СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ

Госпитальеры

 
 
Крепость в Сирии, принадлежавшая иоаннитам (XIII в.)
Защитники — рыцари-монахи Родоса готовятся к отражению штурма турецких войск
Одежда и символика рыцарских орденов: 1 — рыцарь ордена Святого Гроба; 2, 3, 6 — иоанниты; 4 — родосский рыцарь; 5 — мальтиец; 7 — меченосец (XVI в.); 8, 9 — рыцари Тевтонского ордена (8 — XVI в.; 9 — ХIII в.); 10 — тамплиер (XIV в.)

Лен — в Западной Европе в эпоху феодализма наследственное владение землей (реже — движимым имуществом или каким-либо источником дохода), пожалованное сеньором своему вассалу на условиях несения последним службы (главным образом военной). Лен был формой собственности, характерной для развитого феодализма.

Иоанниты (полное наименование — Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского), ведут свое происхождение от госпиталя, основанного под Иерусалимом примерно в 1070 году и находившегося вблизи от бенедиктинского монастыря святой Марии Латинской. Его покровителем был Иоанн Александрийский, которого позднее заменили на более известного святого — Иоанна Крестителя. Именно здесь образовалось небольшое братство, объединившееся для ухода за ранеными и больными.

Госпитальеры не ограничивались только Палестиной и Сирией, а построили госпитали и в некоторых европейских городах, откуда чаще всего начинали свой нелегкий путь паломники: в Марселе, Отранто, Бари, Мессине, а также госпиталь св. Симеона в Константинополе.

В 1170 году главный госпиталь ордена располагал более чем двумя тысячами коек, больные и раненые получали безвозмездную помощь, 3 раза в неделю для бедняков устраивались обильные горячие обеды, которыми кормили бесплатно. Специальные больницы создавались для лечения различных болезней, и четыре врача наблюдали пациентов. Принадлежавший госпиталю воспитательный дом обеспечивал надежный приют для подкидышей. Вне зависимости от ранга пациента все госпитальные койки, больничные халаты и белье были одного качества, все больные и раненые получали равные порции пищи, как говорится, из одного котла.

Символом иоаннитов стал восьмиконечный белый крест. Этот крест носили на рясах или плащах, а уже в XIII веке, отправляясь в поход, госпитальеры облачались в красные одеяния с большим белым восьмиконечным крестом.

Все члены этого духовно-рыцарского ордена подразделялись на три категории: рыцари, капелланы и служащие братья (сержанты), или оруженосцы.

Высший, привилегированный слой иоаннитов составляли рыцари, число которых постоянно пополнялось за счет отпрысков мелких и средних феодалов. Служащие же братья не только были обязаны выполнять свои задачи по госпиталю, но и использовались как пехотинцы, ибо каждому рыцарю разрешалось иметь при себе по два пеших солдата. Большую помощь ордену оказывали богатые и знатные люди. Во главе ордена госпитальеров стоял великий магистр, или гроссмейстер, для решения важнейших вопросов периодически собирался генеральный капитул — орган с совещательным, а иногда и решающим голосом. Влиятельными лицами в ордене иоаннитов были великий канцлер, великий прецептор, или казначей, великий госпитальер, великий маршал и другие.

В 1187 году мусульмане овладели Иерусалимом, монахи-рыцари перебрались в Птолемаиду, но когда египетский султан Саладин захватил и этот город, то иоанни-ты были вынуждены осесть на Кипре; центр организации ордена иоаннитов располагался в городе Акра. Таким образом, мечта о Востоке и защите Гроба Господня себя изжила. Отныне рыцари занимались обеспечением военного контроля христиан над большей частью Средиземного моря. В течение 20 лет госпитальеры жили в городе Лимасол на юге острова Кипр и успели создать там не только сильное централизованное государство, но и один из лучших по тем временам флот.

Внимание госпитальеров не мог не привлечь остров Родос, занимавший центральное положение в Эгейском море. В 1307 году госпитальеры атаковали его. Целых два года островитяне оказывали пришельцам ожесточенное сопротивление, но силы были слишком неравны, и родосцы сложили оружие.

