СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

МОНГОЛЬСКОЕ ИГО

Войско Мамая

 
 
Встреча московского войска коломенским епископом
СТЯГ

Значение стяга в древнерусских ратях огромно. Перед началом сражения вокруг стяга в боевом порядке строилось войско; когда битва распадалась на ряд отдельных рукопашных схваток, стяг служил для воинов ориентиром, местом сбора, указателем хода боя. Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша», это означало поражение, и за этим неизбежно следовало бегство войска. Поэтому в междукняжеских войнах к овладению княжеским стягом направлялись все усилия соперников; судьба стяга решала судьбу битвы, и вокруг него разыгрывалась самая жестокая сеча. На стяге первоначально вывешивалась эмблема князя; к концу XIV века на нем начинают помещать образ Иисуса. «...И велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись о Куликовской битве). Примерно тогда же в употребление входит термин «знамя». Оба названия — «стяг» и «знамя» до XVII века существуют параллельно; в XVII веке слово «стяг» уже не встречается. В XVI веке знамя уже было в каждом полку («большое знамя»); у сотен, на которые делились полки, были «меньшие знамена».

Однако Золотая Орда, несмотря на внутренние распри, была еще очень сильной. Против Руси Мамай собрал огромное 150-тысячное войско. Кроме монголов и татар в нем были хорезмские турки, аланы (ираноязычные племена; по-русски — ясы), адыги (в русских летописях их называли касогами), опытная наемная генуэзская пехота. С 40-тысячным войском шел к Мамаю литовский князь Ягайло. Не веря в победу соотечественников, на сторону врага перешел рязанский князь Олег. Ягайло и Олег уже условились, как поделят между собой московские земли.