СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЯПОНИЯ: САМУРАИ И НИНДЗЯ

Традиция самоубийства

 
 
Знатный самурай в полном вооружении (XVII в.)
Меч тати со слегка изогнутым клинком длиной более 60 сантиметров был распространен с X по XVII век, до появления мечей катана
Кинжал самурая
Итомакитати — японский меч (XV—XVIвв.)
Самурай, вытирающий свой меч (XVI в.)

Как отмечалось выше, в 1333 году, чтобы избежать пленения, сегун Камакура, его домочадцы и 800 верных ему людей обнажили кинжалы и один за другим убили себя, вспоров себе животы.

Объясняется это тем, что оказаться после поражения в плену считалось несмываемым позором, поэтому после каждой битвы многие побежденные самураи, прежде всего высокопоставленные, совершали самоубийство.

Традицией также стало и самоубийство вассала при гибели его сюзерена. Ведь главной добродетелью самурая моральный кодекс бусидо считал верность воина своему господину. Многие самураи, особенно преданные своему даймё, полагали, что долг велит им беспрекословно следовать за ним и на смерть. Поэтому часто, как только погибал или умирал самурай высокого ранга, некоторые из самых преданных ему приближенных добровольно уходили из жизни. В средневековье Японию буквально захлестнула волна самоубийств. Это было похоже на настоящую эпидемию. Она достигла такого размаха, что правительство сегуна, бакуфу, запретило самоубийства.

Третья распространенная причина самоубийства была также связана с понятием долга. Случалось, что самурай оказывался перед сложнейшей моральной дилеммой, становясь жертвой двух противоречивших друг другу требований долга. С одной стороны, кодекс бусидо запрещал самураю открыто возражать своему господину. Но, с другой стороны, если его господин совершал что-либо несправедливое или бесчестное, он не мог закрывать на это глаза. Как обязан был самурай поступить в этой безвыходной ситуации? Нравственный конфликт он решал, демонстративно лишая себя жизни. Это было убедительным доводом. Ведь самоубийство, совершенное в знак протеста, наглядно разоблачало неблаговидные поступки господина самурая, что нередко побуждало того изменить свое поведение.

Наконец, самурай, совершив самоубийство, мог избежать казни. Разумеется, смерть под топором палача была для него невыносимым позором. Поэтому воины, приговоренные к смерти, имели право сами лишить себя жизни во время своеобразной торжественной церемонии. Считалось, что такая смерть — на глазах у высокопоставленных свидетелей — полностью искупает вину и сохраняет незапятнанной честь самурая, что было для него важнее всего.

Термин, известный в европейской литературе как «харакири», иронически применялся японцами в отношении самурая, неудачно «распоровшего живот». Подлинная демонстрация искусства достойного ухода из жизни называлась сэппуку. Она совершалась следующим образом: решившийся на смерть брал в правую руку вакадзаси (кинжал или меч), садился на землю, скрестив ноги, глубоко втыкал клинок в обнаженный левый бок, медленно отводил его ниже пупка и, завершая мучительную процедуру, делал небольшой надрез вверх. Впрочем, до этого доходило очень редко — ведь обычно, как только клинок вонзался в тело, он перерезал крупные кровеносные сосуды полости живота, и в считанные секунды самурай истекал кровью.

Первые сведения о совершенных сэппуку относятся к периоду 1150—1170 годов. Этот способ лишения себя жизни основывался на древнем японском представлении о том, что душа, ум, характер, намерения, подлинные чувства и сокровенные мысли человека пребывают в его животе. Вспарывая себе живот, самурай словно говорил: «Я невиновен, но я хочу показать вам свою душу, чтобы вы сами могли убедиться в этом». Конечно, для подобного поступка требовалось необычайное мужество. Однако именно это делало сэппуку таким притягательным для самураев.