СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

МОНГОЛЫ И РУСЬ

Распад Монгольского государства

 
 
Монгольский воин
Похороны Чингисхана. Рисунок из индийской средневековой рукописи

Как и прочие государства, созданные путем завоеваний, Монгольское государство оказалось недолговечным. Через несколько десятилетий после смерти Чингисхана оно было разделено на четыре ханства: Восточное (Китай, Маньчжурия, часть Индии и Монголия); Джагатайское (верховья Иртыша и Оби и вся Средняя Азия); Золотая Орда (северная часть Туркестана, юг России до Нижнего Дуная); Персидское (Персия, Афганистан и др.).

Монгольское государство все больше и больше дробилось и распадалось. Процесс распада протекал очень быстро, что явилось следствием развития феодальных отношений, которые в Азии складывались так же, как и в Европе, но в более короткие сроки.

Чингисхан в вознаграждение за верную службу отдавал своему сподвижнику во владение какой-либо улус — удел (т. е. племя или объединение племен с принадлежавшей им территорией). Сокрушив город Керент, сообщают древние источники, Чингисхан раздал его своим сподвижникам: один из них получил сто домов, другой — людей, «заведовавших сосудами» (ремесленников), и т. д.

Затем Чингисхан стал раздавать улусы своим сыновьям и родственникам, которые становились их правителями. Каждый из них имел определенные обязанности, главнейшей из которых была военная служба.

Новый правитель улуса обязан был по первому требованию являться с определенным количеством воинов. Размер улуса определялся количеством кибиток и воинов, которые он мог выставить. Каждый новый вассал приносил своего рода присягу на верность хану.

Чтобы крепче привязать к себе командный состав (темников, ты-сяцких, сотников), Чингисхан отдавал в ленное потомственное владение сотню, тысячу, тьму одного из улусов, которым владел один из его сыновей — принц крови (царевич). Таких темников, тысяцких и сотников стали называть нойонами (нойон — господин). Нойоны были вассалами царевичей. Получалась феодальная лестница: хан (принц крови) — владелец улуса, за которым следовали темник, тысяцкий, сотник. На право управления каждый из нойонов получал ярлык (грамоту).

Монгольский хан и принцы крови вполне располагали судьбой нойона и могли его лишить владения, но сам нойон не имел права оставить службу или переменить своего сюзерена. Это уже были феодальные отношения.

В конечном итоге все свободные монголы стали собственностью нойона или принца крови. Нойон владел не только людьми, но получал и определенную территорию для кочевья и охоты. Нойоны, однако, не были полными хозяевами стад скота, которые находились в распоряжении их людей. Монгол-кочевник имел свою личную собственность — скот и кочевое хозяйство. В отношении кочевья монгол должен был выполнять распоряжения своего нойона, а также нести определенные повинности (предоставлять нойону мелкий скот на убой, отправлять ему на определенный срок дойных кобылиц и пр.).

Свободный монгол скотовод-кочевник оказался закрепощенным. Одновременно сложились вассальные отношения. Так возник феодализм у монголов.

Каждый нойон стремился стать самостоятельным, избавиться от вассальной зависимости. «Зачем нам принимать над собой господина? — спрашивал один из них. — Сами ведь можем ведать свои головы. Убьем теперь этого наследного принца-царевича». В результате этой борьбы нойоны стали превращаться в самостоятельных, независимых ханов, и Монгольское государство распалось.