200 лет орден считался передовым рубежом католической Европы на Востоке. В 1453 году под натиском турок-османов пал Константинополь, а в 1480-м турки напали на Родос, однако рыцари-монахи выстояли, что позволило говорить об ордене как о «непобедимом братстве».

В 1552 году турецкая армада в 200 тысяч человек на 700 судах обрушилась на Родос. Рыцари сопротивлялись три месяца, прежде чем великий магистр Филлипп Вилье де Лиль Адан сдал свою шпагу Сулейману. Султан обошелся с побежденными более чем великодушно: предоставил свободу, предложил помощь при эвакуации с острова и вручил свою охранную грамоту.

Император Священной Римской империи Карл V не оставил госпитальеров без внимания: он предложил им острова Мальта, Гоцо и Комино. В октябре 1530 года корабли рыцарей Церкви бросили якоря у берегов Мальты, в Кастела Маре и Биргу. Получив в ленное владение Мальтийский архипелаг, иоанниты дали клятву продолжать борьбу против мусульман и морских разбойников.

Наивысшего расцвета Мальтийский орден достиг во времена великого магистра Жана де Ла Валета (1557—1568 гг.). В этот период госпитальеры отразили довольно длительную осаду турок, войско которых состояло из 40 тысяч отборных янычар (турецкой регулярной пехоты). Иоанниты сумели выставить против них всего 700 рыцарей и около 8 тысяч солдат. Четыре месяца подряд мусульмане штурмовали орденскую столицу, но безрезультатно. Потеряв убитыми и ранеными больше половины своей армии, турки отступили. Потери рыцарей составили 240 кавалеров и 5 тысяч солдат.

Любопытной была одежда членов Мальтийского ордена. В те времена, когда иоанниты выполняли функции больше монахов, нежели рыцарей, они одевались в черные суконные мантии, сотканные из верблюжьей шерсти. Рукава этих мантий были настолько узкими, что в них едва пролезала рука, — это символизировало отсутствие свободы у инока. На левом плече одеяния нашивался большой крест из белого материала, восемь концов которого символизировали восемь блаженств, ожидавших праведника в загробном мире.

О Мальтийском кресте, или кресте святого Иоанна Иерусалимского (Иоанна Крестителя), следует рассказать особо. Этот золотой эмалированный восьмиконечный крест поначалу прикреплялся к четкам, затем его стали носить на шее или в петлицах. Начиная с XVIII века рыцари высших степеней носили кресты большей величины. Мальтийский крест как награда был введен в Италии, Австрии, Пруссии и Испании, а затем в качестве знака отличия распространен и на другие католические страны, а в конце XVIII века — на Россию. Раньше его жаловали только лицам дворянского происхождения христианского вероисповедания под условием взноса определенной суммы в орденскую кассу. Российский Мальтийский крест был учрежден Павлом I. Для «рыцарей»-женщин император установил особые знаки отличия. Медные маленькие восьмиконечные кресты (так называемые донаты ордена святого Иоанна Иерусалимского) выдавались всем нижним военным чинам за 20-летнюю беспорочную службу. Просуществовал Мальтийский крест в России недолго — он был отменен императором Александром I.

По мере превращения монашеского ордена госпитальеров в военное сообщество было введено для рыцарей другое одеяние — красный супервест (безрукавный кафтанчик) с нашитым на груди Мальтийским крестом, поверх которого надевались блестящие латы. Такая ритуальная одежда была объектом вожделения многих европейских рыцарей, но иметь ее могли лишь те из них, кто состоял членом Мальтийского ордена. Исключение делалось только для независимых государей и самых знатных аристократов, которые «при их набожности и других добродетелях» вносили в орденскую казну единовременно 4 тысячи скудо золотом.

Не забыты были протоколом и женщины: члены ордена носили длинное черное одеяние с белым восьмиконечным крестом на груди и на левом плече, суконную мантию и черный остроконечный клобук с черным же покрывалом.