СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Святослав: «Иду на вы!»

 
 
Князь Святослав
Русский дружинник (Х в.)
Огненосные птицы Ольги

В первой половине 946 года киевская княгиня Ольга выступила в поход на племя древлян, убивших годом раньше ее мужа, князя Игоря. Войска Ольги разбили противника в ожесточенном сражении и взяли затем несколько древлянских градов-крепостей. Но Искоростень (Коростень), град древлянского князя Мала на реке Уж, с ходу взять не смогли.

Затянувшаяся осада разлагала боевой дух дружины. Пугала княгиню и приближавшаяся осенняя распутица. Тогда, гласит летопись, мудрая военачальница придумала хитрость — начала мирные переговоры. Удивленные ее мягкостью древляне спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да три воробья». И, раздав своим воинам кому по голубю, кому по воробью, повелела привязать к каждой птице по небольшому кусочку трута. А когда стало смеркаться, приказала поджечь трут и пустить голубей и воробьев. Те полетели в свои гнезда, и так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись сразу...

Коростень пал, Ольга вернулась в Киев. Много лет предание о чудесном взятии Коростеня бытовало в народе. Летописец охотно внес его в летопись. Историки столь же охотно обходят этот эпизод молчанием. Оно и неудивительно — летописная версия происшедшего вызывает ряд недоуменных вопросов: почему Ольга ждала до осени, а не применила «птичий вариант» гораздо раньше? Почему птиц пустили с наступлением темноты? Почему, наконец, птица, несущая огонь, должна мчаться стремглав к своему родному гнезду?.. Но чем можно заменить летописную версию? Что скрывается за загадочными «горящими птицами»? В конце XX века было высказано предположение, что княгиня Ольга, спасая свои дружины от поражения, которое могло (или даже должно было) привести к переходу княжеской власти в другие руки, воспользовалась неким таинственным оружием, обладавшим невероятной по тем временам мощью. Возможно ли такое?

Известно, что подобное оружие в те времена действительно существовало. Это так называемый «греческий огонь». Византийцы бдительно хранили его тайну, но их император, как говорилось выше, обещал Игорю помощь в случае необходимости. Почему бы не предположить, что, находясь в безвыходном положении, Ольга не вспомнила об этом обещании и не обратилась за помощью к правителю Византии? Именно поэтому пришлось ждать так долго. Послы Ольги тайно прибыли в Константинополь, заключили договор и получили оружие. Договор не должен был нигде фиксироваться, ибо нарушал закон, запрещавший продажу тайного оружия варварам. Ольга же в плату за помощь могла пообещать какие-либо военно-политические уступки. Возможно, огненные птицы княгини Ольги вполне могли быть первым ракетным оружием, примененным славянами.

«НЕ ПОСРАМИМ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!»

В одной из битв Святослав был окружен византийцами. Желая ободрить свою дружину, князь сказал: «Уже некуда нам уйти отсюда. Волей-неволей надо стать против врагов. Не посрамим земли русской! Ляжем костьми, мертвые сраму не имут. Я пойду перед вами. Если же сложу свою голову, тогда помышляйте о себе сами». Воины же ответили: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим». После тяжелого боя дружина Святослава вышла из окружения.

Сын Игоря Святослав воевать начал ребенком. Его мать, княгиня Ольга, взяла его с собой, когда отправилась мстить древлянам (одному из славянских племен) за смерть князя Игоря. Весь поход мальчик сидел впереди матери в боевом седле. И когда киевская дружина столкнулась с древлянами, первым метнул копье. Не по руке его было тогда тяжелое оружие. Упало копье у ног коня Ольги, и древляне стали смеяться. Но воевода крикнул: «Князь начал! Потянем за князем!» — и повел дружину в бой.

Это было первое сражение, в котором побывал Святослав. И, видимо, тем была решена его судьба. Потому что воевал он всю свою короткую, но яркую жизнь, мечом устанавливая границы Киевской Руси. Выступая в поход, Святослав всегда посылал к противнику гонца с короткой и страшной вестью: «Иду на вы!» Дружина его двигалась так быстро, что враг не успевал приготовиться, а получив послание Святослава, был сломлен морально еще до сражения.

Святослав был среднего роста, но вид имел богатырский: шея крепкая, плечи широкие, усы и брови густые, голова бритая, сбоку длинный чуб. По этому чубу узнавали людей знатного рода. В одном ухе он носил золотую серьгу с двумя жемчужинами, между которыми был вставлен красный рубин. По обычаю того времени, Святослав одевался просто: полотняная рубаха без ворота, такое же исподнее и длинные простые сапоги; жизнь вел суровую, не боялся холода и жары; во время походов спал на войлоке, с седлом под головой. Никогда не возил с собой провизии, а питался тем, что попадалось на охоте, и сам жарил на угольях конину или дичь.

Русский летописец сообщил интересный эпизод, который ярко характеризует Святослава. Чтобы предотвратить поход руссов на Царьград, византийский император послал князю богатые дары, не взглянув на которые Святослав сказал своим «отрокам»: «Схороните», то есть спрячьте. Когда же император прислал ему в качестве подарка оружие, то Святослав начал любоваться им и хвалить его. Этот факт свидетельствует о его любви к оружию.

Храброй и выносливой была и дружина Святослава, предпочитавшая лошадь ладье, но умело использовавшая и то и другое. Византийский историк Лев Диакон противоречит сам себе, когда говорит, что руссы не умели сражаться в конном строю, и в то же время сообщает об их конных атаках. Дело в том, что дружина Святослава, как видно, могла сражаться в конном и пешем строю в зависимости от обстановки. Из сообщения русского летописца о том, что Святослав и его дружина питались кониной и имели седла, можно сделать вывод, что дружина была конной, а не пешей. Но дружина пользовалась и ладьями для передвижения по рекам, где это было удобно, и могла сражаться в пешем строю, выстраиваясь для боя в несколько шеренг.

Могущественным государством в то время был Хазарский каганат. Ему, по преданию, «300 лет платил Киев дань», и хотя современные историки опровергают эту цифру, но не отрицают зависимость Киева от Хазарии. Именно поэтому первой своей задачей Святослав считал разгром Хазарии.

В 965 году рать руссов под командованием Святослава разбила хазарское войско, разрушила крепости — Итиль на Волге, Саркел на Дону и Семендер на Куме и таким образом нанесла последний удар по Хазарскому каганату, после чего он перестал существовать.

В 966 году Святослав со своей дружиной пошел на Оку, победил славянское племя вятичей и заставил их платить дань. Затем руссы пришли на Волгу и разбили камских болгар.

Так последовали один за другим два удара — один на юго-восток, второй на северо-восток, которые решили проблему восточных границ Древнерусского государства.

Эти походы показывают большую подвижность рати руссов, совершавшей в короткий срок тысячекилометровые походы, побеждавшей врага как в полевом бою, так и при штурме сильных крепостей.

В 968 году по просьбе византийцев Святослав отправляется воевать в Дунайскую Болгарию. Взяв 80 крепостей, он решает он собрал «воев», прогнал печенегов в степи и восстановил мир. Затем князь снова пребывал на Дунае, где можно было бы собирать дань со всех окрестных земель: от греков — золото, ткани-паволоки (драгоценные привозные хлопчатобумажные и шелковые ткани), вина и овощи — от чехов, от венгров — серебро и коней, от Руси — мех, воск, мед и рабов...

Весной 970 года русское войско мощным стремительным броском двинулось из низовьев Дуная, пересекло Балканские горы, разметало передовые отряды византийского императора Цимисхия, захватило целый ряд городов, преодолев, таким образом, около 400 километров.