СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

КРЕСТОНОСЦЫ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Мусульманские государства Востока

 
 
Булава
Сабля
Ятаган
Копье
Моргенштерн («Утренняя звезда»)
Сабля
Ятаган
Турки-сельджуки: тяжеловооруженный всадник и арбалетчик

Цитадель — укрепление внутри города, способное продолжать сопротивление неприятелю даже после того, когда остальной город уже захвачен.

Курды — древний горный народ Передней Азии.

Берберы — группа народов Северной Африки.

Мосул — город на севере современного Ирака.

К концу XI века Восток был разделен между Византийской христианской империей и арабскими мусульманскими государствами. Сами мусульмане тоже были разделены: два халифа на Востоке, багдадский и каирский, были враждебны друг другу. Наиболее могущественными из мусульманских народов были турки, пришедшие из Средней Азии и поступившие на службу к багдадскому халифу. Один из их вождей, Сельджук, утвердившись в Бухаре, соединил их в один народ, названный по его имени турками-сельджуками.

Византийский император Роман IV Диоген в 1071 году двинул против них большую армию. 19 августа неподалеку от города-крепости Маназкерт произошло сражение. Сельджуки применили обычную тактику: как бы отступив, вдруг атаковали фланги греков тяжелой конницей.

Армия Романа IV была почти полностью уничтожена. Сам византийский император был повержен к ногам султана Алп-Арслана. Правда, через некоторое время султан отпустил знатного пленника.

В 1072 году Алп-Арслан, Храбрый Лев, умер, и так как его наследники не могли прийти к соглашению между собой, то империя распалась на несколько самостоятельных княжеств-государств, каждое — с отдельным турецким султаном во главе. Один из них — Солиман, иконийский султан, отнял у константинопольских христиан все, что у них еще оставалось в Малой Азии, и основал свою резиденцию в богатом городе Никея.

Другие турецкие вожди завоевали Сирию, которой в течение целого столетия владели египетские халифы. После того как в 1085 году пала Антиохия — последний оплот греков в Сирии, сельджукские князья утвердились в Антиохии, Дамаске, Алеппо и Триполи.

Все эти княжества были чисто военными государствами. Население, состоявшее из земледельцев, ремесленников и купцов, большей частью христиан разных сект, не принимало никакого участия в управлении и только платило налоги. Оно обычно пассивно переходило из-под власти одного государя под власть другого и относилось довольно равнодушно к перемене своих властителей. Как во всех мусульманских странах, каждая религиозная община составляла здесь почти самостоятельную группу, управляемую своими духовными главами; революции не интересовали никого, кроме княжеских фамилий, их приближенных, фаворитов и воинов.

Князь был прежде всего военачальником: он часто носил простой титул эмира (начальника). Резиденция его находилась в укрепленном городе, который был окружен толстой стеной с башнями по углам; над городом обычно возвышалась цитадель. В самой резиденции или в ее окрестностях располагались воины, которые и были опорой князя.

Как и на Западе, воины составляли привилегированный класс, живший за счет податей, которые взимались с земледельцев и купцов, и пользовавшийся особым вниманием князей. За службу свою они получали жалованье или поместья, которые не становились наследственными, как лены (земельные владения) на Западе, и поэтому мусульманские воины всегда оставались в зависимости от вождя, у которого они находились на службе. Как и на Западе, воины сражались, как правило, верхом; они также имели своих оруженосцев, занимались военными упражнениями, устраивали турниры. Но западные рыцари представляли собой тяжеловооруженную кавалерию на неповоротливых лошадях, а восточные — ездили на быстрых конях и использовали в сражениях легкое оружие — саблю с тонким и хорошо отточенным лезвием, острым как бритва, копье и лук из дерева твердых пород. Из такого лука можно было стрелять на расстояние до 500 метров. Вражеские удары они отражали маленькими круглыми щитами. Одежда сельд-жукских воинов состояла из шаровар, поверх которых они носили длинный, до колен, кафтан, перепоясанный кушаком, остроконечного шлема либо тюрбана.

Эти воины набирались среди авантюристов самых разных племен: так как происхождение в глазах мусульман не играет никакой роли, то единственным условием для того, чтобы быть допущенным в их ряды, была мусульманская вера. Таким образом, князья имели на своей службе арабов, курдов, берберов, христианских или византийских ренегатов (изменников) и черкесских рабов, купленных у кавказских горцев. Но главную силу их армий начиная с XI века составляли турецкие кавалеристы.

Мусульманские княжества беспрестанно возникали и распадались, в зависимости от случайностей войны, интриг между князьями, наследования, разделов или вымирания фамилий; были и такие князья, особенно в сирийских горах, все владения которых заключались в одной крепости с прилегавшим к ней округом. Над этими эфемерными княжествами и миниатюрными государствами возвышались князья, превосходившие всех остальных своим могуществом. Таковы были эмиры Халебский и Дамасский в Сирии, в Египте — военачальники, правившие страной от имени каирского халифа Фатимида; таков был в особенности турецкий князь, наследник Сельджукидов, утвердившийся в области Евфрата, откуда он господствовал над Месопотамией и Ираном и всегда мог напасть на Малую Азию или Сирию. С конца XI века этот князь носил турецкий титул ата-бека (регент, или опекун) и жил обычно в Мосуле.

Официально эти князья находились в зависимости от багдадского или каирского халифа; они приказывали провозглашать его имя на общественных богослужениях, что в мусульманских странах служит признаком подданства. К концу XI века номинальное господство багдадского халифа простиралось над всей Передней Азией и Сирией; владычество египетского халифа было ограничено Египтом, Палестиной и Северной Африкой. В действительности князья, подчиненные халифам, постоянно воевали друг с другом, и каждый стремился стать независимым государем. Но во время общей опасности турецкие султаны, господствовавшие в области Евфрата, объединяли вокруг себя всех мусульманских князей и воинов Малой Азии и Сирии.

У турок и арабов, с которыми крестоносцы вели борьбу, главным родом войск была легкая конница, вооруженная луками или арбалетами с колчанами стрел и саблями и превосходившая по своим боевым качествам и маневренности тяжелую рыцарскую конницу.

Турецко-арабское войско сначала поражало войско крестоносцев стрелами, а затем, окружив его, смелыми и дерзкими атаками разобщало на изолированные группы и уничтожало.

Успехам турецких и арабских войск способствовали также природные условия: солнце накаляло железное снаряжение рыцарей; люди и лошади, не выдерживая зноя, падали от тепловых ударов.