СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Способы ведения боя

 
 
Конный дружинник
Шпоры и стремя
Русские шлемы
Зачем нужны были знамена?

Основная трудность управления боем (и понимания самой обстановки) заключалась в невозможности отличить по внешнему виду своих от чужих, если только борьба шла не между чужеземцами, например половцами и русскими. Вооружение, постоянно переходившее из рук в руки (с убитых и пленных всегда снимали оружие), было настолько одинаковым у всех дружин, что отличить войска разных князей по внешнему виду не представлялось возможным: часто в пылу битвы те или иные воины попадали к врагам, принимая их за своих. Очень важную роль играли поэтому в бою боевые знамена — стяги. К стягу собирались дружинники после победы или поражения (если их преследовали); стяг был важнейшим ориентиром среди тысяч разнообразных шеломов (шлемов) и панцирей. По расположению стягов определяли положение войск, расстановку сил.

Неудивительно, что магическую силу стяга старались использовать и враги. Несколько раз бывало так, что к концу битвы, когда перемешивались все полки, группа воинов поднимала стяги своих врагов и убивала по очереди тех, кто собирался под эти стяги. Так было в 1136 году, когда Ольговичи подняли на «полчище» (поле битвы) стяг князя Ярополка Святославича и убили его дружинников. Так поступил и хитроумный князь Изяслав Метиславич, обманувший при помощи неприятельских стягов галицкие дружины в 1153 году.

Русские войска с древнейших времен имели стяги, военную музыку и инструменты (рога, трубы, барабаны). Войска строились и сражались обычно вокруг своих стягов и без них ни в поход не выступали, ни боя не начинали.

Способы ведения войны и боя древнерусской рати являлись дальнейшим развитием того, что было создано славянами в V—VIII веках. Рать собиралась на сборном пункте и организованно выступала в поход. На походе впереди шла сторожа, которая охраняла главные силы, вела разведку путей и противника и добывала «языков» (пленных). За сторожей двигались главные силы, а за ними обозы с продовольствием и походным имуществом. При расположении на месте рать окружала себя повозками или тыном, иногда окапывалась; обязательно выставлялась стража (охранение).

Боевой порядок русской рати с XI века состоял из трех частей: середины (центра) и двух крыльев (правого и левого). В более древний период в центре боевого порядка находились княжеские дружины, а на флангах размещались «вой». Но затем произошли изменения в построении рати. Княжеские дружины стали располагаться на флангах, а в центре выстраивались «вой». В основе такого качественно неравномерного распределения сил по фронту лежало стремление сделать фланги более сильными.

В древнерусской тактике большую роль играли конные лучники, без которых не обходилось ни одно сражение. Каждый бой завязывался стрельцами, которые быстро приближались к противнику, осыпали его стрелами и так же быстро удалялись. Часто они стреляли через реку, подготавливая переправу своего войска. Иногда перестрелкой лучников и кончалось сражение. В большинстве же случаев после обстрела противника стрелами выступали «копья» — тяжелая, сокрушающая конница. Русская конница никогда не была такой тяжелой, как западноевропейская, но и ей требовалась подмога в виде «стрельцов» (конных лучников), появившихся у нас в XI веке, а на Западе в XIV столетии. Иногда «стрельцы» пускали своих коней вдоль фронта противника для того, чтобы заставить его повернуться флангом к основным русским полкам. Пешая же рать иногда предпринимала обход противника и заходила ему в тыл.

Из других приемов ведения боя можно отметить ложное бегство, засады. Иногда для того, чтобы обмануть бдительность противника, устраивался ложный лагерь с яркими кострами.

Управление боем было очень сложным и трудным делом. Весь план боя разрабатывался заранее князьями и воеводами и доводился до сведения дружины. Иногда указывалось время, в течение которого нужно было продержаться тому или иному полку до подхода подкреплений. Начало боя главных сил определялось звуком боевых труб, ударами бубнов (барабанов). Условным знаком служило также выступление княжеского полка или самого князя.