Юго-Восточной Азии.
Доггер — рыболовное двух-трехмачтовое парусное судно с га-фельным
вооружением, предназначенное для ловли сельди.
Докер — портовый грузчик или рабочий.
Долгота географическая — одна из координат, определяющая
положение точек на поверхности Земли, Солнца, планет и на небесной
сфере относительно начального меридиана (за который принят гринвичский).
Считается в сторону востока и запада от О до 180 градусов.
Драить (надраить) — 1. Туго натягивать, набивать, выдувать.
2. Чистить палубу, медные части и т. д.
Дрифтер — парусно-маторное рыболовное судно.
Е
Ела — норвежское промысловое беспалубное судно, построенное
по образцу судов викингов.
Ж
Журнал путевой — обязательный документ на каждом судне,
который ведется штурманом или помощником капитана. В журнале отмечается
каждая работа судна и его состояние. Ведется беспрерывно в течение
всей навигации. Всякая работа на судне начинается с оформления соответствующего
приказания; номер, дата и указание, от кого исходит приказ, также
записываются в журнал.
З
Задраивать, задраить — плотно закрепить при помощи задраек
люк, иллюминатор, водонепроницаемую дверь и т. д.
Задрайка — 1. Приспособление для плотного закрывания иллюминаторов,
люков, водонепроницаемых дверей и т. д.
Зеркало воды — площадь воды, ограниченная берегами.
Зюйд — то же, что и юг.
И
Иллюминатор — застекленное окно на судне для освещения и
вентиляции внутренних помещений. Бывают круглые и прямоуголыше,
глухие и открывающиеся, с водонепроницаемыми крышками и без них.
Обычно выполняются из толстого стекла с глухой крышкой.
Иол — двухмачтовое парусное судно с косыми парусами и кормовой
мачтой, установленной позади оси баллера руля.
К
Кабельтов — 1. Внесистемная единица длины, применяемая в
мореходной практике. 1 кабельтов = 0,1 мили (морской) = 185,2 м.
2. Растительный трос кабельной работы.
Каботаж — судоходство между портами одной страны. Различают
большой (между портами разных морей) и малый (между портами одного
моря).
Камбуз — 1. Судовая кухня. 2. Металлическая плита на судне.
Канат — гибкое изделие из стальных, синтетических или растительных
волокон.
Канонерская лодка — боевой корабль с мощным артиллерийским
вооружением, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных
районах моря, озерах и реках.
Каноэ — спортивное гребное судно с высокими штевнями.
Капер — частновладельческое судно, вооруженное для ведения
боевых действий в районе морских коммуникаций противника.
Капитан — офицерское звание в вооруженных силах. Капитан
судна — лицо, возглавляющее судовой экипаж и осуществляющее управление
судном.
Каравелла — морское парусное судно XIII—XVII веков с 3—4
мачтами, одной палубой, высокими бортами и надстройками в носовой
части и на корме. X. Колумб достиг на ней берегов Северной Америки,
а Васко да Гама — Индии.
Каракка — парусное судно XIV—XVI вв. Впервые появилось в
Португалии, затем получило распространение в Англии и Франции. Применялось
для перевозки грузов и для боевых действий.
Карта — условное изображение на плоскости всей поверхности
земли или ее частей в проекции и масштабе.
Катамаран — судно с двумя параллельными корпусами, соединенными
в верхней части.
Катер — общее название небольших, обычно быстроходных судов
различного назначения.
Качка — колебательное движение судна, плавающего на воде
и выведенного из состояния равновесия.
Каюта — помещение на судне, предназначенное для проживания
экипажа и пассажиров судна.
Кают-компания — общее помещение для командного состава судна.
Служит столовой, местом собраний и отдыха.
Квадрирема — гребной боевой корабль флота Древнего Рима
с 4 рядами весел.
Квинквирема — гребной боевой корабль флота Древнего Рима
с 5 рядами весел.
Кеч — небольшое парусное судно с двумя мачтами и косыми
парусами.
Киль — основная балка, проходящая посредине днища судна
от носовой до кормовой оконечности и обеспечивающая продольную прочность
судна.
Кильватер — строй кораблей при следовании один за другим.
Кильсон — продольная связь днища судна. На судах с поперечной
связью делаются интеркостельные кильсоны.
Кливер — косой треугольный парус, поднимаемый впереди фок-мачты.
Клюз — отверстие в палубе и надводной части борта судна
для пропуска якорной цепи и троса.
Кнехты — стальная или чугунная (обычно пустотелая) парная
тумба, за которую закрепляются швартовные или буксирные тросы. Укрепляется
на палубе судна или причале.
Кница (косынка) — 1. Небольшой лист стали треугольной или
другой формы. Служит для соединения деталей набора судна (шпангоутов,
бимсов и т. д.). 2. Корневая деревянная кокора, которая применяется
на деревянных судах для соединения бимсов с приставками.
Когг — грузовое парусное судно с одной мачтой и прямым парусом.
Применялось в XIII—XV вв. в Европе.
Кок — повар на судне.
Компас судовой — навигационный прибор, который указывает
курс судна относительно сторон горизонта.
