ДРЕВНИЙ МИР

НА ЗАРЕ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

ВОЕННОЕ ДЕЛО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

Первые «плавучие крепости»

 
 
Весла и гребцы на триере располагались в три яруса, что и обусловило название этого типа кораблей
Военные суда элл ин ист ических государств
Триера
В ходе морского сражения нападающий корабль стремился сойтись с противником борт в борт, после чего воины бросались на абордаж
МАЛЫЕ БАЛЛИСТЫ НАЗЫВАЛИ «СКОРПИОНАМИ»

Баллисты использовались для разрушения укреплений и кораблей. Окованное бревно, выпущенное из баллисты, пробивало четыре ряда частокола по отлогой траектории. Натяжение тетивы баллисты занимало от 15 минут до часа. Обслуживали машину несколько воинов. Разновидностью баллисты был «скорпион» — машина меньших размеров, слегка напоминавшая это паукообразное существо: длинный желоб—«туловище» и лук—«клешни». Тетиву баллист и «скорпионов» делали из конских волос или бычьих кишок, скрученных в толстые жгуты.

КАТАПУЛЬТЫ НА ПАЛУБЕ

Военные моряки эллинистических государств первыми начали ставить на палубах больших кораблей метательные машины — катапульты и баллисты. Сделать это было не просто. Метательные машины и их снаряды занимали много места и были очень тяжелыми. Поэтому стали строиться новые большие и очень прочные корабли — «плавучие крепости». В древних документах упоминаются корабли, имевшие до 10 рядов весел, хотя изображений кораблей более чем с тремя рядами весел до сих пор обнаружить не удалось.

В III веке до нашей эры по приказу сиракузского царя Гиерона величайший математик и механик Архимед построил корабль-гигант «Сиракузия» водоизмещением 4 тысячи тонн, вооруженный восемью камнеметными машинами. Однако боевые качества этого исполина оказались невысокими, и Гиерон подарил «Сиракузию» своему союзнику — египетскому фараону — для торжественных выездов

Высокого развития достигла военно-морская техника. Уже в IV веке до нашей эры на смену триерам пришли большие четырех- и пятипалубные корабли. Мощь крупных боевых судов была увеличена за счет возведения на них башен, в которых устанавливались большие метательные машины. Кроме того, на острове Родос были созданы устройства, позволявшие бросать горящие угли в корзинах на неприятельские суда.

В Египте в III веке до нашей эры был построен корабль, имевший два носа, две кормы и восемь таранов. Вслед за этим сиракузский правитель приказал построить еще более мощный корабль. Появился корабль с восемью башнями, вооруженный катапультой, бросавшей большие ядра и копья. Техническое оснащение корабля проводилось под непосредственным руководством древнегреческого ученого Архимеда.

Корабли-гиганты лишь демонстрировали военно-морскую мощь того или иного эллинистического государства. Практическое же значение имели боевые и транспортные корабли. В эллинистических флотах имелись различные классы кораблей: легкие — для несения разведывательной службы, более тяжелые, вооруженные бивнем, — для ведения боя, быстроходные — для внезапных налетов. Флот эллинистических государств был меньше флота греческих полисов (городов). В состав эллинистических эскадр редко входило более 100 кораблей, но они хорошо маневрировали, выполняя сложные построения как до начала боя, так и в ходе его. Основным приемом эллинистического военно-морского искусства было наступление одним крылом боевого порядка. Во время боя старались таранить вражеские корабли в борт бивнем, находившимся в носовой части корабля. Бивень делался из бронзы или железа и имел длину до 2,7 метра. Вторым приемом ведения морского боя был «проплыв», который заключался в том, что атакующий корабль с предельной скоростью проходил вплотную мимо борта вражеского корабля, с тем чтобы сломать его весла; свои весла с соответствующего борта в это время убирались. Широко применялся и абордаж. Для этого атакующие корабли вплотную подходили к кораблям противника, сцеплялись с ними баграми и небольшими якорями на канатах. Далее исход боя решала рукопашная схватка. При действиях против укрепленной береговой обороны использовали торсионные метательные машины — катапульты, установленные в носовой части корабля.

Для управления ходом корабля и его маневрированием имелись подготовленные люди: капитан корабля, кормчий, носовой наблюдатель, пятидесятник, бортовые начальники и начальники гребцов с флейтистом, подававшим сигналы, при помощи которых регулировалась работа гребцов. Гребцы, матросы и морские пехотинцы составляли команду военного корабля.