СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЯПОНИЯ: САМУРАИ И НИНДЗЯ

Кэндзюцу - искусство владения мечом

 
 
Катана
Юми — длинный лук
ЛЕВОСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ И ЭТИКЕТ МЕЧА

В Японии обнажение любого оружия на улице, удар ножнами о ножны или бряцание оружием были равнозначны вызову. Поэтому даже копья яри и нагината полагалось носить в ножнах или чехлах. Полагают, что левостороннее движение в Японии обязано своим происхождением именно этикету меча, поскольку при таком направлении движения два самурая, столкнувшись на улице, не задевали друг друга мечами (что было бы тяжким оскорблением). Кроме того, в случае стычки удар выхваченным мечом легче было наносить в правую сторону.

Самураи считали сражение на мечах высоким искусством и начинали учиться ему сызмальства, а оттачивали умение в изнурительных тренировках всю жизнь. Цель искусства владения мечом, называемого кэндзюцу, заключалась в достижении победы за счет молниеносной быстроты, позволяющей отбить атаку противника, нанесения скользящего удара по шее или укола в бок.

Успех поединка в подавляющем большинстве случаев зависел не от грубого натиска, а от совершенного владения оружием, хладнокровной оценки ситуации, моментальной реакции и абсолютной точности удара. Чтобы достичь совершенства в этом боевом искусстве, те из самураев, которые могли себе это позволить, по окончании основного обучения посещали еще и какую-нибудь из многочисленных, расположенных по всей стране государственных или частных школ, где жили и преподавали лучшие в Японии мастера кэндзюцу.

Обучение в этих школах начиналось с постижения «искусства выхватывать меч» — умения из любого положения, например с колен, стремительно вскочить на ноги, выхватывая из ножен клинок, и мгновенно принять правильную боевую стойку. Уже подготовленным ученикам усложняли задачу, добавляя другие упражнения. Освоившие их переходили к отработке более трудных приемов. Оттачивали не только сноровку, быстроту реакции и точность удара, но и умение оценивать намерения противника.

Довольно рано юношей допускали к упражнениям «на человеке». При этом поначалу они сражались деревянными палками, затем затупленными мечами, и лишь потом им разрешалось брать в руки настоящее оружие. На этом этапе подготовки молодой самурай первым делом изучал 16 основных ударов кэндзюцу — вниз, вверх, наотмашь и по дуге. Лишь когда ученик безупречно овладевал ими, он переходил к отработке различных способов нападения и обороны, от которых на поле боя зависела жизнь самурая.

Высшей ступенью постижения кэндзюцу было изучение техники ведения боя двумя мечами, когда будущий воин демонстрировал полученные навыки в поединке с группой противников. При этом нужно было обладать недюжинными акробатическими способностями. Многие самураи в совершенстве владели этой сложной техникой. Насколько можно было в этом преуспеть, ярко показывает пример основателя школы кэндзюцу Камидзуми Исэ-но-ками Хидэцуна (1392—1490 гг.). Рассказывали, что он мог вести бой одновременно с 16 противниками, вооруженными копьями, и при этом всегда побеждал.