СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЯПОНИЯ: САМУРАИ И НИНДЗЯ

Бусидо — моральный кодекс самурая

 
 
Кинжал айкучи
Самурай в полном боевом облачении. Бронзовая скульптура (XIX в.)
Различные виды японских поножей — сунэтаэ
Кадзари-тати («тонкий меч») обычно богато отделывался и служил символом власти и знатности

Сословие самураев объединяли не чины, не доставшиеся им за службу владения, не образ жизни — тут различия были очень велики: самураем был и сегун, и рядовой воин. Сплачивало их всех нечто нематериальное — представление об идеальном, доблестном человеке.

Независимо от чина и образа жизни каждый самурай стремился к высокой цели — стать доблестным человеком. Долгий и трудный путь к ее достижению идеологи самурайства обозначали особым термином — бусидо («путь воина»). Бусидо был основным моральным законом, руководствуясь которым жил самураи. Прежде всего он должен был усвоить три главные добродетели — верность, чувство долга и храбрость — и никогда не отступать от них.

Под верностью кодекс бусидо подразумевал самую ценимую самураями добродетель — верность господину. Ни при каких обстоятельствах самурай не должен был нарушать эту заповедь. «Где бы я ни находился, в горах или под землей, в любое время и везде мой долг обязывает меня охранять интересы моего владыки», — говорится в клятве самурая начала XVI века.

Следующей добродетелью самурая кодекс бусидо считал чувство долга. Это понятие объединяло несколько моральных заповедей, и прежде всего долг самовоспитания, который требовал от самурая: честности (нельзя лгать, злословить, совершать бесчестные поступки); непритязательности (презрения к роскоши, деньгам, другим жизненным благам); приличия (соблюдения принятых этических норм; скромности и невозмутимости; сдержанности в чувствах). Понятие чувства долга подразумевало, кроме того, и обязанности по отношению к другим. Это значило, что самурай не должен ни перед чем отступать при выполнении долга; должен быть полезным своему владыке; быть почтительным к родителям; быть великим в милосердии. Храбрость — третья главная добродетель самурая. Под этим понималась не только отвага в бою, но и бесстрашие в обыденной, гражданской жизни. Этот принцип, весьма почитаемый в Японии, китайский философ Конфуций (ок. 552 — 479 гг. до н. э.) облек в форму постулата: «Всегда неколебимо делай правое дело». Воину нельзя медлить, он должен не задумываясь заступиться за правое дело, даже если благородный поступок может стоить ему жизни. Ведь, как следует из кодекса бусидо, «правое дело — всё, жизнь — ничто». Поскольку обстоятельства в любой момент могли потребовать от самурая пожертвовать собственной жизнью, то он должен осознавать, что жизнь не имеет никакой ценности. В одном из самурайских наставлений начала XVI века говорилось: «Бусидо — путь воина — означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочел, и иди!»

В основу самурайского мировоззрения легло буддийское учение о предопределенности судьбы и бренности всего земного, которое сочеталось с патриотизмом японского учения синто, доходящего до верноподданности, с элементами китайского дзенбуддизма (концепция самоконтроля, самообладания, самососредоточения и вхождения в небытие перед лицом опасности) и с проповедями конфуцианства (верность долгу, послушание господину, моральное самосовершенствование, презрение к производительному труду). «Истинный самурай», отправляясь в поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни.