СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЯПОНИЯ: САМУРАИ И НИНДЗЯ

Происхождение самураев

 
 
Японский воин (III в.)
Тёкуто — прямой безлезвийный меч (до Хв.)
Цуруги — прямой двуручный меч с обоюдоострым клинком
Воин в доспехах танко, состоящих из длинных полос, скрепленных между собой (IV в.)
Воин в доспехах кейко, состоящих из одинаковых пластинок-чешуй, соединенных шнуровкой. В руках воина лук, на поясе — меч (VI—IX вв.)
Яри — длинное (ок. 6 м) копье с обоюдоострым наконечником
Японский князь с самураями
Бой самураев, возглавляемых Ёсие Минамото (1039—1106 гг.). По поручению тэнно он воевал против опального дома, учинившего мятеж: на острове Хонсю. Японский средневековый свиток
Японские копья тэяри (слева) и футомато яри (справа)
Катакама яри — копье с большим наконечником, имеющим загнутый вверх крюк
Утинэ — короткое (33 см) копье, иногда использовавшееся как метательное
ДРЕВКОВОЕ ОРУЖИЕ ЯПОНИИ

Японское древковое оружие было не менее разнообразным, чем европейское. Его подразделяли на несколько групп: с изогнутой боевой частью (пером); с прямым наконечником (в том числе и имеющие дополнительные клинки под углом к центральному); со сложной боевой частью; боевые топоры; древковое оружие ударного действия.

Одним из колоритных персонажей всемирной военной истории являются японские воины — самураи (от японского самурау — «служить»). Происхождение их связано с событиями древней истории Японии.

Предполагается, что, подобно корейцам, японцы мигрировали на Японские острова еще до 2000 года до нашей эры. Несколько столетий пришельцы оттесняли аборигенов-айнов на север. Основной силой в борьбе с этими воинственными племенами служили родовые военные отряды. Впоследствии из них и образовалось сословие воинов-самураев.

Изгнав айнов с территорий трех южных островов, японцы обосновались там в виде многочисленных независимых, но связанных между собой племен, родов или кланов. Японская история традиционно ведет отсчет с восшествия на престол (660 г. до н. э.) первого императора Дзимму (Цзимму-тэнно) — легендарного воина с острова Кюсю, положившего начало непрерывной династии японских императоров. Тем не менее и с появлением императора структура общества оставалась прежней, и объединение было скорее номинальным, хотя преимущественное положение императорского клана являлось общепризнанным. Яростные войны между крупными аристократическими родами были часты. В конце V—VI веках нашей эры произошло возвышение клана Сога. С помощью интриг, убийств и воинской доблести представители рода Сога постепенно достигли высшего положения в императорском правительстве. Они злоупотребляли своей властью, притесняли законных правителей, творили насилие. При императорском дворе назревал заговор против клана Согу. Многих заговорщиков восхищал Китай: там вся власть принадлежала императору, а порядок и законность повсеместно поддерживали назначенные им чиновники.

В начале VII века представители клана Согу теряют свое былое влияние. Их затмил блистательный принц Сетоку Тайси — племянник и наследник императрицы Суйко (554—628 гг.). До самой смерти он исполнял обязанности регента при своей властвующей, но не правящей тетке. Сетоку Тайси заложил основы централизованного японского государства, вел постоянные войны с племенами айнов на севере острова Хонсю.

Планировал он вторжение и в Корею, но отказался от этого замысла из-за растущих внутренних проблем.

После смерти Сетоку Тайси (621 г.) клан Сога восстановил утерянную было власть над императорской семьей, но вскоре оказался свергнут принцем, взошедшим на престол под тронным именем Котоку.

В глазах своих подданных императоры были не просто светскими правителями, но властителями по воле богов. (Недаром их называли тэнно, что в переводе с японского означает «повелитель всем сущим», «сын неба». Слово «император», т. е. повелитель, которым обычно пользуются для перевода слова «тэнно», не передает его точного смысла.) Вот почему японцы окружали своих тэнно почитанием, достойным божества.

Котоку в качестве девиза своего царствования (645—654 гг.) избрал слово «тайка» (т. е. «великая перемена»). Его ближайшим сподвижником был Накатоми Ка-матари, основатель клана Фудзивара. Вдвоем они провели так называемые «реформы тайка», продолжив дело, начатое принцем Сетоку, по созданию государства нового типа — с сильной централизованной властью и мощным аппаратом чиновников. В ходе «реформ тайка» были проведены коренные изменения в политической и экономической системе Японии. Вот некоторые из них:

  • отменена частная собственность на землю. Отныне вся пригодная к возделыванию земля принадлежала императору, который единолично решал, как ее использовать;
  • территория страны была поделена на провинции, уезды и деревни;
  • всем представителям прежней знати разрешалось поступать на государственную службу и получать жалованье. Они обязывались хранить верность императору и проявлять беспрекословное послушание;
  • все владельцы земельных наделов были обязаны платить императору налоги на землю, а ремесленники — с продажи своих изделий;
  • введена воинская повинность: каждый третий мужчина должен был отслужить три года, охраняя границу.

Сами реформы начались с перераспределения земельных наделов. Земля объявлялась собственностью императора (не отдельных родов, как было прежде), а все население страны — его подданными. Частные земли после их обмера были поделены на равные наделы, которые сдавались свободным крестьянам от имени государства. За пользование землей они платили налоги. Кроме крестьянских существовали «привилегированные» наделы — «должностные», «за заслуги» и т. д. Центральная власть предоставляла их членам императорского дома, представителям прежней знати, крупным чиновникам. Эти наделы не облагались налогом и передавались по наследству. Постепенно они превращались в частные феодальные поместья (сёэны).

«Реформы тайка» значительно ускорили становление империи. Высшая знать в основном примирилась с происшедшими изменениями, покорилась тэнно и стала служить ему. Новые министры, крупные чиновники и придворные принадлежали к древним аристократическим родам.

Происходит бурное освоение территории страны. По всей Японии прокладывались дороги, строились мосты, города, буддийские монастыри. Процветали науки и искусства. Художники, ученые, поэты устремлялись в недавно основанные столицы империи.

До начала VIII века в Японии не было постоянной столицы: после смерти очередного императора ее переносили в новое место. Сначала, в 710—784 годах, столицей был пышный Хэйдзё (ныне Пара), затем, с 794 года, Хэйан («столица мира и покоя», ныне Киото). Здесь, в окрестностях императорского дворца, размещались двор императора и его правительство, всевозможные учреждения, храмы.

Одно время проводились завоевательные экспедиции в Корею, на побережье которой появились японские колонии. После того как в VII веке один из походов в Корею потерпел неудачу, японские правители полностью сосредоточились на внутренних проблемах и продолжавшейся войне с айнами и другими местными воинственными племенами, тысячелетиями населявшими север острова Хонсю и юг острова Кюсю. Туземные племена ожесточенно обороняли свои земли. К исходу VIII века эта затянувшаяся война приближалась к завершению. В этом была заслуга императора Камму, царствовавшего в 737—806 годах. Он значительно укрепил центральную власть и армию. Его полководец Саканоэ Тамурамаро почти полностью подавил упорное сопротивление айнов, хотя отдельные их племена еще продолжали войну до конца IX века.

Чтобы противостоять подстерегавшей на каждом шагу опасности, пришедшие вслед за солдатами и поселившиеся на севере люди укрепляли свои дворы и деревни, устанавливали круглосуточные дозоры и вели кровопролитную борьбу за существование, участвуя в карательных экспедициях на территории туземцев.

Но опасной жизнь в провинциях делало не только сопротивление коренных племен. Уже несколько столетий в прибрежных водах промышляли корейские пираты: они подкарауливали торговые суда и нападали на мирные селения. Во внутренних районах, среди густых лесов, в горах, бесчинствовали разбойничьи банды. По всей стране то и дело вспыхивали восстания крестьян, которые — особенно в голодные годы — с оружием в руках бунтовали, выражая тем самым протест против своей тяжелой доли. Поэтому неудивительно, что в таких непростых условиях губернаторы, полководцы и знать пограничных провинций не хотели, да и не могли полагаться на императорское правительство и войска, а предпочитали своими силами наводить порядок. Для этого они из боеспособных мужчин создавали небольшие военные формирования, находившиеся под их личным верховным командованием. Такие семейные военные отряды назывались бусидан, а их члены — буси. Этих проверенных в боях, смелых, презиравших смерть воинов, возглавляемых знатными владельцами крупных поместий — сёэнов, можно считать первыми самураями, рыцарями Японии, следовавшими заповедям морального кодекса бусидо («путь воина»).