Конец — общее название снасти, часто небольшой длины.
Корабль — то же, что и судно. В современном русском языке
так называются в основном военные суда. В парусном флоте — 3—4-мачтовое
судно с прямыми парусами на всех мачтах.
Корвет — трехмачтовое военное судно XVII—XIX вв. с прямым
парусом и 18—30 орудиями. Использовалось в разведывательных и посыльных
целях.
Корма — подводная и надводная задняя оконечность судна.
Кортик — колющее холодное оружие с прямым клинком различной
формы и рукояткой с крестовиной и головкой. Появился в конце XVI
века как абордажное оружие. В настоящее время его ношение присвоено
начальствующему составу флота.
Коч — поморское палубное парусно-гребное одномачтовое судно,
прспособленное к плаванию во льдах.
Круг спасательный — средство спасения, находящееся на судне
для оказания помощи людям, упавшим за борт.
Кубрик — жилое помещение для команды в корпусе судна.
Кунгас — небольшое рыболовное судно на Дальнем Востоке.
Курс — направление движения судна. Определяется измерением
угла между меридианом и носовой частью диаметральной плоскости судна.
Курс корабля относительно ветра — угол между линией направления
ветра и диаметральной плоскостью судна. Считается от 0 до 180 градусов
от носовой части судна и по каждому борту. Курс судна называется
в соответствии с величиной угла: менее 90 градусов (8 румбов) —
круто к ветру (бейдевинд); 90 градусов — полветра (галфвинд); более
90 градусов — полный ветер; 180 градусов (16 румбов) — по ветру
(фордевинд). В зависимости от того, каким бортом судно обращено
к ветру к слову добавляется «галс левый» или « галс правый».
Л
Лавировать — идти против ветра на парусах зигзагами, по
ломаному курсу.
Лаг — прибор для определения пройденного расстояния относительно
воды и скорости хода.
Ладья, лодья — парусное грузовое палубное судно, вышедшее
из употребления.
Лайба — морское грузовое палубное судно с гафельным вооружением
(применяется в основном в Финском заливе).
Лайнер — название быстроходных транспортных судов, совершающих
регулярные рейсы между определенными портами.
Левеш — южный теплый ветер в Испании.
Ледокол — судно, прокладывающее путь другим судам путем
разрушения ледяного покрова и поддерживающее навигацию в зимнее
время.
Леер — ограждение (тросовое, металлическое и т. д.) на судне
вдоль бортов или люков; трос для постановки некоторых парусов.
Лесовоз — сухогрузное судно, предназначенное для перевозки
лесоматериалов.
Лесте — пыльный ветер на Канарских островах.
Лечь в дрейф — 1. На механическом судне — смещение с заданного
курса и перемещение с неработающими двигателями под воздействием
ветра и течения. 2. На парусном судне — расположение парусов с таким
расчетом, чтобы часть из них работала вперед, а часть — назад.
Лиман — залив, образующийся при затоплении морем устьев
рек, отделенный от моря узкими и невысоким косами. Некоторые лиманы
сообщаются с морем.
Линейный корабль — крупный боевой корабль с мощной артиллерией
и броней, предназначенный для уничтожения в морском бою кораблей
всех классов.
Лисели — паруса на судах. Используются в помощь прямым парусам
и ставятся по их сторонам при попутном ветре. Название получают
в зависимости от места постановки (например, брам-лисели).
Лихтер — несамоходное грузовое судно (деревянное или металлическое).
Лодка судовая — небольшое деревянное гребное судно, которое
применяется на судах в качестве спасательных средств, рабочих лодок
для завоза чего-либо и т. д.
Лопасть — 1. Рабочая часть гребного винта и гребного колеса.
2. Лопатообразная часть весла.
Лот — прибор для измерения глубины воды с судна. Различаются
ручные, механические, гидроакустические, электрические (эхолот).
Лоцбот — небольшая лоцманская гребная лодка, остойчивая
во время волнения.
Лоция — 1.Часть науки о судовождении, изучающая условия
плавания в водных бассейнах. 2. Руководство для плавания в определенном
бассейне с подробным описанием его навигационных особенностей.
Лоцман — специалист по проведению судов, знающий местные
условия плавания.
Люгер — небольшое трехмачтовое палубное судно с косым рей-ковым
вооружением и 10—16 пушками.
Люк — вырез в палубе судна.
М
Майна — 1. Выражение, употребляемое на судах в значении
«вниз». 2. Пространство чистой воды среди льда.
Маневры — 1. Передвижение судов с целью формирования составов.
2. Работа главной судовой машины на переменных ходах и разных оборотах
при швартовке, плавании во льдах и т. д.
Манишка — флаг белого цвета. Применяется для сигнализации
в дневное время при расхождении и обгоне судна.
Марс — площадка в верхней части мачты для наблюдения, установки
прожекторов и различных приборов.
Марсель — прямой парус, который ставится на марса-рее.
Матрос — воинское звание в военно-морском флоте, соответствующее
званию рядового в других родах войск. В торговом флоте — служащий
в составе судовой команды.
