СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЯПОНИЯ: САМУРАИ И НИНДЗЯ

Воспитание самурая

 
 
Порядок облачения самурая в доспехи (начало)
Порядок облачения самурая в доспехи (окончание)
Шлем кабуто
Действия всадника при стрельбе из лука
Хийа («огненная стрела») — зажигательная стрела, к древку которой прикреплялся бумажный цилиндр с зажигательной смесью и фитилем
Действия пехотинца при стрельбе из лука

Воспитание самурая начиналось с детства. Обычно вместо волшебных сказок родители рассказывали малышам о войнах, которых было немало в японской истории, мужественных героях-самураях, их блистательных победах над врагами или, когда доводилось, готовности хладнокровно пойти на смерть. Эти рассказы, по мнению взрослых, будили в ребенке желание самому когда-нибудь стать таким же, как те идеальные герои, вызывающие его восхищение.

Также мальчика с детства закаляли, учили владеть своим телом и чувствами, без жалоб сносить боль, холод и другие тяготы жизни. Железная воля, сильный характер, умение подчиняться жесткой дисциплине воспитывались не только увещеваниями и наставлениями, но и всеми условиями жизни будущего самурая. Так, мальчиков будили еще в предрассветные сумерки, оставляли играть в нетопленой комнате или надолго лишали еды.

Еще более суровые испытания ожидали мальчишек впереди, когда они подрастали и их уже можно было учить чтению и письму в соседнем храме или монастыре. Детям приходилось проделывать долгий путь туда и обратно в любую погоду, часто в ненастье даже без плаща, а зимой — босиком. Их приучали учиться побеждать страх: в одиночестве оставляли на ночь на кладбище или подле эшафота среди повешенных, обезглавленных и распятых.

Одновременно мальчиков учили владеть оружием. Приобщение к этому искусству начиналось с торжественной церемонии: будущему воину, которому к тому времени исполнилось пять лет, вручали меч. Однако первыми основными учебными предметами для него были плавание, верховая езда и джиу-джитсу — искусство самозащиты без оружия. Только после того как ученик осваивал эти азы, переходили к фехтованию, стрельбе из лука, единоборству на копьях.

Кроме того, юноша должен был овладеть и другими полезными навыками, например научиться плавать со связанными руками и ногами или в доспехах, преодолевать водные преграды, используя вместо моста лианы, и, не оступаясь, сражаться среди бурных потоков горных рек.

Сыновья рядовых самураев получали, как правило, лишь домашнее воспитание и в крайнем случае могли посещать частные школы. Сегун, даймё и другие высшие представители сословия воинов отправляли своих сыновей в государственные элитные школы. Помимо различных боевых искусств юноши постигали там учение глубоко почитавшегося в Японии китайского философа Конфуция, а также изучали математику, медицину и фармацевтику, поэзию и музыку, овладевали искусством каллиграфии (красивого и четкого письма).

Таким образом, когда знатные молодые самураи покидали стены школы, они были не только превосходными воинами, но и в высшей степени образованными людьми, способными тонко чувствовать прекрасное.

К окончанию учебы, в 15 лет, юноша должен был стать таким, каким полагалось быть настоящему самураю: «Спокойным, как лес, неподвижным, как гора, холодным, как туман, быстрым, как ветер, в принятии решения и яростным в, атаке, как огонь».

Если молодой человек соответствовал этим требованиям, его принимали в сообщество воинов.