СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

За единство земель

 
 
Вооружение русских воинов: 1 — княжеский дружинник (XIV в.); 2 — варяжский наемник (IX—X вв.); 3 — княжеский дружинник (XII—XIII вв.)
Вторая линия Святослава

С именем Святослава связано дальнейшее развитие военного искусства Киевской Руси. Воюя с Византией, в войсках которой решающей силой была хорошо организованная конница, Святослав совершенствует боевой порядок — «стену» (твердую фалангу), придавая ему вторую линию, служившую резервом для отражения ударов противника с флангов и тыла.

Так, в весьма ожесточенном сражении у Доростола 23 апреля 971 года, когда византийская конница произвела очень сильную атаку на левое крыло «стены» руссов, Святослав подкрепил эту часть своего войска второй линией, стоявшей позади «стены», которая не допустила византийскую конницу к «стене». Войска Святослава трижды сильными ударами с тыла подверглись окружению и трижды разрывали кольцо. Безусловно, и в сражении 22 июля удар сильных войсковых груш императора Цимисхия с тыла парировался второй линией боевого порядка войск Святослава.

Бой в окружении и выход из него (в двух случаях бои вел сам Святослав, а в третьем, у Преславы, его полководец Сфенкел) — яркое свидетельство высокой стойкости русских воинов и большого полководческого искусства Святослава.

Жить победителями или умереть со славой

Военную доблесть русских воинов одинаково отмечали и восточные и греческие писатели: «Их (руссов) храбрость и мужество известны, так что один из них равен некоторому числу (людей) из других народов». Эти слова принадлежат Марвази, сельджукскому писателю начала XII века. О мужестве русских воинов неоднократно упоминал Лев Диакон: «Говорят, что побежденные тавроскифы (то есть россы, воины Святослава) никогда живые не сдаются неприятелям, но, вонзая в чрево мечи, себя убивают». По народным преданиям, занесенным в древнюю киевскую летопись, и по свидетельству Льва Диакона, Святослав являлся воплощением этих выдающихся боевых качеств вождя русской дружины. Перед последним сражением у Доростола не было уже надежды победить многочисленное византийское войско, и некоторые советовали Святославу воспользоваться темной ночью и уплыть на судах. Святослав отвечал: «Погибнет слава, сопутница русского оружия, без труда побеждавшего соседственных народов и без пролития крови покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. Итак, с храбростью предков наших и с той мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой».

Объединение страны под властью киевского князя позволило сосредоточить усилия для укрепления южной и западной границ. По словам летописи, во время княжения Владимира, сына Святослава, — была с печенегами «рать велика бес перестани». Владимир поставил города по рекам Десне, Трубежу, Стугне и другим. В городах он сажал «лучших людей», набирая их из разных мест. Так была создана цепь укрепленных линий со стороны южной степи. С запада и юго-запада Киев был прикрыт тремя линиями валов. Центром этих укреплений был город Белгород на реке Ирпени.

Не менее существенное значение имела борьба Владимира с Польшей. В 981 году Владимир пошел на поляков (ляхов) и отобрал большую территорию между реками Сан и Вепрь (правый приток Вислы). В числе занятых им городов упоминаются Перемышль на Сане и червенские города (в X—XIII вв. — группа древнерусских городов), находившиеся в бассейне Вепря. В летописи упоминается также поход Владимира в землю хорватов, живших в бассейне верхнего и среднего течения Днестра. В результате этих походов к Киевскому княжеству были присоединены западные земли, получившие названия Галицкая земля и Волынь. Таким образом, при Владимире был по существу закончен процесс объединения восточнославянских племен в системе Киевского государства.

В период княжения Владимира Святославича произошло знаменательное событие, на века предопределившее историческую судьбу русского народа, пути становления его культуры, государственности и военного строительства. В 988—989 годах князь ввел христианство в качестве государственной религии. В народных былинах Владимира называли Красное Солнышко, а Русская Православная Церковь причислила его впоследствии к лику святых.

Ярослав (1019—1054 гг.) продолжал борьбу за единство земель, входивших в состав Киевского государства, и за его политическую самостоятельность. С этой целью он ходил в Прибалтику, построил город Юрьев (ныне г. Тарту, Эстония). Удачная борьба с поляками отклонила угрозу для Киева и с западной стороны.

Особенно большое беспокойство доставляли кочевники южных степей. В 1036 году печенеги в последний раз появились под Киевом. Ожесточенная битва, происходившая на территории Киева, кончилась полным поражением печенегов. Многие из них были убиты или утонули в реке, а остальные ушли на Дунай. Место печенегов занял новый страшный враг южных киевских границ — половцы.