Мачта — металлическая или деревянная конструкция на судах,
закрепленная в вертикальном положении на палубе. Используется для
постановки парусов, приборов сигнализации и связи, подъема флажных
сигналов и т. д.
Маяк — сооружение башенного типа с источником света, установленное
на выступающих берегах, скалах, отмелях. Служит для опознавания
берега, опасных для судоходства мест или определения местонахождения
судна.
Межеумок — несамоходное деревянное крепленое речное судно
баржевого типа.
Меридиан — большой круг, проведенный через какую-либо точку
земной поверхности и ось вращения Земли.
Мертвая зыбь — волнение при полном безветрии.
Мертвый штиль — полный штиль, т. е. спокойная зеркальная
поверхность моря при полном безветрии.
Механик судовой — человек, который руководит командой, обеспечивающей
правильную эксплуатацию механизмов судна.
Мидель — слово, означающее «средний» (например, мидель-дек
— средняя палуба).
Миля морская — единица длины в морском деле; равна длине
1 минуты дуги меридиана при принятии Земли за сферу (приблизительно
1 852 м).
Мистраль — холодный северный и северо-западный ветер в Лионском
заливе Средиземного моря, часто переходящий в шторм.
Мокшанка — небольшое парусное речное судно с одной мачтой
и 6—10 веслами. В настоящее время не строится.
Мол — 1. Вдающийся в акваторию порта двусторонний причал.
2. Оградительное сооружение для защиты портовых сооружений и судов
от действия волн. Бывают соединенные и не соединенные с берегом
(волноломы).
Монитор — бронированный, низкобортный боевой корабль, предназначенный
для операций у морских берегов и на реках.
Море открытое — часть моря, которая лежит за пределами территориальных
и внутренних вод, не находящаяся во владении какого-либо государства.
Мореплавание, мореходство — искусство плавать по морям.
Мореходность судна — совокупность мореходных качеств судна:
плавучесть, обеспеченность судна навигационными приборами, непотопляемость,
остойчивость, ходкость, поворотливость, плавность качки, устойчивость
на курсе, крепость корпуса.
Морская болезнь — укачивание в результате раздражения вестибулярного
аппарата при качке судна.
Морские течения — поступательные движения масс воды в морях
и океанах, обусловленные различными силами (действием силы трения
между водой и воздухом, приливообразующими силами Солнца и Луны
и т. д.). На направление течений оказывает влияние сила вращения
Земли, отклоняющая их в северном полушарии вправо, а в южном — влево.
Морские течения различаются: по происхождению, неравномерным распределением
солености и температуры воды, по расположению, физико-химическим
свойствам и т. д.
Моряк — человек, который имеет специальную подготовку и
служащий в военно-морском или торговом флоте.
Моряна — юго-восточный ветер, дующий на Каспийском море.
Мостик — палуба верхней надстройки, на которой расположены
приборы управления судном на ходу, штурманская и рулевая рубки.
Различают: главный мостик, кормовой, промерный, ходовой, штормовой.
Муссоны — ветры, периодически дующие в тропическом поясе:
зимой — с суши на море, а летом — наоборот.
Мыс — часть суши, выступающая в море, реку, озеро под острым
углом.
Н
Набивать трос — тугое натяжение какой-либо из снастей, выборка
слабины.
Набор судна — остов судна, который состоит из продольных
и поперечных связей, придающих судну необходимую форму и прочность.
На борту — одно из положений руля: «на левом борту» или
«на правом борту».
Навал — любое касание корпуса судна к объекту швартовки,
которое происходит в результате неправильного маневра при подходе
к причалу.
Наветренный борт — тот борт судна, в который дует ветер.
Навигационные знаки — приспособления, устанавливаемые на
берегах морей и фарватеров. Используются для ориентирования судоводителями.
Навигационные приборы — устройства, служащие для контроля
за правильностью курса и установления его местонахождения.
Навигация — 1. Мореплавание, судоходство. 2. Время, в течение
которого возможно плавание по морям и рекам. 3. Раздел науки о судовождении.
Надводный борт — часть борта от грузовой ватерлинии до верхней
палубы, которая возвышается над водой.
Надстройки — элементы корпуса судна, которые находятся выше
непрерывной палубы.
Найтов — 1. Перетяжка тросом двух или нескольких мачт, рейев
и т. д. 2. Трос, используемый для крепления предметов на палубе.
Нактоуз — деревянный шкафчик, на верху которого монтируется
компас.
Наливное судно — самоходное или несамоходное судно, перевозящее
жидкие грузы.
Наутофон — электрический мембранный звуковой прибор, применяемый
для подачи сигналов с маяка при густом тумане.
Непотопляемость — свойство судна оставаться на плаву и не
опрокидываться при получении повреждения и затоплении водой нескольких
отсеков.
Неустойчивость на курсе — явление, показывающее, что судно
плохо идет по прямому курсу, отклоняясь все время в какую-либо сторону.
Нирал — снасть, предназначенная для уборки косых парусов.
Нок — оконечность реев, бушприта и утлегаря.
Норд — северный ветер.
О
Обвес — навес, изготавливаемый из парусины или брезента,
применяется для защиты от ветра и водяных брызг.
«Обе на воду» — команда для гребцов шлюпки, означающая,
что нужно грести веслами обеих бортов.
Обрастание судов — образование на днище судна наростов из
растений и морских животных организмов.
Обрезать нос или корму — проход судна на очень близком расстоянии
перед другим идущим или стоящим.
Обшивка судна — бывает внутренней и наружной. Представляет
собой стальную или деревянную оболочку, прикрепляемую к корпусу
судна.
Оверштаг — поворот, совершаемый парусным судном; при этом
линия ветра пересекается носом судна против направления дующего
ветра.
Одновинтовое судно — судно, движущееся с помощью гребного
винта.
Октан — угломерный инструмент, внешне похожий на секстан,
но меньшего размера.
Осадка судна — расстояние от нижней части днища до линии
касания бортом поверхности воды.
Оснастка — 1. Весь такелаж судна (стоячий и бегучий). 2.
Работы, выполняемые при наложении стоячего и проводке бегучего такелажа.
Ост — то же, что и восток.
Остойчивость — свойство судна возвращаться в прежнее положение
при выведении его из равновесия внешними силами.
Отбивать склянки — отбивать положенное число ударов в судовой
колокол, обычно каждые полчаса начиная с 00 часов 30 минут. Таким
образом на судне определяют время.
Отличительные судовые огни — прожектора, включаемые на судах
с наступлением темноты. На левом борту зажигают красный огонь, а
на правом — зеленый. С их помощью определяется направление движения
и состояние судна, а также его местоположение.
Отмашка — внешняя дневная или ночная сигнализация, используемая
при прохождении мимо других судов или дноуглубительных земснарядов.
В дневное время отмашка осуществляется при помощи флага-манишки
с правого или левого борта, в ночное время — миганием фонаря-отмашки,
установленного на капитанском мостике.
Отмель — самая мелкая часть моря, реки или озера, образованная
наносами грунта.
Отсек — помещение на судне, отделенное от других водонепроницаемыми
переборками.
Отстой судов — стоянка судов после окончания навигации в
затонах.
Отшвартовка — отдача швартовных концов и отход судна от
причала.
Ошвартовка — крепление судна при помощи швартовных концов
у причала.
П
Пайол — съемный деревянный щит, при помощи которого защищается
днище трюма или шлюпки от механического повреждения.
Палуба — представляет собой настил из деревянных или металлических
листов. Палуба бывает верхняя, главная, жилая, тен-товая, мостиковая,
нижняя, прогулочная, средняя, шлюпочная.
Параллель — малый круг на небесной сфере, параллельный небесному
экватору.
Паром — самоходное или несамоходное судно, предназначенное
для переправы через залив, канал, реку и т.д.
Паротеплоход — общее название пароходов и теплоходов без
деления их по типу двигателя. Применяется в основном в речном флоте.
Пароход — судно, имеющее паровой двигатель.
Паруса — изготавливаются из парусины или брезента в виде
полотнищ определенной формы и размера. Различают паруса: га-фельный,
косой, крюйсельный, латинский, люгерный, прямой, шпрюйтовый, или
шпринтовый, штормовой.
Парусная шлюпка — шлюпка, использующая для передвижения
паруса.
Парусник — судно, двигающееся за счет использования энергии
ветра.
Пассаты — ветры, дующие постоянно в экваториальной зоне
по обе стороны экватора.
Переборки — стенки, разделяющие судно на отсеки. Изготавливаются
из металла или дерева и бывают водонепроницаемыми, поперечными,
продольными.
Пересечь курс — пройти наперерез другому судну у него перед
носом.
Переход судна — путь из одного порта в другой.
Перо руля — плоская часть руля, выполненная в виде рамы,
покрытой стальными листами.
Пиллерс — стойка любого сечения, расположенная вертикально
и служащая для поддержания вышерасположенной палубы. Пиллерсы устанавливают
рядами в корпусе и надстройках, их количество зависит от ширины
судна.
Пирс — сооружение в порту, предназначенное для швартовки
и стоянки судов.
Плашкоут — несамоходное палубное или беспалубное речное
судно небольших размеров и упрощенной формы.
Плица — лопасть гребного колеса. Бывают плицы неподвижные
и поворотные.
Подводка судна — один из способов подхода к пристани или
пирсу, когда для этого используется другое судно.
Подтрапник — длинный кусок парусины, подвешиваемый под вертикальным
трапом и защищающий его поверхность.
Позывные — сигналы, подаваемые для привлечения внимания
или опознания судна.
Полундра — окрик, означающий «берегись»Помощник капитана
— должностное лицо на гражданском флоте, во время вахты обеспечивает
управление судном, организует работы на судне.
Понтон — несамоходное плоскодонное судно прямоугольной формы,
изготавливаемое из металла, дерева или железобетона и применяемое
для установки на них перегрузочных кранов или в качестве опоры для
понтонного моста.
Посадка судна на мель — это аварийное происшествие, вызывающее
потерю эксплуатационного времени.
Пояс спасательный — индивидуальное средство спасения, представляющее
собой пробковые пластины или измельченную пробку, помещенную в парусиновый
футляр с тесемками.
