СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЯПОНИЯ: САМУРАИ И НИНДЗЯ

Доспехи и оружие самураев

 
 
О-ёрой — японские доспехи (до XV в.)
Длинный меч (катана) и короткий меч (вакадзаси) были обязательной частью повседневной экипировки самурая
Цуба — гарда (пластина для защиты кисти) самурайского меча — часто искусно украшалась

Если сравнить доспехи самураев с теми, что носили в средневековье рыцари Европы, то преимущество творения японских оружейных мастеров очевидно. Начиная с середины XIII века защитное вооружение превращало европейского рыцаря в подобие беспомощной куклы: его доспехи были так тяжелы, что если во время боя этот «железный человек» падал с лошади, то встать самостоятельно он уже не мог. Предметы снаряжения японского воина не были так жестко скреплены друг с другом и не мешали движению. Вес полного комплекта снаряжения не достигал даже 12 килограммов. При этом торс самурая защищали нагрудник и наспинник из стальных пластинок, а руки и ноги — латные нарукавники и наголенники. Снаряжение самурая состояло из 23 предметов: все части, заходя друг на друга, словно чешуя, закрывали одна другую. Самурай, облаченный в доспехи, не только был довольно надежно защищен от стрел, ударов копей и мечей, но мог самостоятельно передвигаться и без посторонней помощи садиться в седло, даже бегать, прыгать, взбираться вверх и плавать.

Доспехи японского воина не только защищали. Их светящиеся краски, искусно сделанные украшения, разноцветные гербы «сообщали» об особом ранге их владельца. Кроме того, самим своим видом они нагоняли на врага страх. И развевавшиеся над плечами самурая крылья, и причудливый шлем с широкими полями и фантастическими украшениями производили на противника ужасающее впечатление, парализуя его боевой дух. Особенно жуткой казалась маска, сквозь прорези которой самурай пронизывал врага пристальным, леденящим кровь взглядом.

Оружие японского воина также отличалось от вооружения европейского рыцаря. Рыцари сражались прямыми мечами, а самураи — слегка изогнутыми и гораздо более легкими. Японские мечи с их изящными клинками, пышно декорированными ножнами и рукоятью, перевитой разноцветными шелковыми тесемками, были очень красивы.

Японские мечи были нескольких разновидностей: одни из них самураи носили, облачившись в доспехи, другие — в светское одеяние. Мечи всегда носили попарно. Каждая пара (дайсё) состояла из длинного и короткого мечей.

Боевые мечи назывались тати и танго. Тати закрепляли тесемками на поясе и носили на левом боку. У тати была очень длинная рукоять, поэтому его можно было держать обеими руками. Танто, кинжал длиной около 30 сантиметров, засовывали за пояс спереди, чтобы в любой момент его можно было вынуть из ножен.

Как только самурай снимал свои доспехи и надевал повседневную одежду, он менял и «военную» дайсё на «штатскую» — катану и вакадзаси. Оба этих меча носили за поясом. Длинный меч — катана — напоминал тати, у него лишь не было приспособления для ношения на боку, а вакадзаси представлял собой увеличенный вариант танто.

Дайсё играла важную роль в жизни самураев. Она удостоверяла, что ее владелец принадлежит к высшему сословию. Но, кроме того, самурай воспринимал дайсё и как символ своего личного достоинства и чести. Потому он снимал катану лишь тогда, когда этого требовал этикет, — во время аудиенций у императора, встреч, на которых обсуждались важные вопросы, визитов или у себя дома. Ну а с вакадзаси даже в родных стенах он расставался, лишь когда снимал с себя всю одежду — например, перед купанием и ложась спать. Но в любом случае мечи всегда находились у него под рукой: они стояли наготове перед входом в жилую комнату, рядом с письменным столом или у изголовья спального мата (татами), в узорчатой деревянной стойке.