СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

РЫЦАРСТВО

Ритуал посвящения в рыцари

 
 
Французский рыцарь (конец XIII в.)
Немецкие рыцари (XIV в.)
Посвящение в рыцари
Паж
Военное упражнение с чучелом
Молодой рыцарь
Налокотники
Посвящение в рыцари на поле битвы
Посвящение пажа в рыцари

В период зарождения рыцарства ритуал посвящения в рыцари начинался с купания в ванне. После этого молодой человек надевал кольчугу и шлем. Рыцарь, иногда отец посвящаемого, но чаще — кормивший его сеньор, привешивал к его поясу меч, который он с этого момента носил постоянно. В конце процедуры рыцарь обычно сильно ударял молодого человека кулаком по затылку. Затем новый рыцарь садился на коня, брал копье и на всем скаку поражал заранее приготовленное чучело. Такова была процедура посвящения в рыцари в XII веке.

Позднее ритуал посвящения превратился в сложную церемонию. Он начинался с того, что молодой человек перед посвящением проводил целую ночь под сводами храма. Утром он присутствовал при обедне; его клали на алтарь, как бы посвящая на служение Богу; священник благословлял его и произносил проповедь, в которой напоминал будущему рыцарю его обязанности по отношению к Церкви, бедным и вдовам.

После этого священник надевал на шею молодого рыцаря уже освященный меч со словами: «Прими меч сей во имя Отца и Сына и Святого Духа, используй его на свою защиту и на защиту святой Церкви Божией, на поражение врагов Креста Господня и веры христианской и, насколько возможно это для немощности человеческой, не поражай им несправедливо». Молодой рыцарь, на коленях слушавший слова священника, поднимался, вынимал свой меч, широко размахивал им, как бы поражая невидимых врагов Христовой веры, затем отирал его о левую руку и снова вкладывал в ножны. После этого священник целовал нового воина со словами: «Мир тебе».

А молодой человек с мечом на шее направлялся к сеньору своего отца и вручал ему полученный меч. Сеньор спрашивал его: «С каким намерением желаешь ты вступить в рыцарское общество?»

Вновь посвящаемый отвечал ему согласно словам, которые были произнесены незадолго до того епископом. Тут же он приносил клятву верности своему сюзерену (так еще именовались сеньоры, являвшиеся государями по отношению к своим вассалам).

Тогда по приказанию последнего начиналось облачение молодого человека в рыцарские доспехи. Этим делом занимались рыцари, им помогали дамы и девушки. Сперва прикрепляли ему левую шпору, затем правую, надевали кольчугу, а после всего опоясывали мечом.

Новый рыцарь, облаченный в доспехи, опускался на колени перед сеньором. Тот поднимался со своего места и обнаженным мечом, держа его плашмя, 3 раза касался плеча вновь посвященного, произнося при этом: «Во имя Божие, во имя святого Михаила и святого Георгия я делаю тебя рыцарем, будь храбр и честен».

После этого молодому рыцарю подносили шлем, щит и копье. Сопровождаемый всеми присутствующими в храме, он выходил из него. Собравшийся перед церковью народ приветствовал нового рыцаря громкими восклицаниями. Теперь наступало время показать свою ловкость и силу. С этой целью невдалеке от церкви уже заранее было установлено на вращающемся столбе чучело, изображавшее вооруженного рыцаря.

Молодой рыцарь вскакивал на коня и, погарцевав на площади, мчался на чучело. На полном скаку он должен был метким и сильным ударом копья поразить чучело точно по центру. Если копье попадало чуть в сторону, то чучело разворачивалось вокруг своей оси и оружием, как правило прикрепленной на цепи дубиной, било всадника сзади или спереди, в зависимости от того, в какое место от центра вращения был нанесен удар копья.

Получить удар от чучела считалось позором не только для рыцаря, но и для его наставника, поэтому «бой с чучелом» был одним из основных видов тренировок молодого рыцаря. Умение в совершенстве владеть копьем было необходимо всаднику и в рыцарских турнирах, и в реальном бою.

Посвящение в рыцари могло происходить и на поле брани, если посвящаемый проявил храбрость и совершил геройский поступок, например спас своего сеньора от смерти. Для церемонии выбирали обычно или дни больших праздников, особенно Пасху и Троицу, или какое-нибудь исключительное событие, вроде бракосочетания или крещения принца, или даже момент сражения. Тогда сразу посвящали в рыцари целую группу юношей.

В рыцари посвящались только сыновья рыцарей. Если король, оказывая крестьянину милость, делал его рыцарем и при этом вместе с рыцарским достоинством жаловал ему и соответствующие права, то этим он нарушал закон. Таково было феодальное право, и оно строго охранялось. По указу императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы право на поединок имел лишь тот, кто был рыцарем по происхождению. Французский король Людовик VI в 1137 году издал строжайший указ, по которому у всех посвященных в рыцари нерыцарского рода были отбиты шпоры. Рыцарями не могли стать сыновья духовных лиц, купцов, ремесленников и крестьян.