Прибой — накат волны на берег. Высота волны зависит от формы
берега.
Приливы и отливы — колебание уровня воды под действием Луны
и Солнца. Повышение уровня воды называется приливом, понижение —
отливом. Приливы и отливы бывают правильные и неправильные.
Пробоина — дыра в корпусе судна, образовавшаяся из-за удара
о камень или по другой причине.
Прожектор судовой — прибор освещения, испускающий узкий
луч. Применяется при производстве некоторых работ на судне.
Проложить курс — отметить на карте направление движения
и путь судна.
Пятнерс — отверстие в палубе, в которое вставляется мачта.
Его края окантованы накладкой из древесины твердых пород.
Р
Равендук — толстая льняная ткань, род парусины.
Радиокомпас — устройство для автоматического пеленга.
Радиорубка — помещение на судне, в котором установлена радиоаппаратура
и средства связи.
Разъездное судно — обычно катера служебно-вспомогательного
флота, используемые для служебных поездок начальствующего состава.
Рангоут — набор деревянных и металлических устройств, которые
служат для постановки парусов.
Расцвечивание флагами — украшение судна цветными флажками
в честь какого-либо торжества.
Реактивное судно — судно, движущееся за счет выброса струй
воды или газов из горизонтальной трубы в кормовой части.
Ревун — звуковое устройство для подачи сигналов во время
тумана.
Редан — выступ на днище катера, глиссера или лодки, а также
поплавка гидросамолета. Во время движения судна он обеспечивает
его подъем до положения скольжения, чем уменьшает силу сопротивления
корпуса.
Рейд — часть акватории, на которой формируются составы,
происходит отстой судов. В морском флоте рейдом называют удобную
якорную стоянку у берегов, защищенную от ветра и волнений; глубиной
не менее 40 м и без подводных опасностей.
Рейдер — военный корабль, который во время боевых действий
выполняет самостоятельные операции по уничтожению торговых судов
противника.
Рейс — 1. Переход судна от одного до другого порта и обратно.
2. Законченный процесс транспортировки грузов. Различают рейсы:
заграничные, круговые, простые, сложные и пр.
Ремонт судна — восстановление изношенных или поврежденных
деталей корпуса судна, механизмов и оборудования. Ремонт бывает
капитальным, средним и текущим.
Речной трамвай — небольшое пассажирское судно, предназначенное
для перевозки пассажиров внутри города.
Рея — рангоутное дерево, расположенное горизонтально, к
которому крепится прямой парус. Реи изготавливаются из дерева.
Риф — 1. Петля или отверстие на полотнище, в которые продергивается
веревка для стягивания паруса. 2. Скалистая подводная отмель, расположенная
вдоль берега.
Роза ветров — график или диаграмма, на которой показана
повторяемость ветров разных направлений и их скорость в каком-либо
пункте за какой-либо период.
Ростры — участок палубы, имеющий вид платформы и опирающийся
на специальные стойки. На рострах обычно размещаются шлюпки.
Рубашка — средняя часть паруса.
Рубка — помещение на верхней палубе или мостике, в котором
располагается пост управления судном. Подразделяется на рубку: рулевую
и штурманскую.
Руль — устройство, применяемое для изменения направления
движения судна. Различают руль балансирный, полубалансирный.
Румб — 1. Единица угловой меры, равняющаяся 1/32 части окружности.
2. Слово, используемое вместо термина «направление». 3. 32 направления
по картушке компаса, имеющие свои названия.
Румпель — рычаг с одним или двумя плечами, который насаживается
на голову руля.
Рундук — ящики или лари для хранения припасов и вещей, служащие
одновременно койками для экипажа.
Рустерц — покрышки под люками, выполненные в виде решетки.
Рында — судовой колокол. Его звон обозначает полдень.
С
Сажень морская — мера длины, равная 1,83 м (6 футов). В
морской практике обычно применяется 7-футовая сажень.
Салон — помещение на пассажирском судне для отдыха.
Сампан — гребное или парусное судно с плоским дном, изготавливаемое
из дерева. Распространено на реках Дальнего Востока.
Свести руль — отклонить перо руля к правому или левому борту.
Свод сигналов — набор условных знаков, который состоит из
одной или нескольких букв, обозначающих целые фразы или понятия.
Его используют для переговоров между судами и для связи с берегом.
Сейнер — морское рыболовное судно небольшого размера. Лов
рыбы производится при помощи кошелькового невода.
Секстан — угломерный инструмент, применяемый в морской практике
для измерения высоты светила или углов между береговыми предметами.
Семафор — береговой знак для обозначения судоходной обстановки.
Сигнальщик — матрос, который подает сигналы.
Сирокко — влажный, теплый ветер, дующий над Средиземным
морем и Италией.
Скутер — спортивное гоночное судно.
Слань — настил в корпусе судна, изготавливаемый из дерева
или металла.
Снасть — любой из всех входящих в оснащение судна тросов.
COC(SOS) — международный сигнал бедствия, подававшийся по
радио и извещавший об опасности, грозящей какому-либо судну.
