СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

КРЕСТОНОСЦЫ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Крестоносцы закрепляются на Святой земле

 
 
Государства крестоносцев на Ближнем Востоке. Светлым фоном показаны территории государств крестоносцев в XI—XII веках; более темным — в первой половине XIII века. Указаны даты завоевания и утраты крестоносцами отдельных пунктов
Один из замков, возведенных крестоносцами на Ближнем Востоке. Каждое из таких укреплений обеспечивало контроль над большим участком территории
Крестоносцы возвращаются из Святой земли
Рыцари — участники крестового похода
Схватка легкой мусульманской конницы с тяжеловооруженной рыцарской кавалерией

Схизма (греч.) — слово, означающее раскол в Христианской Церкви, чаще всего разделение церквей на католическую и православную.

Первый крестовый поход продолжался три года. Последствием его было то, что христианские князья утвердились в четырех пунктах Азии: Балдуин — в Эдессе, Боэмунд — в Антиохии, Раймонд — в Триполи, Готфрид — в Иерусалиме. Это еще не были вполне сформировав шиеся государства: христиане занимали лишь несколько укрепленных мест; но каждое из этих укреплений сделалось центром завоевания.

Иерусалимское королевство было вначале самым беднейшим на Востоке. Исполнив свой обет, крестоносцы вернулись на родину; остался только Готфрид с 200 рыцарями.

В июне 1100 года, когда в Яффе появилось несколько венецианских кораблей, Готфрид отправился просить у них помощи; венецианцы согласились помогать ему в течение двух месяцев с тем условием, чтобы им была предоставлена треть городов, какие будут завоеваны.

Готфрид умер в 1100 году. Его брат Балдуин покинул Эдессу и явился в Иерусалим, чтобы взять в руки власть над королевством. Он привел с собой 200 рыцарей и столько пехотинцев, сколько было необходимо для обороны четырех городов, из которых состояло тогда королевство: Иерусалим, Рамла, Кайфа и Яффа.

Балдуин окончательно отразил нападения египетских армий и с помощью венецианских и генуэзских купцов постепенно завоевал все города побережья (Арсуф, Цезарею, Сен-Жан д'Акру, или Птолемаиду, Сидон и Бейрут). Тир был взят лишь в 1124 году, Аскалон — в 1153-м. Только тогда и было закончено образование Иерусалимского королевства; оно охватывало все побережье от Аскалона до Бейрута, то есть всю древнюю Финикию и часть Палестины.

Христиане основали на Востоке четыре независимых государства: королевство Иерусалимское, княжество Антиохийское, графства Эдессу и Триполи; каждое из них имело своего государя, часто находившегося во вражде с остальными. Князья признавали себя вассалами иерусалимского короля, но он всегда имел за пределами своего королевства только моральное первенство, лишенное всякой реальной силы.

Когда на Ближний Восток явились крестоносцы, он был населен в основном христианами — потомками прежнего греческого населения, которым мусульмане, по своему обычаю, оставили их веру и законы при условии уплаты податей. Эти туземцы имели своих епископов и патриархов, но, как и все греческие христиане, не признавали над собой власти Папы. Они составляли основную часть населения, класс земледельцев и ремесленников; латиняне, которые презирали их как схизматиков, продолжали обходиться с ними как с подданными. Католики, пришедшие с Запада, составили высшие классы и удерживали власть в своих руках. Они всегда были очень малочисленны, потому что большинство крестоносцев, исполнив свой обет, тотчас возвращались на родину. На Востоке оставались лишь те, которые являлись сюда искать счастья: рыцари, образовавшие класс сеньоров, и купцы, которые составили население городов.

Рыцари почти все были французы: все княжеские фамилии в Сирии были французского происхождения, французский язык сделался господствующим языком всех западных пришельцев в Леванте (странах, расположенных на восточном побережье Средиземного моря). Купцы почти все были итальянцы. Три итальянских города — Венеция, Генуя и Пиза — имели тогда военные корабли и вели торговлю на Востоке. Как только они узнали об успехах крестоносцев, они стали посылать в сирийские порты небольшие эскадры, чтобы принять участие в завоеваниях. Эти итальянцы помогали князьям овладевать укреплениями и заставили дорого платить себе за свои услуги. В каждом из этих городов итальянцы, помогавшие при его осаде, получали в полную собственность квартал (иногда треть города), рынок, церковь, баню, пекарню, часть набережной, магазин и право выгружать и продавать свои товары без уплаты пошлины.

Завоеватели-христиане ежеминутно находились под страхом нападений. Почти каждый год мусульманская конница опустошала окрестности городов. Христиане, слишком малочисленные, чтобы заселить страну, скучились отчасти в укрепленных прибрежных городах, отчасти в замках. Рыцари, жившие в замках, были землевладельцами. Они взимали подати с сирийских крестьян и грабили мусульманские караваны. На Востоке, как и на Западе, война, как правило, была источником наживы; рыцари предпринимали разбойничьи экспедиции в мусульманские области, грабили поселения, забирали в плен жителей. Вначале пленникам после битвы отрубали головы, но уже вскоре как христиане, так и мусульмане начали отпускать их на волю за определенный выкуп.

Многие крестоносцы и их потомки так и осели на Востоке. Здесь существовала древняя городская культура, и пусть даже дома снаружи выглядели старыми и убогими, внутри они зачастую поражали роскошью, удобствами и уютом. Что касается внешнего обустройства, такого, как канализация, уличное освещение или водопровод, все это было куда лучше, чем на родине крестоносцев. Христианам жилось на Востоке очень вольготно. Они начали одеваться по-восточному — носить тюрбаны, длинные легкие одеяния. Довольно быстро привыкли к арабским кушаньям, сдобренным имбирем, перцем и гвоздикой, начали пить вина и фруктовые соки.

Многие пришельцы с Запада стали даже учиться писать, что для мусульман было вполне обычным делом. Заболев, христиане охотно обращались к местным врачам и позволяли лечить себя народными средствами.