СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО АРАБОВ

Завет священной войны

 
 
Мавританский меч
Арабы: 1 — простолюдин; 2 — охотник; 3—5 — шейхи; 6, 7 — знатные мавры
Мавр со щитом
МАВРЫ

Европейцы называли маврами арабское население Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки (преимущественно горожан), которые говорили на местных диалектах арабского языка. Подобно всем восточным народам, мавры тщательно ухаживали за бородой и немного ее подстригали. Такое же внимание уделялось волосам, в противоположность их соплеменникам, которые полностью сбривали волосы.

Борьба с неверными стала первой заповедью мусульманской веры. «Капля крови, пролитая за Божье дело, ночь, проведенная под оружием, составляют большую заслугу, чем два месяца поста и молитвы. Кто падет в бою, тому отпускаются все его грехи. В день судный раны его будут блистать, как светляки, и будут пахнуть, как благовонный мускус. И войдет он в прекрасные сады эдемские, и будет покоиться на шелковых, затканных золотом подушках, реки меду, молока и вина потекут возле него; превосходные яства усладят его голод... А кто не захочет сражаться за мусульманскую веру, тот повергнется в огонь вечный. Лишь только сгорит его кожа на адском огне, вырастет новая — и так вечно. Прикованный цепью, он будет питаться вонючей падалью и пить кипяток» — так учил Мухаммед арабов. Они ему верили, с изумительным бесстрашием шли в битву и побеждали.

Обряды, установленные Мухаммедом, отвечая привычкам и обычаям арабов, вносили только известный порядок и стройность в их жизнь. У разбросанных в степи племен и родов не могло возникнуть духовенства, как это было в городах Римской империи и Персидского государства; среди скудного быта кочевников нет места пышному богослужению. Зато молитва так проста, что и безграмотный может ее легко запомнить; она читается 5 раз на дню, и очередь ее служит степняку для счета времени. В молитве, предписанной Мухаммедом, выражается отличие арабско-мусульманского мировоззрения от европейско-христианского. Христиане умоляют Бога об исполнении своих желаний или об изменении событий в благоприятную для себя сторону. Мусульмане готовы покориться неисповедимой воле Неба, не просят Бога, а только славят его: «Бог велик! Тебе, Боже, хвала! Верую в совершенство Бога всемогущего!» и т. д.

Обычаям кочевой жизни отвечает еще одна черта — обязательные для всех богомолья. Хаджи идут в Мекку в особых одеяниях из двух кусков материи, с непокрытой головой, каковы бы ни были жара или холод. В долине около святого города происходит главное празднество. Каждый бросает на алтарь семь камешков в память обряда, которым Авраам отогнал дьявола, затем богомолец приносит в жертву овцу, которую покупает у бедуинов, сходящихся к празднику с большими стадами, прикладывается к черному камню и пьет воду из святого колодца.

В мусульманской вере был сильнейший стимул для объединения всего арабского народа, а именно — завет священной войны. Мухаммед выделил евреев и христиан: они — «люди, обладающие Священным Писанием»; правоверные могут вести с ними благодарный спор, и их положение в арабском государстве устанавливается особыми договорами. Но язычников не должно щадить. Это предписание стали толковать в том смысле, что неверные подлежат истреблению или обращению в рабство. И без того арабы устремлялись за пределы родины; теперь у них явилось новое оправдание для набегов за добычей, для переселения и поисков торговых путей. Оно состояло в том, что арабы, избранный народ Божий, должны всюду распространять истинную веру; каждый боец шел вперед в надежде приобрести за храбрость райское блаженство в загробном мире и материальные блага при жизни.

В Коране есть отдельная глава «Добыча», которая стимулировала в воине желание идти в поход; одна пятая военной добычи должна была поступать пророку, его роду, вдовам и сиротам, а четыре пятых предназначались для раздела среди воинов из расчета: одна доля пехотинцу и три доли всаднику. Арабы издревле разводили прекрасную породу лошадей, которую и сегодня называют чистокровной. По преданию, эта порода лошадей существует в Аравии еще со времен царя Соломона.

Незадолго до своей кончины Мухаммед еще раз побывал в Мекке. Его сопровождали более 100 тысяч мусульман, собранных со всех концов Аравии.

Наследником Мухаммеда стал Абу Бекр. Этот верный ученик и тесть пророка стал первым праведным халифом (преемником) после смерти Мухаммеда. Он энергично подавил восстания лжепророков Тулайхи ибн Халида и Мусайлимы Абу Сумамы; настоящие военные операции были предприняты против повстанцев-отступников (632—633 гг.) Халидом ибн ал-Валидом, одним из первых великих мусульманских полководцев, за заслуги перед исламом получившим прозвище Меч Аллаха. Победы над Тулай-хой и Мусайлимой были одержаны в битвах при Бузахе и Акрабе (обе в 633 г.).