Спасательные средства — все устройства и аппараты, предназначенные
для спасения людей на воде. К ним относятся: спасательные шары,
шлюпки, буек, жилет, круг, плот, пост, пояс.
Спуск судна на воду — перечень работ, выполняемых при спуске
судна со стапеля на воду.
Стаксель — треугольный парус.
Стапель — сооружение, имеющееся на верфи для ремонта и постройки
судов.
Степс — 1. Гнездо, в которое вставляется мачта. Оно бывает
деревянным или стальным. 2. Цилиндрическое отверстие в палубе. В
него вставляется баллер руля.
Стеньга — рангоутное дерево, принимающее название той мачты,
к которой принадлежит (например, грот-стеньга, фор-стеньга).
Стоп-анкер — адмиралтейский якорь, самый тяжелый из всех.
Струг — гребное или парусное судно с плоским дном для плавания
по рекам.
Стюард — официант или буфетчик на судне.
Судно — любое сооружение/предназначенное для плавания по
воде, независимо от размеров, конструкции, типа двигателя и материала,
из которого оно построено.
Судоводитель — специалист по вождению судна.
Судоходство — плавание судов. Оно бывает морским, речным
и озерным.
Суперкарго — помощник капитана судна по специальной грузовой
части.
Сухогруз — специальное судно, перевозящее грузы, боящиеся
воды. Строится обычно с закрытой палубой.
Суши весла — команда, подающаяся гребцам и означающая, что
весла следует поставить горизонтально, лопастями параллельно воде.
Сходни — мостки для спуска с судна на берег, обычно они
бывают деревянными.
Съемка с якоря — все операции, выполняемые при изменении
положения с якорного на походное. Заключается в вызове палубной
команды, выбирании якоря, уборке его и даче хода судну.
Т
Табанить — грести в обратную сторону, давая шлюпке задний
ход.
Тайфун — так называют ураган в Тихом океане у берегов Китая
и Японии.
Так держать — команда рулевому, означающая, что он должен
держать судно на том курсе, на котором оно лежало в момент отдачи
команды.
Такелаж — снасти, имеющиеся на судне и служащие для крепления
рангоута, для постановки и уборки парусов и т. д. Бывает такелаж
бегучий и стоячий.
Танкер — морское или речное самоходное судно, предназначенное
для перевозки жидких грузов.
Твиндек (межпалубное пространство) — помещение на судне
между двумя палубами. Его используют для перевозки грузов или для
размещения пассажиров и экипажа.
Тельняшка — вязаная нательная рубашка с белыми и синими
полосками. Носит ее обычно рядовой состав.
Тендер — одномачтовое парусное судно небольших размеров.
Тент — навес из парусины, устраиваемый над палубой для защиты
пассажиров от солнца и дождя.
Теплоход — речное или морское самоходное судно с двигателем
внутреннего сгорания.
Территориальные воды — прибрежная полоса, являющаяся продолжением
территории государства. Ширина их в разных государствах равна 3—12
миль. Все иностранные суда, заходящие в территориальные воды, обязаны
соблюдать законы прибрежного государства.
Технический флот — плавучие сооружения и суда, используемые
при разного рода путевых работах (дноуглубительные и дноочистительные
снаряды), и вспомогательные суда (боты, понтоны, брандвахты и пр.).
Тихвинка — несамоходное, деревянное, беспалубное судно небольших
размеров, распространенное на реке Тихвин.
Толкан — самоходное судно, применяемое для толкания несамоходных.
Топ — верхний конец стеньги, мачты и т. п.
Топенант — 1. Снасть бегучего такелажа. 2. Снасть, предназначенная
для подъема и спуска грузовых стрел.
Топляк — бревно, дерево, затонувшее или плавающее под водой.
Топреп — снасти, применяемые на парусном судне и имеющие
металлические кольца, обшитые кожей. Через них пропускают лопарь
грота-брамса.
Топсель — треугольный или трапецеидальный парус небольшого
размера, поднимаемый между стеньгой и гафелем.
Торос — нагромождение расколовшегося льда.
Траверс — 1. Поперечная дамба. 2. Направление движения,
перпендикулярное к судовому курсу.
Трал — приспособление для траления. Тралы бывают жесткие,
мягкие и гибкие.
Тральщик — военный корабль, выполняющий траление, т. е.
очистку участков моря или реки от мин.
Трамп — судно, перевозящее грузы не на определенных линиях,
а заходящее во все без исключения порты.
Транспорт — вспомогательное судно, перевозящее войска, продовольствие,
военное снаряжение, топливо для кораблей военного флота.
Трап — судовая лестница. Бывают трапы забортные, парадные,
сходные и пр.
Траулер — промысловое судно для ловли рыбы на значительных
морских глубинах при помощи глубоководного невода-трала.
Трешкоут — речное судно небольшого размера, оборудованное
тентом и построенное из дерева. Трешкоуты бывают грузовыми и пассажирскими.
Трос — общее название для такелажных, грузоподъемных и других
судовых канатов и снастей.
Трисель — косой четырехугольный парус, ставящийся позади
мачты.
Трюм — помещение на судне, предназначенное для перевозки
грузов.
