СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО АРАБОВ

Войны внутри халифата

 
 
Страница Корана магрибского письма
Арабский халифат
Конная и верблюжья кавалерия арабов
Арабская упряжь
РУКОПИСЯМИ ТОПИЛИ БАНИ

Когда арабы захватили Александрию, их военачальник Амру не знал, что делать с богатейшим собранием книг в Александрийской библиотеке, и послал в Медину спросить халифа. «Если в этих книгах написано то же самое, что и в Коране, то они лишние, а если противное Корану, то они вредны. Прикажи их уничтожить» — таков был ответ халифа. Шесть месяцев топили рукописями бани, причем безжалостно уничтожали сокровища пуки, собранные за десять веков. Халиф Омар также приказал восстановить канал, соединявший Красное море с Нилом, существовавший еще во времена фараонов, чтобы по этому пути перевозить египетскую пшеницу в Аравию и в нужный момент быстро перебрасывать войска в Африку в обход Средиземного моря, где господствовали флотилии христианских государств и пиратов.

Халиф Омар погиб внезапно, заколотый одним из приведенных к нему пленников, вырвавшимся из рук стражи. Устроенный Омаром порядок не мог удержаться в своем чистом виде. Около нового халифа Османа (644—656 гг.), принадлежавшего к мекканскому роду Омейядов, составился двор приближенных, которых халиф щедро одарял. Отдельные арабы разбогатели, стали приобретать землю в собственность. Таким образом, первоначальное равенство между мусульманами было нарушено. Халиф в Медине не мог управлять новым огромным государством. Сила и власть все больше переходили к наместникам завоеванных областей. Первое место между ними занял сирийский наместник Муавия.

Озабоченный установлением правильного, одинакового для всех вероучения, Осман поручил секретарю Мухаммеда, Сеиду, записать пророчества, изречения и правила, данные пророком, которые сохранились в устных преданиях или в частных домашних записях. Составленный Сеидом Коран («Книга») был признан за нерушимое правило веры.

Однако наряду с основной книгой появилась еще дополнительная запись, Сунна, в которой собраны изречения и правила, приспособленные к новым условиям жизни. Сунну без колебаний приняли западные арабы, которые жили в Сирии. Осуждая своих западных сородичей — сирийское воинство за отклонение от чистого учения Мухаммеда, восточные арабы готовы были сами вовсе отколоться от массы других, нетвердых в вере; за это они получили от суннитов прозвание шиитов, то есть раскольников (шиа — значит «отступление»). Грозящий распад мусульманской общины Осман увеличил еще тем, что раздал самые доходные наместничества своим родственникам. Арабские поселенцы из Куфы и Басры взбунтовались и двинулись на Медину, чтобы свергнуть Османа. С его убийства началась ожесточенная первая гражданская война (656—661 гг.).

Ревнители веры, шииты, мединцы, восточно-арабские поселенцы признали халифом Али, приемного сына Мухаммеда и мужа его единственной дочери Фатьмы. Против Али выступили сунниты во главе с сирийским наместником Муавией.

В большой битве при Сиффине, на границе Сирии и Месопотамии, восточные арабы, которыми командовал Али, стали одолевать сирийцев. Но опытный военачальник Амр, воевавший на стороне Муа-вии, вырвал победу хитростью, рассчитанной на благоговейное отношение мусульман к Священному Писанию. Он приказал поднять на копьях раскрытые книги Корана и остановил этим натиск ошеломленных воителей. Затем Амр предложил вместо кровопролития искать решения спора в слове Божием и с этой целью назначить беспристрастный суд. В ходе переговоров представитель Муавии сумел добиться от сторонника Али низложения последнего, и в 660 году халифом стал Муавия.

Гражданская война остановила завоевания арабов, которые на западе, двигаясь вдоль северного берега Африки, дошли до Карфагена, на востоке — до Амударьи; во время смуты они потеряли Африку и Туркестан. Муавия возобновил войны на всех границах. Командиры, посланные им, взяли Самарканд, Хорезм (Хиву), обратили турок в данников дамасского халифа, заняли Афганистан и оттуда совершили несколько походов в Индию.

Муавия впервые посадил арабов на корабли, и арабский флот отнял у византийцев Кипр, Сицилию, берега Балканского полуострова. Снова арабы проникли до Карфагена.

Начиная с 672 года в течение 7 лет непрерывно громил Муавия Константинополь с моря и суши; арабы заняли Халкидон (Скутари) у Босфора, против Константинополя, переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) на европейскую сторону, зимовали у Мраморного моря. В то же время авары (большой племенной союз, главную роль в котором играли тюркоязычные народы) и славяне осадили Салоники, второй город империи.

Однако византийцы отбили все нападения: арабы оказались бессильны против крепких стен Константинополя, их корабли истреблялись «греческим огнем», они страдали также зимой от снега и холодного ветра. Утомленный борьбой, Муавия оставил свой гордый план уничтожения империи, заключил с императором Константином IV мир на 30 лет и, чтобы обеспечить себя от нападения имперского флота, согласился даже платить дань Константинополю. После смерти Муавии арабские завоевания были вновь остановлены второй гражданской войной (680—689 гг.). Сына Муавии, Язида, не хотели признавать халифом ни в колониях Ирака, ни в староарабских городах Медине и Мекке, где сохранилось влияние сподвижников Мухаммеда и курейшитов.

В Медине решили провести обряд отречения халифа. Ревнители старой веры — шииты собрались в мечети, и здесь каждый верующий бросал в кучу часть своего одеяния — плащ, сандалию или чалму со словами: «Так отвергаю я халифа Язида!» В Ирак направился сын Али и Фатьмы Хуссейн, в надежде привлечь на свою сторону шиитов, ожидавших законного халифа из рода пророка.

На все эти протесты дамасский халиф ответил жестокой расправой. Отряд Хуссейна, окруженный при Кербеле, близ Вавилона, был весь изрублен; с тех пор могила внука Мухаммеда, как великого мученика, является святыней шиитов.

Войска халифа жестоко разграбили Медину. Места, освященные пребыванием великого пророка, были обагрены кровью, около 5 тысяч курейшитов и сподвижников Мухаммеда были перебиты.

Так же безжалостно обрушились войска Омейядов и на другой святой город — Мекку: после обстрела города метательными ядрами сожгли Каабу, причем священный черный камень раскололся от огня (683 г.). После этого Аравия потеряла свое значение в мусульманском мире.

Только халиф Абдельмелик (685—705 гг.) сумел одолеть все мятежи, заговоры и восстания, спасти арабскую державу от опасности внутреннего распада и поднять ее к новому могуществу.