СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВИКИНГИ

Корабль в жизни викингов

 
 
Носовое украшение корабля викингов в виде головы дракона
Скандинавская лодка
Задвижка, прикрывавшая отверстие для весла в борту
Черпак (вверху) и уключина
Судно, извлеченное из скандинавского захоронения
Этот корабль IX века, называемый судном из Гокштадта, был найден в 1880 году в Норвегии. Он имеет длину 24 метра и ширину 5,1 метра. Корпус судна построен из дуба и богато орнаментирован
Дракар — судно викингов

В VIII веке в Скандинавии существовало много морских конунгов, не имевших собственных земельных владений и крыши над головой; все их подданные входили в дружину и охотно отправлялись за добычей.

Корабль играл в жизни скандинава огромную роль. Нередко наряду с гребцами и воинами на корабле находились и их домочадцы со своим имуществом. Жители Севера дорожили судами, берегли их. Когда корабль не находился в плавании, его укрывали от непогоды в специальном сарае.

Поскольку война сплошь и рядом шла на море, в прибрежных водах, кораблей требовалось много, и население было обязано на свои средства, вскладчину, строить и снаряжать боевые ладьи, служить на них и поставлять провиант. В эпоху викингов жители приморских районов Швеции, Дании и Норвегии были организованы в «корабельные округа»; от каждого выставлялся полностью снаряженный военный корабль с командой.

Скандинавы в ту далекую эпоху строили корабли разных типов. Одни из них предназначались для плавания вдоль побережья и в устьях рек. Другие суда, отличавшиеся большей маневренностью и устойчивостью, смело уходили в Атлантику. Со временем корабли викингов приобрели значительные размеры и большую грузоподъемность, на них было до 20 и более пар гребцов, и они могли принять на борт изрядное количество воинов. На рубеже X и XI веков норвежские конунги иногда строили корабли с 30 и более парами весел (такой корабль должен был достигать в длину почти 50 м).

Парус на Севере появился незадолго перед эпохой викингов. Таким образом, маневренность корабля резко возросла.

Резное деревянное изображение головы дракона или змея, устанавливавшееся на носу или корме судна, по тогдашним верованиям, защищало корабль от злых духов и устрашало врагов. Когда викинги приставали к берегу и вытаскивали судно на сушу, голова чудовища снималась, дабы не разгневать местных богов. «Дракон», «Большой змей» — так называли викинги свои корабли.

Скандинавские мореплаватели несомненно обладали и некоторыми астрономическими познаниями. В исландских сагах (легендах) упоминаются «солнечные камни» и «камни-водители», — возможно, это какие-то предтечи компаса. Во всяком случае, викинги не блуждали в бурных водах Северной Атлантики совершенно вслепую.

Конструктивно корабли викингов были существенно устойчивее тех, на которых плавали, например, по Средиземному морю. Длина их редко превышала 30 метров; в движение они приводились веслами (от 10 до 16 на каждый борт), а также прямым четырехугольным парусом. Первоначально эти корабли перевозили от 60 до 100 человек, но в конце IX века строились очень большие корабли, способные принимать на борт до 200 человек. Мореходное искусство викингов заслуживает не меньше восхищения, нежели их доблесть в сухопутных сражениях.