Туер — судно, которое движется при помощи подтягивания цепи,
троса, проложенного по дну реки или канала.
Тузик — двухвесельная шлюпка небольшого размера, длиной
около 3 м.
Тумба причальная — устройство для закрепления судов у причала.
У
Увал — дрейф судна.
Углярка — баржа, перевозящая уголь.
Узел — 1. Единица измерения скорости судов. Узел равен 1
морской миле в час (1,852 км/ч). 2. Место скрепления концов троса
или каната. Имеется много разновидностей морских узлов и способов
их вязания.
Унжак — несамоходное, беспалубное, речное судно с тупым
носом и малой осадкой. Унжак обычно строили из дерева.
Ураган — разрушительный ветер силой 12 баллов по шкале Бофорта.
Утлегарь — рангоутное дерево, являющееся продолжением бушприта
и скрепленное с ним при помощи эзельгофта.
Ф
Фалреп — трос, служащий поручнем у забортных трапов.
Фальшборт — участок борта, расположенный выше открытой палубы.
Фалы — снасти бегучего такелажа, используемые при постановке
прямых парусов, для подъема косых парусов и реев.
Фарватер — часть русла, пригодная для прохода судов.
Фата-моргана — своего рода мираж, физическое явление, при
котором маяки или другие предметы открываются раньше времени. Объясняется
это преломлением лучей, величина которого зависит от разницы в температуре
и давлении воздуха.
Фелюга — морское парусное судно небольших размеров.
Фиорд — немного вдающийся в сушу, извилистый, глубокий,
узкий морской залив.
Флаг — закрепленное на древке полотнище определенного цвета.
Флаги бывают государственными, карантинными, кормовыми, постовыми,
сигнальными.
Флагшток — металлическая или деревянная стойка, на которой
укрепляется судовой флаг.
Флот — суда одного назначения. Бывает флот военный, торговый,
промысловый, китобойный, рыболовный и пр.
Флотилия — небольшой отряд военных кораблей (например, канонерских
лодок, мониторов).
Флюгарка — флажок со специальным рисунком и расцветкой,
присваиваемый каждой шлюпке и наносящийся снаружи на оба борта в
носовой части, на транце и на задней шкаторине паруса, ниже кормового
флага.
Фордуны — снасти стоячего такелажа, соединяющие топ каждой
стеньги с вант-путенсами, укрепленными несколько позади бакштагов.
Фордуны держат стеньги с боков и сзади.
Форменка — белая рубашка без застежки, изготавливаемая из
полотна, с вырезом на груди и большим воротником синего цвета, имеющая
обшлага на рукавах тоже синего цвета. Носит форменку рядовой состав
военно-морского и торгового флота.
Фофан — спортивное гребное судно.
Фрегат — трехмачтовый военный корабль с парусным вооружением
и одной крытой батарейной палубой.
Футшток — шест, размеченный на футы и имеющий длину от 3
до 5 м. Используется для измерения небольших глубин.
Х
Хамсин — горячий ветер, несущий песок и пыль и дующий у
восточного побережья Средиземного моря.
Ханбот — судно небольших размеров с люками и разборной палубой.
Ход судна — движение судна с определенной скоростью.
Хронометр — специальные астрономические часы большой точности,
смонтированные в ящиках с подвесами. Считаются хранителями среднего
гринвичского (всемирного) времени на судне.
Ц
Цепной ящик — отсек в форпике, в котором хранятся якорные
цепи.
Циклон — вихревое перемещение воздуха вверх в атмосфере.
Прохождение циклона сопровождается облачностью и осадками.
Цистерна Фрама — несколько емкостей, наполненных водой,
соединенных между собой трубами большого диаметра и размещенных
по бортам судна. Они применяются для уменьшения крена во время качки.
Ч
Чалка — причальный торс.
Частоты бедствия — международные радиочастоты, использующиеся
для вызова помощи и передачи сигналов бедствия.
Челн — маленькая лодка, изготовленная путем долбежки из
цельного ствола дерева.
Человек за бортом — вид тревоги, объявляемой на судне, когда
человек упал за борт и нуждается в помощи.
Чертить килем по грунту — идти, задевая килем грунт на мелководье.
Четверка — шлюпка, имеющая четыре весла.
Чехол — кусок парусины, которым закрывают различные механизмы
и устройства на палубе.
Чтение карты — умение разбираться в условных обозначениях,
нанесенных на карту.
Ш
Шаланда — 1. Самоходное или несамоходное судно, используемое
при отвозке грунта от земснарядов. 2. Небольшое несамоходное судно
типа баржи, предназначенное для перевозки различных грузов.
Шаландер — буксирное судно для буксировки грунтоотвозных
шаланд от земснаряда к месту высыпки грунта и обратно.
Шамаль — местное название ветра, дующего в Персидском заливе.
Шампунька — разновидность китайской гребной шлюпки, двигающейся
с помощью паруса или одного весла, устанавливаемого на корме.
Швабра — метла для мытья палубы, изготавливаемая из распущенных
каболок троса. Швабры бывают ручные и палубные.
