СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО АРАБОВ

Введение

 
 
Стоянка бедуинов
АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

В середине VII — начале IX века арабы совершили военные походы, окончившиеся завоеванием стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Западной Европы. В ходе завоеваний был создан халифат — государство во главе с халифом (верховным правителем), объединившим в своих руках духовную и светскую власть. Взаимопроникновение элементов культуры арабов и культуры народов завоеванных стран способствовало складыванию средневековой арабской культуры. После распада халифата на значительной части Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки образовались арабские государства.

Арабы издавна славились своей воинственностью, родовые связи сплачивали их в бою. Каждый взрослый араб был воином. Вступив в VI—VIII веках в войны едва ли не с каждой значимой военной системой мира, арабы весьма разумно переняли многое из византийского военного опыта, хотя они никогда не были так дисциплинированны и так хорошо организованы, как восточные римляне, рассчитывая не столько на регулярные войска, сколько на племенное ополчение. Однако фанатизм в совокупности с освоением византийских методов военных действий сделали их к концу VIII века самой грозной наступательной силой в мире.

Страна, где жили арабы в VI веке, находилась на территории Аравийского полуострова и прилегающей к нему с севера Сирийской пустыни, которая простиралась от Средиземного моря до долины реки Евфрат.

По характеру своих занятий арабские племена делились на три группы: бедуины (кочевые скотоводческие племена), феллахи (оседлые земледельческие племена) и полуфеллахи (полукочевые племена). Бедуины разводили верблюдов, лошадей и овец. Их коневодство позднее послужило базой для создания арабской конницы. Феллахи жили у оазисов, занимались земледелием и являлись хорошим контингентом для комплектования пехоты.

Арабы делились на племена, племена — на колена, колена — на роды и семьи, или палатки. Члены колен и племен считались родственниками. Каждое племя звало своего главного бога Аллахом; это имя впоследствии стало именем единого Бога. Оно помогало сближению племен; сколько бы их ни соединялось вместе, над ними оставалось одно имя Бога.

С выделением племенной знати — шейхов и сеидов — богатства постепенно сосредоточивались в их руках, они владели самыми крупными стадами, имели рабов и являлись племенными военачальниками. Во главе племени стоял меджлис — совет сеидов (глав семейств или отдельных родовых общин). Для ведения войны избирался каид — военачальник.