СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

КРЕСТОНОСЦЫ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Военное значение крестовых походов

 
 
Дети отправляются в крестовый поход
Детский крестовый поход

Начался он с того, что в июне 1212 года в одной деревне во Франции явился мальчик-пастух по имени Стефан, который объявил, что он посланец Бога и призван стать предводителем и снова завоевать христианам Землю Обетованную. Он прошел по всей стране и везде вызывал бурное воодушевление своими речами. Вскоре во многих местностях появились мальчики в качестве крестоносных проповедников, собирали вокруг себя целые толпы единомышленников и вели их со знаменами, крестами и торжественными песнями к чудесному мальчику Стефану. Родители и благоразумные духовные лица, которые хотели удержать мальчиков от их предприятия, ничего не могли сделать, тем более что народ ждал от этого крестового похода великих дел и резко порицал тех, кто думал иначе.

Король Франции попробовал образумить юных крестоносцев, приказав им вернуться домой. Часть их последовала этому приказу, но большинство не обратило на него внимания, и скоро в это фантастическое предприятие были вовлечены и взрослые. К нему пристали священники, ремесленники и крестьяне, наконец, даже женщины и девушки. Количество участников похода быстро возрастало. Во главе похода был мальчик-пастух на колеснице, увешанной коврами, окруженный телохранителями, а за ним — до 30 тысяч пилигримов. Когда толпа достигла Марселя, то, по преданию, два торговца рабами вызвались перевезти в Сирию этих «поборников Христа» за «воздаяние Божие». Они отплыли на семи кораблях, два из них потерпели крушение у острова Сан-Пьетро близ Сардинии, а пять остальных злодеи будто бы привели в Египет и продали там пилигримов как рабов. Позже оба преступных торговца невольниками попали в руки императора Фридриха II, были приговорены к смертной казни и повешены. Кроме того, этому императору удалось при заключении в 1229 году мира с султаном Алькамилом снова вернуть свободу значительной части этих несчастных пилигримов.

Сумасбродство, охватившее французских детей, распространилось также и в Германии. Здесь застрельщиком выступил мальчик Николай (ему не было и 10 лет от роду), руководимый своим отцом, также торговцем невольниками, который использовал собственного ребенка для корыстных целей, за что впоследствии вместе с другими обманщиками и преступниками кончил, как говорят, виселицей. Собралась толпа в 20 тысяч мальчиков, девочек, а также беспорядочного сброда и двинулась на юг через Альпы. По дороге большая часть погибла от голода и разбойников, многие возвратились домой, устрашенные трудностями похода. Часть мальчиков направилась в Рим, чтобы просить у Папы освобождения от крестоносного обета. Но Папа в гневе просто приказал им бросить их безумное предприятие. Обратный путь уничтожил почти все детское «войско». Сотни детей падали от истощения и погибали на больших дорогах. Очень немногим удалось вернуться в Германию.

Длительные и ожесточенные войны с сельджуками и арабами послужили хорошей школой для европейских народов. Уже первая встреча с врагом вызвала удивление. Рыцари Европы увидели перед собой конницу необычайно большой численности, которая расступалась перед каждым их тяжелым ударом, чтобы снова быстро собраться и напасть с другой стороны. Такая конница казалась непобедимой. Луки европейцам были давно известны, но такого града стрел со стороны всадников и пеших отрядов они еще никогда не встречали. Особенно от действия метательного оружия страдали лошади. С ужасом смотрели крестоносцы на всадников — подвижных, выносливых, владевших любым оружием: пиками, палицами, топорами и луками. Дивились они и пешему войску, которое скорее даст себя уничтожить, чем отступит. Многие из сарацин владели неизвестным до той поры оружием, стрелы которого могли пробивать даже кольчугу, — арбалетом.

В Англии и Брабанте (провинция в Бельгии) пытались перенять восточную тактику ведения боя и уже в 1280 году сформировали отряды конных лучников. Европейцы многое перенимали как в тактике, так и в вооружении у жителей Востока, многое самостоятельно изменяли, чтобы достойно противостоять противнику. Так, европейцы позаимствовали у народов Востока меч изогнутой формы — саблю, легкое копье всадника, усовершенствованный лук и арбалет. Но важнейшим результатом контактов стало то, что рыцарство переняло дух коллективной сплоченности и товарищеского взаимодействия в бою, а также более утонченный и благородный характер рыцарских отношений.

Против многочисленных отрядов, состоявших из легковооруженных всадников, со свойственными им приемами боя, европейцам пришлось применять совершенно иную тактику. Уже в Первом крестовом походе пешее войско значительно расширило круг своих обычных действий. Тяжеловооруженные всадники могли достичь успеха только в лобовых атаках. Но уже при Антиохии (1097 г.) рыцари были вынуждены встретить атаку врага в пешем строю и при этом добились необыкновенного успеха. Сто лет спустя, в Третьем крестовом походе, Ричард I Английский при Яффе (1192 г.) повторил этот маневр с тем же успехом. С этого момента в Европе распространилось мнение, что военное искусство после падения Римской империи оказалось на ложном пути и что вот теперь оно снова должно подняться там, где пришло в упадок.

У народов Востока были заимствованы порох и огнестрельное оружие, был заимствован также компас, что значительно улучшило технические условия мореплавания. Во времена крестовых походов наметился переход от гребного к парусному флоту, что знаменовало собой новый период в развитии морской стратегии и тактики.