Швартов — трос, изготовленный из растительного или металлического
сырья и служащий для удержания судна у пристани во время стоянки.
Швертбот — спортивное судно с широким корпусом, плоским
дном и малой осадкой. В дне проделана щель для выдвижения плоского
киля (шверта).
Шипшандлер — человек, занимающийся снабжением судов провизией
и всем необходимым для рейса.
Широта географическая — угол между плоскостью экватора и
вертикальной линией места. Он измеряется дугой меридиана от экватора
до данной параллели в сторону севера и юга от 0 до 90 градусов.
Шкаторина — кромка паруса, обшитая ликтросом (мягким пеньковым
тросом). У прямых парусов бывают шкаторины верхние, нижние и боковые,
а у косых — косые, передние и нижние, у кливеров — косые, или передние,
задние и нижние.
Шквал — резкий порыв ветра со скоростью более 10 м/с. Иногда
шквал доходит до силы шторма и сопровождается ливнем с грозой.
Шкипер — 1. Капитан речного несамоходного судна. 2. На морских,
торговых и военных судах — человек, отвечающий за палубное имущество.
Шлюп — морское парусное судно, имеющее одну мачту и небольшие
размеры, оснащенное косым гротом, стакселем и топселем.
Шлюпки — общее название для всех гребных судов. Бывают шлюпки
палубные и спасательные.
Шнява — парусное судно небольших размеров, имеющее грот-мачту
бушприт.
Шпангоут — 1. Поперечная связь корпуса судна. 2. Поперечное
сечение на теоретическом чертеже.
Шпор — конец любого вертикального рангоутного дерева, а
также внутренний конец бушприта, утлегаря, выстрела, лисель-спирта.
Шпринтов — длинный реек, служащий для постановки косого
четырехугольного паруса на небольших парусниках и шлюпках.
Шпринтовов парусное вооружение — состоит из косого четырехугольного
паруса, передняя шкаторина которого крепится с помощью шнуров к
мачте, а парус растягивается шпринтовом.
Шпринтовый парус — большой парус.
Штаг — снасть стоячего такелажа, предназначенная для удержания
мачты и стеньги спереди, а бушприта, утлегаря и бом-утлегаря снизу.
Штевень — особо прочная часть корпуса судна. Состоит из
форштевня и ахтерштевня.
Шторм — очень сильный ветер, имеющий скорость 18,3— 25,1
м/с, что соответствует 9—10 баллам по шкале Бофорта.
Штормовое предупреждение — сигнал, передаваемый радиостанциями
в случае возникновения ветра силой 8—9 баллов.
Штурвал — колесо машины, служащей для перекладки руля на
заданный угол.
Штурман — специалист по прокладке курса и проводке судов.
Шхеры — скалистые острова различного размера, окаймляющие
побережье Скандинавского полуострова, Финляндии, Шотландии и Исландии.
Плавание среди шхеров очень затруднено.
Шхуна — морское двухмачтовое парусное судно, иногда имеющее
и большее количество мачт. Оснащено в основном косыми парусами.
Шхуны подразделяют по типу парусов на гафельные, вооруженные триселями
и топселями, марсельные, бермудского вооружения, т. е. имеющие паруса
треугольной формы, передняя шкаторина которых закреплена на мачте,
а нижняя — на гике.
Щ
Щука — распространенное название плотика для бакена.
Э
Эверс — парусное одномачтовое судно небольших размеров,
оснащенное по типу тендера.
Эзельгофт — двойной бугель, изготавливаемый из металла и используемый
для скрепления двух рангоутных деревьев.
Экватор географический — большой круг, плоскость которого
перпендикулярна к оси вращения Земли.
Экипаж судна — команда, обслуживающая судно. В ее состав
входят капитан, помощник капитана, судовые механики, электромеханики,
радиооператоры, судовой врач, палубная и машинная команды и пр.
Экспедиционное судно — специальное судно, обслуживающее
различные научные экспедиции.
Экспресс — грузопассажирское или пассажирское судно, работающее
на скоростной линии.
Электроход — самоходное судно, у которого гребные винты
вращаются при помощи электродвигателей.
Элефанта — название местного штормового ветра с юга или
юго-востока, дующего у Малабарского берега.
Эллинг — механизированное судоподъемное сооружение, имеющее
рельсовые пути с тележкой, на которую устанавливается судно.
Эхолот — электрический прибор для измерения глубины.
Ю
Южный шквал — местное название ветра в Австралии. Юнга —
воспитанник на судне, обучающийся морскому делу. Ют — надстройка
на корме, расположенная выше верхней палубы и идущая от борта до
борта.
Я
Якорь — приспособление, с помощью которого судно удерживается
на одном месте.
Ял — короткая и широкая военная шлюпка.
Ялик — маленькая шлюпка с двумя парами весел.
Яхта — спортивное или прогулочное судно. Чаще всего яхты
оснащены парусами, но бывают яхты и с мотором. Парусные яхты подразделяют
на гоночные и крейсерские.
Ящичное судно — судно, предназначенное для перевозки сыпучих
грузов. На палубе у него имеются возвышения в виде ящиков, которые
идут от средней надстройки до бака и юта.
|