СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО АРАБОВ

Оружейное искусство арабов

 
 
Шлемы знатных арабских воинов персидской работы
Шлем арабского военачальника
Меч, принадлежавший Баабдилу — последнему мавританскому королю Гренады, низвергнутому в 1492 г.

Древнеарабское холодное оружие считается лучшим оружием в мире. Вооружение арабов до Мухаммеда состояло из лука со стрелами, пращи, дротика из бамбука или твердого дерева, кривого кинжала и небольшого круглого щита, обтянутого кожей гиппопотама; одни только предводители использовали лучшее оружие оседлых соседних народов.

Оружейное искусство развилось у арабов во время войн с персами и византийцами. Их любимым оружием всегда оставался сильно изогнутый лук; стрелы были с перьями и широким железным наконечником; использовались также луки с двойной кривизной и прямолинейной рукояткой, большие луки, натягивавшиеся при помощи ног, самострелы и ударное копье с остроконечной пяткой, украшенное кусками пестрой кожи или сукна, а у нижнего конца — пучком конского волоса.

С древнейших времен арабы использовали мечи и прямые, и кривые: йеменские клинки были прямые, басрские — кривые; испанские арабы отдавали предпочтение прямым мечам; слава толед-ских клинков облетела весь мир.

Клинки знатных арабов украшались насечкой, изображавшей различные растения. На одном из сохранившихся до наших дней мавританских мечей находится надпись, сделанная в виде арабеска и поучающая, что власть исходит от Бога, а не от меча; в переводе эта надпись гласит: «Один только Бог побеждает!»

Лучшие клинки производились на западе в Толедо, а на востоке — в Дамаске. Поверхность дамасской стали покрыта волнообразными полосами различных оттенков, происходящими вследствие обливания стали кислотами и называющимися дамастом, то есть узорами.

Древнейшим оружием арабов являлись также кинжалы, ножи с прямыми и кривыми клинками, боевые секиры и булавы. Арабский щит имел круглую форму и был снабжен внутри рукояткой. В отличие от этой первоначальной формы мавританский щит имел овальную форму. Он был сделан, вероятно, из кожи и снабжен внутри двумя рукоятками — для руки и пальцев, а снаружи — широким металлическим краем и разноцветными кистями.

Только восточные арабы носили кроме щита шлемы, кольчуги и латы, которые были заимствованы у персов. Шлем имел сплетенную из металлических колец затылочную часть. С XIV столетия к нему стали приделывать подвижную железную пластинку, закрывавшую нос; для защиты от солнца шлем обертывали платком. Кольчуга, состоявшая их металлических колец и пластинок, доходила до колен и имела короткие рукава. Латы, закругленные у локтя, доходили до пальцев.

Форма арабских стремян значительно видоизменялась в разные времена и в различных местностях; они состояли из широкой горизонтальной полосы, по обеим сторонам которой прикреплялись более или менее высокие боковые пластинки; у мавров горизонтальная пластинка оканчивалась сзади длинным острием, заменявшим шпоры.

До Мухаммеда арабы сражались верхом на верблюдах; только после появления пророка лошадям стали уделять большее внимание; верблюды, ослы и мулы в основном перевозили грузы; спины этих животных были украшены многочисленными большими и маленькими разноцветными знаменами, которые своей пестротой и яркостью красок увеличивали великолепный вид армии.

Первым знаменем войска Мухаммеда была чалма, которую сам пророк распустил и прикрепил к шесту; полевым значком Мухаммеда стал кусок материи из черной верблюжьей шерсти, повешенный перед жилищем его другой жены Айши. Главное военное знамя было совершенно белого цвета.